Рефераты. Сократ и его творчество






получаса ходьбы от столицы Аттики. Отец Сократа—Софрониск, ремесленник-

камнетес, а мать – Финарета – повивальная бабка. Во время войны Афин со

Спартой Сократ доблестно исполнял свой воинский долг. Он трижды участвовал

в сражениях, в последний раз—в битве при Амфиподе в 422 г. до н. э., когда

спартанцы разбили афинян (этой битвой закончился первый период войны,

завершившийся Никиевым миром 421 г. до н. э.). Во втором периоде этой

злосчастной для Афин войны Сократ уже не участвовал. Но она его коснулась

одним из своих трагических событий. В 406 г. до н. э. афиняне после ряда

поражений одержали победу при Аргинусских островах в морском сражении, но

афинские стратеги вследствие бури не смогли похоронить убитых. Победителей

судили в совете пятисот. Будучи в это время пританом булэ (заседателем в

совете), Сократ воспротивился скороспелому суду над всеми стратегами сразу.

Сократа не послушались, и все восемь стратегов были казнены. Поражение Афин

в Пелопоннесской войне и последующая тирания тридцати также не прошли мимо

Сократа. Однажды, будучи снова пританом, Сократ отказался участвовать в

расправе тиранов над одним честным афинским гражданином.

Так Сократ исполнял свои общественные обязанности, которые в условиях

античной демократии исполняли все свободные афиняне. Однако Сократ не

стремился к активной общественной деятельности. Он вел жизнь философа: жил

непритязательно, но имел досуг. Был плохим семьянином, не заботился ни о

жене, ни о трех своих сыновьях, родившихся у него поздно. Все свое время

Сократ посвящал философским беседам и спорам. У него было много учеников. В

отличие от софистов Сократ не брал денег за обучение.

Смерть Сократа

После свержения тирании тридцати и восстановления в Афинах демократии

Сократ был обвинен в безбожии. Обвинение исходило от трагического поэта

Мелета, богатого кожевника Анита и оратора Ликона. В диалоге «Менон» Платон

сообщает, что Анит, демократ, изгонявшийся из Афин тридцатью тиранами и

участник их ниспровержения, выказывает крайнюю неприязнь перед софистами,

говоря, что «софисты—это очевидная гибель и порча для тех, кто с ними

водится» (91 С) Когда Сократ, приведя в пример заурядных детей выдающихся

афинян, высказывает уверенность, что «добродетели обучить нельзя» (94 Е)

Анит грубо его обрывает, после чего Сократ с горечью замечает, что Анит

думает, что и он, Сократ, подобно софистам губит людей, В диалоге

«Эвтифрон» Сократ говорит случайно встреченному им Эвтифрону, что некий

Мелет, человек, по-видимому, молодой и незначительный, написал на него,

Сократа, донос, где обвиняет его в том, что он развращает юношество,

выдумывая новых богов и ниспровергая старых. Эвтифрон успокаивает Сократа.

Однако весной 399 г. до н. э. философ предстал перед гелиеей—судом

присяжных. В качестве обвинителя выступил Мелет, заявивший, что клятвенно

обвиняет Сократа в том, что «он не чтит богов, которых чтит город, а вводит

новые божества, и повинен в том, что развращает юношество; и наказание за

то—смерть» Для успеха своего обвинения Мелет должен был набрать по крайней

мере пятую часть голосов тех, кто заседал в Гелие. В ответ на обвинение

Сократ произнес свою защитительную речь, в которой опровергал выдвинутые

против него обвинения, после чего был признан виновным уже большинством

голосов. Теперь Сократу надо было самому себе назначить наказание. Он

предложил присудить ему пожизненный бесплатный обед в Пританее вместе с

олимпийскими чемпионами, а в крайнем случае – штраф в одну мину, после чего

присяжные осудили Сократа на казнь еще большим количеством голосов. Тогда

Сократ произнес свою третью речь, сказав, что он уже стар (ему было тогда

70 лет) и не боится смерти, которая есть или переход в небытие, или жизнь в

Аиде, где он встретится с Гомером и другими выдающимися людьми. В памяти же

потомства он, Сократ, навсегда останется мудрецом, тогда как его обвинители

пострадают (и в самом деле они, согласно Плутарху, повесились). Все три

речи Сократа содержатся в платоновском произведении «Апология Сократа».

