Рефераты. Социальные функции науки






В эпоху средневековья теология постепенно завоевала положение верховной

инстанции, призванной обсуждать и решать коренные мировоззренческие

проблемы, такие, как вопрос о строении мироздания и месте человека в нем, о

смысле и высших ценностях жизни и т.п. В сфере же зарождавшейся науки

оставались проблемы более частного и «земного» порядка.

Коперниковским переворотом, случившимся четыре с половиной столетия

назад, наука впервые оспорила у теологии ее право монопольно определять

формирование мировоззрения. Именно это стало первым актом в процессе

проникновения научного знания и научного мышления в структуру деятельности

человека и общества; именно здесь обнаружились первые реальные признаки

выхода науки в мировоззренческую проблематику, в мир размышлений и

устремлений человека. Ведь для того чтобы принять гелиоцентрическую систему

Коперника, необходимо было не только отказаться от некоторых догматов,

утверждавшихся теологией, но и согласиться/с представлениями, которые резко

противоречили обыденному мировосприятию.

Должно было пройти немало времени, вобравшего в себя такие

драматические эпизоды, как сожжение Дж.Бруно, отречение Г.Галилея, идейные

конфликты в связи с учением Ч.Дарвина о происхождении видов, прежде чем

наука смогла стать решающей инстанцией в вопросах первостепенной

мировоззренческой значимости, касающихся структуры материи и строения

Вселенной, возникновения и сущности жизни, происхождения человека и т.д.

Еще больше времени потребовалось для того, чтобы предлагаемые наукой ответы

на эти и другие вопросы стали элементами общего образования. Без этого

научные представления не могли превратиться в составную часть культуры

общества. Итак, мировоззренческая функция науки помогает человеку не только

объяснить известные ему знания о мире, но и выстроить их в целостную

систему, рассмотреть явления окружающего мира в их единстве и многообразии,

выработать свое мировоззрение.

Одновременно с этим процессом возникновения и укрепления познавательно

- мировоззренческих функций науки занятия наукой постепенно становились в

глазах общества самостоятельной и вполне достойной, респектабельной сферой

человеческой деятельности. Иначе говоря, происходило формирование науки как

социального института в структуре общества.

2.2 Функция науки как непосредственной производительной силы.

Отвечая на экономические потребности общества, наука реализует себя в

функции непосредственной производительной силы, выступая в качестве

важнейшего фактора хозяйственно-культурного развития людей. Именно крупное

машинное производство, которое возникло в результате индустриального

переворота XVIII—XIX вв., составило материальную базу для превращения науки

в непосредственную производительную силу.

Производственная, технико-технологическая функция призвана

для внедрения в производство нововведений инноваций, новых технологий,

форм организации и др. Исследователи говорят и пишут о превращении

науки в непосредственную производительную силу общества, о науке как

особом "цехе" производства, отнесении ученых к производительным

работникам, а все это как раз и характеризует данную функцию науки.

Обсуждая о функциях науки как непосредственной производительной силы,

то нам сегодня эти функции, пожалуй, представляются не только наиболее

очевидными, но и первейшими, изначальными. И это понятно, если учитывать

беспрецедентные масштабы и темпы современного научно-технического

прогресса, результаты которого ощутимо проявляются во всех отраслях жизни и

во всех сферах деятельности человека. Однако при историческом рассмотрении

картина предстает в ином свете. Процесс превращения науки в

непосредственную производительную силу впервые был зафиксирован и

проанализирован К.Марксом в середине прошлого столетия, когда синтез науки,

техники и производства был не столько реальностью, сколько перспективой.

В период становления науки как социального института вызревали

материальные предпосылки для осуществления такого синтеза, создавался

необходимый для этого интеллектуальный климат, вырабатывался

соответствующий строй мышления. Конечно, научное знание и тогда не было

изолировано от быстро развивавшейся техники, но связь между ними носила

односторонний характер. Некоторые проблемы, возникавшие в ходе развития

техники, становились предметом научного исследования и даже давали начало

новым научным дисциплинам.

