иметь свою противоположность, вместе с которой она образует
определенный категориальный континуум.
2. Принцип соответствия этапам познания - последовательность
категорий должна соответствовать логике индивидуального и
коллективного познания.
3. Принцип диалектического перехода – переход от одной категории к
другой должен осуществляться либо путем отрицания либо путем
синтеза предшествующих категорий
С помощью каких категорий можно описать любое явление Бытия?
Признаюсь откровенно, мне не удалось решить задачу отбора категорий в
систему и выстроить ее внутреннею архитектонику так, чтобы с первого
взгляда возникало стойкое ощущение полноты, взаимосвязанности и
непротиворечивости. До Гегеля мне еще далеко. Однако, считаю необходимым
зафиксировать первые шаги на пути создания такой системы.
Онтология
|Действительное |Исчезновение – Возникновение |Возможное |
|Материальное |Идеализация - Материализация |Идеальное |
|Дискретное |Продолжение – Прекращение |Непрерывное |
|Количественное |Определение – обезличивание |Качественное |
|Изменчивое |Стабилизация – Дестабилизация |Неизменное |
|Внешнее |Экстериоризация – Интериоризация |Внутреннее |
|Следствие |Воздействие – Претерпевание |Причина |
|Необходимое |Дестабилизация – Стабилизация |Случайное |
|Явление |Обратная связь – Эманация |Сущность |
|Часть (элемент)|Интеграция – Дифференциация |Целое |
| | |(структура) |
Гносеология
|Абсолютное |Перенос точки зрения внутрь или во вне |Относительное |
|Различное |Сравнение |Тождественное |
|Содержание |Оформление – Структурирование |Форма |
|Единичное, |Обобщение – Конкретизация |Общее |
|особенное | | |
Аксиология
|Зло |Оценивание |Добро |
В каких отношениях и соотношениях находятся категории?
Задача классификации самих категорий представляется достаточно сложной.
Начнем с того, что сами категории есть Знаки. С их помощью Субъект
Отображает многообразие Объектов действительности. Следовательно,
необходимо выделить три сферы категорий:
. Объектно-онтологическую – все, что характеризует Бытие, «независимое» от
нашего сознания, в том числе и Сущность, как невидимую изнанку объектов;
. Предметно-познавательную – все, с помощью чего мы судим о Бытии, сами
категории, понятия, формы суждений и логических операций;
. Субъектную – все, что характеризует намерения и особенности познающего
субъекта.
Далее, на мой взгляд, необходимо попытаться выстроить категории от общего
к частному, потому что суть самих категорий это Общее.
И наконец, последний критерий дли структурирования системы – это логика
индивидуального и исторического познания.
В идеале я вижу систему категорий, как многослойное сито, проникая через
которое, эмпирический и теоретический материал во-первых находит свое
точное место в картине мира, а во-вторых ограняется в соответствии с формой
ячеек на каждом уровне.
Часть 3. Практические возможности
В данной части я изложу несколько мыслей относительно практического
применения разрабатываемой системы категорий.
3.1 Практика отображения
Стратегии познания
С чего начинать познание и изменение объектов? Какие стратегии
приведут к более точному отображению и эффективному преобразованию?
От внешнего к внутреннему
От внешнего к внутреннему (от бытия к сущности, от видимости к
существованию и т.д.). Глубокий философский смысл ( данной стратегии
заключается в том, что разделение на внешнее и внутреннее, вещи-для-нас и
вещи-в-себе, Я и не-Я, является условием познания, как частного вида
взаимодействия познающего с познаваемым. Психологической аналогией и
подтверждением правильности стратегии «от внешнего к внутреннему» является
закон интериоризации, сформулированный Л.С. Выготским и развитый
Гальпериным в теории поэтапного формирования умственных действий. Сначала
действие должно быть произведено вовне и лишь затем оно может быть
совершено в символической форме во внутреннем плане.
