Рефераты. Система диалектических категорий Н.А. Костицын






иметь свою противоположность, вместе с которой она образует

определенный категориальный континуум.

2. Принцип соответствия этапам познания - последовательность

категорий должна соответствовать логике индивидуального и

коллективного познания.

3. Принцип диалектического перехода – переход от одной категории к

другой должен осуществляться либо путем отрицания либо путем

синтеза предшествующих категорий

С помощью каких категорий можно описать любое явление Бытия?

Признаюсь откровенно, мне не удалось решить задачу отбора категорий в

систему и выстроить ее внутреннею архитектонику так, чтобы с первого

взгляда возникало стойкое ощущение полноты, взаимосвязанности и

непротиворечивости. До Гегеля мне еще далеко. Однако, считаю необходимым

зафиксировать первые шаги на пути создания такой системы.

Онтология

|Действительное |Исчезновение – Возникновение |Возможное |

|Материальное |Идеализация - Материализация |Идеальное |

|Дискретное |Продолжение – Прекращение |Непрерывное |

|Количественное |Определение – обезличивание |Качественное |

|Изменчивое |Стабилизация – Дестабилизация |Неизменное |

|Внешнее |Экстериоризация – Интериоризация |Внутреннее |

|Следствие |Воздействие – Претерпевание |Причина |

|Необходимое |Дестабилизация – Стабилизация |Случайное |

|Явление |Обратная связь – Эманация |Сущность |

|Часть (элемент)|Интеграция – Дифференциация |Целое |

| | |(структура) |

Гносеология

|Абсолютное |Перенос точки зрения внутрь или во вне |Относительное |

|Различное |Сравнение |Тождественное |

|Содержание |Оформление – Структурирование |Форма |

|Единичное, |Обобщение – Конкретизация |Общее |

|особенное | | |

Аксиология

|Зло |Оценивание |Добро |

В каких отношениях и соотношениях находятся категории?

Задача классификации самих категорий представляется достаточно сложной.

Начнем с того, что сами категории есть Знаки. С их помощью Субъект

Отображает многообразие Объектов действительности. Следовательно,

необходимо выделить три сферы категорий:

. Объектно-онтологическую – все, что характеризует Бытие, «независимое» от

нашего сознания, в том числе и Сущность, как невидимую изнанку объектов;

. Предметно-познавательную – все, с помощью чего мы судим о Бытии, сами

категории, понятия, формы суждений и логических операций;

. Субъектную – все, что характеризует намерения и особенности познающего

субъекта.

Далее, на мой взгляд, необходимо попытаться выстроить категории от общего

к частному, потому что суть самих категорий это Общее.

И наконец, последний критерий дли структурирования системы – это логика

индивидуального и исторического познания.

В идеале я вижу систему категорий, как многослойное сито, проникая через

которое, эмпирический и теоретический материал во-первых находит свое

точное место в картине мира, а во-вторых ограняется в соответствии с формой

ячеек на каждом уровне.

Часть 3. Практические возможности

В данной части я изложу несколько мыслей относительно практического

применения разрабатываемой системы категорий.

3.1 Практика отображения

Стратегии познания

С чего начинать познание и изменение объектов? Какие стратегии

приведут к более точному отображению и эффективному преобразованию?

От внешнего к внутреннему

От внешнего к внутреннему (от бытия к сущности, от видимости к

существованию и т.д.). Глубокий философский смысл ( данной стратегии

заключается в том, что разделение на внешнее и внутреннее, вещи-для-нас и

вещи-в-себе, Я и не-Я, является условием познания, как частного вида

взаимодействия познающего с познаваемым. Психологической аналогией и

подтверждением правильности стратегии «от внешнего к внутреннему» является

закон интериоризации, сформулированный Л.С. Выготским и развитый

Гальпериным в теории поэтапного формирования умственных действий. Сначала

действие должно быть произведено вовне и лишь затем оно может быть

совершено в символической форме во внутреннем плане.

От формы к содержанию

Гегелевский принцип «от абстрактного к конкретному», можно

переформулировать в принцип «от формы к содержанию», потому что на

практике, при определении категорий и понятий гораздо чаще используется

понятие форма. Практическая значимость приоритета формы заключается в том,

сначала необходимо понять или задать структуру, а затем конкретизировать

или наполнять содержанием. Это относится к написанию научных работ и

отчетов.

Классификация исследуемых объектов

Мое диссертационное исследование посвящено рискам в управлении

персоналом. Многообразие определений риска, его видов и факторов создает

ощущение хаоса. Как упорядочить содержание имеющихся представлений о

рисках, связанных с человеческой деятельностью в организации и увидеть

исследовательские ниши?

Для данной задачи система категорий применима в качестве оснований для

классификации и характеристик рисков.

|Действительное |Риск |Возможное |

|Материальное |Риск |Идеальное |

|Дискретное |Риск |Непрерывное |

|Количественное |Риск |Качественное |

|Изменчивое |Риск |Неизменное |

|Энергия |Риск |Информация |

|Необходимое |Риск |Случайное |

Система факторов риска

Онтологические основания рисков

В основе существования и развития социальных систем, к которым принадлежит

и государство и организация, и команда, и сам человек, лежит

противоречивость.

Противоречивость порождает изменчивость социальных систем, а,

следовательно, и возможности развития (как прогресса, так и регресса).