Сократа должны были казнить сразу, но накануне суда из Афин ушел на остров

Делос корабль с ежегодной религиозной миссией. До возвращения корабля казни

запрещались обычаем. В ожидании казни Сократу пришлось тридцать дней

провести в тюрьме. Накануне ее ранним утром к Сократу, подкупив тюремщика,

пробирается его друг Критон, сообщивший, что стражи подкуплены и Сократ

может бежать. Сократ отказался, считая, что надо повиноваться установленным

законам, иначе он уже эмигрировал бы из Афин. И хотя теперь его осудили

несправедливо, закон надо чтить. Об этом мы узнаём из платоновского диалога

«Критон». В диалоге же «Федон» Платон повествует о последнем дне жизни

Сократа. Этот день Сократ провел со своими учениками. Он говорит им, что не

боится смерти, потому что был к ней подготовлен всей своей философией и

образом жизни. Ведь само философствование, по его убеждению, есть не что

.иное, как умирание для земной жизни и подготовка к освобождению

бессмертной души от ее смертной телесной оболочки. Вечером пришла жена

Ксантиппа, пришли родственники Сократа, привели его трех сыновей. Он с ними

простился и отпустил их. Затем в присутствии своих учеников Сократ выпил

чашу растительного яда. Согласно Платону, Сократ скончался тихо. Его

последними словами была просьба принести петуха в жертву Асклепию. Такую

жертву обычно приносили богу медицины выздоровевшие. Сократ же хотел этим

подчеркнуть, что смерть тела – это выздоровление души. Нетрудно заметить,

что «федо – новский» Сократ по-другому представляет себе смерть, чем Сократ

из «Апологии». Это неудивительно. Сократ из «Апологии» ближе к

историческому Сократу. В «Федоне» же Платон приписал Сократу уже свои,

более идеалистические взгляды, вложив в его уста свои четыре доказательства

бессмертия души. Такова внешняя сторона жизни и смерти Сократа. Внутренняя

жизнь Сократа. Сократ любил задумчивую созерцательность. Нередко он

настолько уходил в самого себя, что становился неподвижным и отключался от

внешнего мира. В платоновском диалоге «Пир» Алкивиад рассказывает, что

однажды во время осады Потидеи Сократ задумавшись простоял, нс сходя с

места, сутки. Сократ пережил духовную эволюцию. Ему никогда не приходило в

голову, что он мудр, пока на вопрос одного его почитателя, есть ли кто

мудрее Сократа, дельфийский оракул ответил, что нет, чем Сократ был очень

озадачен. Желая опровергнуть пифию, Сохрат стал общаться с теми, кого

считал умнее себя, но с удивлением увидел, что мудрость этих людей

кажущаяся. Но и тогда Сократ не возгордился. Он решил, что Аполлон устами

пифии хотел сказать, что Сократ мудрее других не потому, что он

действительно мудр, а потому, что он знает, что его мудрость ничего не

стоит перед мудростью бога. Другие же не мудры, потому что думают, что они

что-то знают. Сократ так формулирует свое превосходство над другими людьми:

«Я знаю, что я ничего не знаю».

Сократовский поворот философствования от природы к человеку

Сократ - представитель идеалистического религиозно-нравственного

мировоззрения, открыто враждебного материализму. Впервые именно Сократ

сознательно поставил перед собой задачу обоснования идеализма и выступил

против античного материалистического миропонимания, естественнонаучного

знания и безбожия. Сократ исторически был зачинателем " тенденции, или

линии Платона " в античной философии.

Сократ - великий античный мудрец, - стоит у истоков рационалистических

и просветительских традиций европейской мысли. Ему принадлежит выдающееся

место в истории моральной философии и этики, логики, диалектике,

политических и правовых учений. Влияние, оказанное им на прогресс

человеческого познания, ощущается до наших дней. Он навсегда вошел в

духовную культуру человечества.

Образ жизни Сократа, нравственные и политические коллизии в его

судьбе, популярный стиль философствования, воинская доблесть и мужество,

трагический финал - окружили его имя притягательным ореолом легендарности.

Слава, которой Сократ удостоился еще при жизни, легко переживала целые

эпохи и, не померкнув, сквозь толщу двух с половиной тысячелетий дошла до

наших дней. Сократом интересовались и увлекались во все времена. От века к

веку аудитория его собеседников изменялась, но не убывала. И сегодня она,

несомненно, многолюднее, чем когда бы то ни было. В центре сократовской

мысли - тема человека, проблемы жизни и смерти, добра и зла, добродетелей

и пророков, права и долга, свободы и ответственности, общества. И

сократовские беседы - поучительный и авторитетный пример того, как можно

ориентироваться в чаще этих вечно актуальных вопросов. Обращение к Сократу

во все времена было попыткой понять себя и свое время. И мы, при всем

своеобразии нашей эпохи и новизне задач, не исключение.

Сократ - принципиальный враг изучения природы. Работу человеческого

разума в этом направлении он считает нечестивым и бесплодным

вмешательством в дело богов. Мир представляется Сократу творением

божества, "столь великого и всемогущего, что оно все сразу и видит, и

слышит, и повсюду присутствует, и обо всем имеет попечение". Нужны

гадания, а не научные исследования, чтобы получить указания богов

относительно их воли. И в этом отношении Сократ ничем не отличался от

любого невежественного жителя Афин. Он следовал указаниям дельфийского

оракула и советовал делать это своим ученикам. Сократ аккуратно приносил

жертвы богам и вообще старательно выполнял все религиозные обряды.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.