От формы к содержанию
Гегелевский принцип «от абстрактного к конкретному», можно
переформулировать в принцип «от формы к содержанию», потому что на
практике, при определении категорий и понятий гораздо чаще используется
понятие форма. Практическая значимость приоритета формы заключается в том,
сначала необходимо понять или задать структуру, а затем конкретизировать
или наполнять содержанием. Это относится к написанию научных работ и
отчетов.
Классификация исследуемых объектов
Мое диссертационное исследование посвящено рискам в управлении
персоналом. Многообразие определений риска, его видов и факторов создает
ощущение хаоса. Как упорядочить содержание имеющихся представлений о
рисках, связанных с человеческой деятельностью в организации и увидеть
исследовательские ниши?
Для данной задачи система категорий применима в качестве оснований для
классификации и характеристик рисков.
|Действительное |Риск |Возможное |
|Материальное |Риск |Идеальное |
|Дискретное |Риск |Непрерывное |
|Количественное |Риск |Качественное |
|Изменчивое |Риск |Неизменное |
|Энергия |Риск |Информация |
|Необходимое |Риск |Случайное |
Система факторов риска
Онтологические основания рисков
В основе существования и развития социальных систем, к которым принадлежит
и государство и организация, и команда, и сам человек, лежит
противоречивость.
Противоречивость порождает изменчивость социальных систем, а,
следовательно, и возможности развития (как прогресса, так и регресса).
Изменчивость сильнее всего проявляется на этапе нестабильности
функционирования системы. В так называемой точке бифуркации возникает
альтернативность (множественность) возможных путей развития.
Переход к новому состоянию системы совершается случайным
(маловероятностным) образом.
Гносеологические основания рисков
Развитие социальных систем по маловероятностным, неожиданным сценариям
порождает у воспринимающего субъекта состояние неопределенности.
Поскольку сам субъект является частью социальных систем, то он обладает
противоречивостью и изменчивостью.
Стало быть, внешняя неопределенность может породить внутреннюю
нестабильность, которая случайным образом приведет к маловероятностным
поступкам и действиям, которые, в свою очередь, изменят актуальное
состояние социальной системы, к которой принадлежит данный субъект.
Аксиологические основания рисков
Наступление маловероятных событий влечет за собой определенные последствия,
как для социальных систем, так и для субъекта.
В зависимости от собственной системы ценностей и направленности субъект
оценивает возможные события и их последствия как желаемые или нежелаемые.
Вероятность наступления желаемого порождает стремление, нежелаемого –
избегание.
Т.к. субъектами являются различные социальные системы различных уровней
общности, то вероятность наступления одних и тех же событий оценивается по-
разному, что приводит к разнонаправленным и противоречивым действиям.
Таким образом, вероятностность развития систем отображается познающим
субъектом в соответствии с его системой ценностей, что порождает собой
взаимодействие субъектов и систем по типу стремления к желаемым или
избегания нежелаемых событий.
3.2 Практика преобразования
Развитие через определение и самоопределение
Особо хочу подчеркнуть значимость определения, как одного из основных
процессов и познания и развития. Гегель часто использует понятие
определенность для определения категорий. И неслучайно.
Чтобы нечто познать необходимо сначала самому отделиться от этого
объекта, затем отделить этот объект от остальных и наконец понять его
внутреннюю структуру и содержание.
Определенность есть очерченность границ объекта или явления,
отделенность от иного. Само определение понятий и заключается в том, чтобы
сначала возвести познаваемый объект в более общую категорию, а затем,
методично отсекать все лишнее.
Почему определение есть инструмент развития и как оно действует?
1. Отделение Нечто от Иного есть качественно новый уровень
функционирования этого Нечто, как самостоятельного объекта. Пример:
кризис 3-х лет у детей, появление самосознания «Я сам!», первая
ступень перехода в новое качество самоуправляемости. Поэтому, для
личностного развития необходимо постоянно самоопределяться, а также
способствовать самоопределению других людей, предоставляя им
свободный выбор.