Так было, например, с гидравликой, с термодинамикой. Сама же наука мало

что давала практической деятельности — промышленности, сельскому хозяйству,

медицине. И дело было не только в недостаточном уровне развития науки, но

прежде всего в том, что сама практика, как правило, не умела, да и не

испытывала потребности опираться на завоевания науки или хотя бы просто

систематически учитывать их. Вплоть до середины XIX века случаи, когда

результаты науки находили практическое применение, были эпизодическими и не

вели ко всеобщему осознанию и рациональному использованию тех богатейших

возможностей, которые сулило практическое использование результатов научных

исследований.

Со временем, однако, становилось очевидным, что сугубо эмпирическая

основа слишком узка и ограниченна для того, чтобы обеспечить непрерывное

развитие производительных сил, прогресс техники. И промышленники, и ученые

начинали видеть в науке мощный катализатор процесса непрерывного

совершенствования средств производственной деятельности. Осознание этого

резко изменило отношение к науке и явилось существенной предпосылкой для ее

решающего поворота в сторону практики, материального производства. И здесь,

как и в культурно-мировоззренческой сфере, наука недолго ограничивалась

подчиненной ролью и довольно быстро выявила свой потенциал

революционизирующей силы, в корне меняющей облик и характер производства.

Важной стороной превращения науки в непосредственную производительную

силу является создание и упрочение постоянных каналов для практического

использования научных знаний, появление таких отраслей деятельности, как

прикладные исследования и разработки, создание сетей научно-технической

информации и др. Причем, вслед за промышленностью такие каналы возникают и

в других отраслях материального производства и даже за его пределами. Все

это влечет за собой значительные последствия и для науки, и для практики.

Если говорить о науке, то она прежде всего получает новый мощный

импульс для своего развития, поскольку «применение науки к

непосредственному производству само становится для нее одним из

определяющих и побуждающих моментов». Со своей стороны, практика все более

явно ориентируется на устойчивую и непрерывно расширяющуюся связь с наукой.

Для современного производства, да и не только для него, все более широкое

применение научного знания выступает как обязательное условие самого

существования и воспроизводства многих видов деятельности, возникших в свое

время вне всякой связи с наукой, не говоря уже о тех, которые ею порождены.

2.3 Функция науки в качестве социальной силы

Сегодня, в условиях научно-технической революции, у науки все более

отчетливо обнаруживается еще одна группа функций — она начинает выступать и

в качестве социальной силы, непосредственно включаясь в процессы

социального развития. Наиболее ярко это проявляется в тех довольно

многочисленных в наши дни ситуациях, когда данные и методы науки

используются для разработки масштабных планов и программ социального и

экономического развития. При составлении каждой такой программы,

определяющей, как • правило, цели деятельности многих предприятий,

учреждений и организаций, принципиально необходимо непосредственное участие

ученых как носителей специальных знаний и методов из разных областей.

Существенно также, что ввиду комплексного характера подобных планов и

программ их разработка и осуществление предполагают взаимодействие

общественных, естественных и технических наук.

Очень важны функции науки как социальной силы в решении глобальных

проблем современности. В качестве примера здесь можно назвать экологическую

проблематику. Как известно, бурный научно-технический прогресс составляет

одну из главных причин таких опасных для общества и человека явлений, как

истощение природных ресурсов планеты, растущее загрязнение воздуха, воды,

почвы. Следовательно, наука — один из факторов тех радикальных и далеко не

безобидных изменений, которые происходят сегодня в среде обитания человека.

Этого не скрывают и сами ученые. Напротив, именно они были в числе тех, кто

стал первым подавать сигналы тревоги, именно они первыми увидели симптомы

надвигающегося кризиса и привлекли к этой теме внимание общественности,

политических и государственных деятелей, хозяйственных руководителей.