2. Ограничения стимулируют внутреннюю активность. Доказано, что
творческое задание без условий: «Нарисуйте что-нибудь» выполняется
менее продуктивно и оригинально, нежели творческое задание с
ограничениями: «Нарисуйте необычное животное карандашом за 30
минут». На тренингах мы используем ограничение времени на
выполнение заданий, в качестве одного из основных способов
повышения активности участников.
Организационное развитие
При консультировании руководителей всегда возникает вопрос о
стратегических целях и стратегиях их достижения. Как система категорий и
диалектический метод могут помочь в решении задач организационного
развития?
Понимание тенденций развития
Чтобы начать развиваться, необходимо определить нынешнее положение
организации и естественные тенденции ее развития. Категории в данном случае
выступают, как формы характеристики состояния отдельных аспектов и
организации в целом. Например, внутренняя нестабильность (реорганизация),
непрерывная внешняя изменчивость (законодательство).
Определив состояние, выявляем куда оно изменяется: усугубляется или
переходит в противоположное. Изменение качества свидетельствует о развитии
(прогресс или регресс); изменение количественных характеристик качества
свидетельствует о росте или спаде на данном уровне развития.
Если желательное актуальное состояние изменяется или нежелательное
усугубляется, мы записываем эти тенденции в список негативных (внутренняя
нестабильность усиливается, ). Если же наоборот, желательное усугубляется,
а нежелательное изменяется, то – в позитивные (внешняя изменчивость
прерывается).
Определение стратегии развития организации
Далее выделяем изменяемые и неизменяемые тенденции, соотнося желаемый
эффект с возможностями организации.
И, наконец, формируем из изменяемых тенденций окончательный ранжированный
по степени значимости перечень желаемых тенденций.
Например, от внутренней нестабильности к внешней устойчивости.
Самые значимые желаемые тенденции и будут являться стратегиями
организационного развития. Эвристическая значимость категорий в данном
случае заключается в понимании не только направления развития, но средств
этого развития.
Принципы корпоративной идеологии
Когда определены стратегии развития, необходимо сделать их инструментами
достижения целей. Это возможно путем оформления стратегий в принципы
корпоративной идеологии и доведения этих принципов до сознания сотрудников,
клиентов и общества.
Например:
“S” – надежная компания. Мы всегда полностью и своевременно
рассчитываемся с нашими Гостями, партнерами, и сотрудниками. Для нас важно,
чтобы наши Гости, партнеры и сотрудники чувствовали уверенность в нас и
знали, что “S” сдержит слово и выполнит взятые на себя обязательства.
Список литературы
Аристотель. Метафизика // Сочинения в 4-х т. – Т.1. – М., 1976 г.
Ганзен В.А. Системные описания в психологии. – Л.; Изд-во ЛГУ, 1984 г.
Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук: в 3-х т. – М., 1975 г.
Кант И. Критика чистого разума. – М.,1994 г.
Макаров М.Г. Сложность и вариативность категорий диалектики.- Л., «Наука»,
1988
Райл. Г. Понятие сознания. - М. Идея-Пресс. Дом Интеллектуальной книги.
Семенов С.П. Аутентизм. Основные отличительные понятия и концепции. – СПб.,
1998 г.
Труфимов С.Н. «Наука логики» Гегеля в доступном изложении: учебное пособие.
– Самара: Парус, 1999 г.
Туленов Ж.Т. Взаимосвязь категорий диалектики: Монография - М.: Высш.шк.,
1986
Тэпман Л.Н. Риски в экономике: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф.
В.А. Швандера. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002
Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. – М., 1980 г.
Шептулин А.П. Категории диалектики. – М., Изд-во «Высшая школа», 1971
Шептулин А.П. Категории диалектики как отражение закономерностей развития -
М.: Знание, 1980
-----------------------
Субстрат
Пространство
Время
Информация
Энергия
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
2003 г.
Отзывы и комментарии направляйте по адресу
kosnik@mail.ru
Буду рад ответить на Ваши вопросы.
С уважением,
Николай Костицын
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6