Научным данным отводится ведущая роль и в определении масштабов и

параметров экологических опасностей. В этой своей функции наука затрагивает

социальное управление. Любопытный пример, подтверждающий, что наука всегда

пыталась преподать себя как дополнительная социальная сила, связан с первой

демонстрацией такого чисто «созерцательного» инструмента, как телескоп,

который Галилей, представляя сенаторам Венецианской республики,

пропагандировал как средство, позволяющее различать вражеские корабли

«двумя или более часами» раньше.

Наука в данном случае отнюдь не ограничивается созданием средств для

решения поставленных перед ней извне целей. И объяснение причин

возникновения экологической опасности, и поиск путей ее предотвращения,

первые формулировки экологической проблемы и ее последующие уточнения,

выдвижение целей перед обществом и создание средств для их достижения — все

это в данном случае тесно связано с наукой, выступающей в функции

социальной силы. В этом качестве наука оказывает комплексное воздействие на

общественную жизнь, особенно интенсивно затрагивая технико-экономическое

развитие, социальное управление и те социальные институты, которые

участвуют в формировании мировоззрения.

2.4 Культурная функция науки.

Культурная, образовательная функция заключается главным образом в том,

что наука является феноменом культуры, заметным фактором культурного

развития людей и образования. Ей достижения идеи и рекомендации заметно

воздействуют на весь учебно-воспитательный процесс, на содержание

программ планов, учебников, на технологию, формы и методы обучения.

Безусловно, ведущая роль здесь принадлежит педагогической науке. Данная

функция науки осуществляется через культурную деятельность и политику,

систему образования и средств массовой информации, просветительскую

деятельность ученых и др. Не забудем и того, что наука является культурным

феноменом, самым имеет соответствующую направленность, занимает

исключительно важное место в сфере духовного производства.

Культурная функция науки не сводима только к результативному исходу, т.е.

к тому, что результаты научной деятельности составляют также и совокупный

потенциал культуры как таковой. Культурная функция науки сильна своей

процессуальностью. Она предполагает прежде всего формирование человека в

качестве субъекта деятельности и познания. Само индивидуальное познание

совершается исключительно в окультуренных, социальных формах, принятых и

существующих в культуре. Индивид застает уже готовыми («априори» в

терминологии И. Канта) средства и способы познания, приобщаясь к ним в

процессе социализации. Исторически человеческое сообщество той или иной

эпохи всегда располагало и общими языковыми средствами, и общим

инструментарием, и специальными понятиями и процедурами — своеобразными

«очками», при помощи которых прочитывалась действительность, «призмой»,

сквозь которую она разглядывалась. Научное знание, глубоко проникая в быт,

составляя существенную основу формирования сознания и мировоззрения людей,

превратилось в неотъемлемый компонент социальной среды, в которой

происходит становление и формирование личности.

Наука, понимаемая как социокультурный феномен, не может развиваться вне

освоения знаний, ставших общественным достоянием и хранящихся в социальной

памяти. Культурная сущность науки влечет за собой ее этическую и ценностную

наполненность. Открываются новые возможности этоса науки: проблема

интеллектуальной и социальной ответственности, морального и нравственного

выбора, личностные аспекты принятия решений, проблемы нравственного климата

в научном сообществе и коллективе.

2.5 Другие социальные функции науки.

На основе достаточно пестрой и разноплановой совокупной личностной

картины мира индивид формирует отношение к себе, другим людям и их природе.

Переосмысление картины мира осуществляется в соотношении с потребностями и

интересами, идеалами и нормами жизнедеятельности. Измененные таким образом

знания приобретают ценность для субъекта, сравниваются с ценностями других

субъектов, всего общества. В этом проявляется аксиологическая функция

науки.

Культурно-воспитательная, образовательная функция заключается

главным образом в том, что наука является феноменом культуры, заметным

фактором культурного развития людей и образования. Ей достижения идеи и

рекомендации заметно воздействуют на весь учебно-воспитательный

процесс, на содержание программ планов, учебников, на технологию,

формы и методы обучения. Безусловно, ведущая роль здесь принадлежит

педагогической науке. Данная функция науки осуществляется через

культурную деятельность и политику, систему образования и

средств массовой информации, просветительскую деятельность ученых и

др. Не забудем и того, что наука является культурным феноменом, самым

имеет соответствующую направленность, занимает исключительно важное место

в сфере духовного производства.

Прогностическая функция - наука позволяет человеку не только изменять

окружающий мир сообразно своим желаниям и потребностям, но и прогнозировать

последствия таких изменений. При помощи научных моделей ученые могут

показать возможные опасные тенденции развития общества и дать рекомендации

по их определению.

Управленческо - регулятивная функция выражается в том, что наука

должна разрабатывать идейно-теоретические и методологические основы

управления и регуляции, прежде всего это касается социальных явлений

и процессов. Ученые, менеджеры, социологи, психологи, политологи

и экономисты осуществляют информационное обеспечение

управленческо-регулятивного процесса,. консультирование работников

государственного аппарата, своими практическими рекомендациями

способны повышать эффективность управленческих решений,

совершенствовать организационные структуры, служебные и деловые

отношения; научные работники через свою педагогическую деятельность

могут значительна поднять уровень управленческой культуры

руководящих кадров.

Идейно-преемственная, традиционная функция обеспечивает

наследование, сохранение всех достижений научного "коллективного

интеллекта", научной памяти, связь времен, преемственность различных

поколений ученых, передачу традиций исследовательской эстафеты,

определенных норм, ценностей и идеалов в сфере научного производства,

сообщества и этоса.

Практически-действенная функция в известной мере как бы интегрирует

все другие функции науки, характеризует её как универсальную

преобразующую социальную силу, которая способна изменить все общество,

все его сферы, стороны и отношения. Данная функция осуществляется

главным образом через практическую, производственную деятельность

людей, в которой происходит процесс материализации, "овеществления"

научного знания, идей ученых.

Заключение.

В своем докладе я рассмотрел такую важную в философии тему, как

«Социальные функции науки». Раскрывая тему, я показал, что социальные

функции науки были и остаются актуальными, так как в функциях науки

обнаруживаются возможности и способности участвовать в решении кардинальных

проблем жизнедеятельности общества, в создании более благоприятных условий

и содержания жизни людей, в формировании культуры.

Возрастающая роль науки в общественной жизни породила ее особый статус

в современной культуре и новые черты ее взаимодействия с различными слоями

общественного сознания. В этой связи остро ставится проблема особенностей

научного познания и его соотношения с другими формами познавательной

деятельности (искусством, обыденным сознанием и т.д.). Эта проблема, будучи

философской, по своему характеру, в то же время имеет большую практическую

значимость. Осмысление специфики науки является необходимой предпосылкой

внедрения научных методов в управление культурными процессами. Оно

необходимо и для построения теории управления самой наукой в условиях

развития НТР, поскольку выяснение закономерностей научного познания требует

анализа его социальной обусловленности и его взаимодействия с различными

феноменами духовной и материальной культуры.

У порога XXI века – века развития науки и высоких технологий,

социальные функции науки быстро умножаются и разнообразятся, тем самым

вызвали надежду при решении самых разных проблем, возникающих в ходе

общественного развития.

Список использованной литературы:

1. Введение в философию: учебник. В22 / Под. Ред. И. Т. Фролова. М-

1989;

2. А. В. Юревич, И. П. Цапенко. Вопросы философии. М-1998;

3. В. С. Степин, В. Г. Горохов и М. А. Розов. Философия науки и

техники. М-1989;

4. Дж. Д. Бернал. Социальная функция науки. М-1938;

5. Лешкевич Т. Г. Философия науки и техники. М-1984;

6. lib.vvsu.ru/books/Bakalavr01/page0191.asp;

7. cultura.nm.ru/philosophy/glava_61.dhtml.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.