Изменчивость сильнее всего проявляется на этапе нестабильности

функционирования системы. В так называемой точке бифуркации возникает

альтернативность (множественность) возможных путей развития.

Переход к новому состоянию системы совершается случайным

(маловероятностным) образом.

Гносеологические основания рисков

Развитие социальных систем по маловероятностным, неожиданным сценариям

порождает у воспринимающего субъекта состояние неопределенности.

Поскольку сам субъект является частью социальных систем, то он обладает

противоречивостью и изменчивостью.

Стало быть, внешняя неопределенность может породить внутреннюю

нестабильность, которая случайным образом приведет к маловероятностным

поступкам и действиям, которые, в свою очередь, изменят актуальное

состояние социальной системы, к которой принадлежит данный субъект.

Аксиологические основания рисков

Наступление маловероятных событий влечет за собой определенные последствия,

как для социальных систем, так и для субъекта.

В зависимости от собственной системы ценностей и направленности субъект

оценивает возможные события и их последствия как желаемые или нежелаемые.

Вероятность наступления желаемого порождает стремление, нежелаемого –

избегание.

Т.к. субъектами являются различные социальные системы различных уровней

общности, то вероятность наступления одних и тех же событий оценивается по-

разному, что приводит к разнонаправленным и противоречивым действиям.

Таким образом, вероятностность развития систем отображается познающим

субъектом в соответствии с его системой ценностей, что порождает собой

взаимодействие субъектов и систем по типу стремления к желаемым или

избегания нежелаемых событий.

3.2 Практика преобразования

Развитие через определение и самоопределение

Особо хочу подчеркнуть значимость определения, как одного из основных

процессов и познания и развития. Гегель часто использует понятие

определенность для определения категорий. И неслучайно.

Чтобы нечто познать необходимо сначала самому отделиться от этого

объекта, затем отделить этот объект от остальных и наконец понять его

внутреннюю структуру и содержание.

Определенность есть очерченность границ объекта или явления,

отделенность от иного. Само определение понятий и заключается в том, чтобы

сначала возвести познаваемый объект в более общую категорию, а затем,

методично отсекать все лишнее.

Почему определение есть инструмент развития и как оно действует?

1. Отделение Нечто от Иного есть качественно новый уровень

функционирования этого Нечто, как самостоятельного объекта. Пример:

кризис 3-х лет у детей, появление самосознания «Я сам!», первая

ступень перехода в новое качество самоуправляемости. Поэтому, для

личностного развития необходимо постоянно самоопределяться, а также

способствовать самоопределению других людей, предоставляя им

свободный выбор.

2. Ограничения стимулируют внутреннюю активность. Доказано, что

творческое задание без условий: «Нарисуйте что-нибудь» выполняется

менее продуктивно и оригинально, нежели творческое задание с

ограничениями: «Нарисуйте необычное животное карандашом за 30

минут». На тренингах мы используем ограничение времени на

выполнение заданий, в качестве одного из основных способов

повышения активности участников.

Организационное развитие

При консультировании руководителей всегда возникает вопрос о

стратегических целях и стратегиях их достижения. Как система категорий и

диалектический метод могут помочь в решении задач организационного

развития?

Понимание тенденций развития

Чтобы начать развиваться, необходимо определить нынешнее положение

организации и естественные тенденции ее развития. Категории в данном случае

выступают, как формы характеристики состояния отдельных аспектов и

организации в целом. Например, внутренняя нестабильность (реорганизация),

непрерывная внешняя изменчивость (законодательство).

Определив состояние, выявляем куда оно изменяется: усугубляется или

переходит в противоположное. Изменение качества свидетельствует о развитии

(прогресс или регресс); изменение количественных характеристик качества

свидетельствует о росте или спаде на данном уровне развития.

Если желательное актуальное состояние изменяется или нежелательное

усугубляется, мы записываем эти тенденции в список негативных (внутренняя

нестабильность усиливается, ). Если же наоборот, желательное усугубляется,

а нежелательное изменяется, то – в позитивные (внешняя изменчивость

прерывается).

Определение стратегии развития организации

Далее выделяем изменяемые и неизменяемые тенденции, соотнося желаемый

эффект с возможностями организации.

И, наконец, формируем из изменяемых тенденций окончательный ранжированный

по степени значимости перечень желаемых тенденций.

Например, от внутренней нестабильности к внешней устойчивости.

Самые значимые желаемые тенденции и будут являться стратегиями

организационного развития. Эвристическая значимость категорий в данном

случае заключается в понимании не только направления развития, но средств

этого развития.

Принципы корпоративной идеологии

Когда определены стратегии развития, необходимо сделать их инструментами

достижения целей. Это возможно путем оформления стратегий в принципы

корпоративной идеологии и доведения этих принципов до сознания сотрудников,

клиентов и общества.

Например:

“S” – надежная компания. Мы всегда полностью и своевременно

рассчитываемся с нашими Гостями, партнерами, и сотрудниками. Для нас важно,

чтобы наши Гости, партнеры и сотрудники чувствовали уверенность в нас и

знали, что “S” сдержит слово и выполнит взятые на себя обязательства.

Список литературы

Аристотель. Метафизика // Сочинения в 4-х т. – Т.1. – М., 1976 г.

Ганзен В.А. Системные описания в психологии. – Л.; Изд-во ЛГУ, 1984 г.

Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук: в 3-х т. – М., 1975 г.

Кант И. Критика чистого разума. – М.,1994 г.

Макаров М.Г. Сложность и вариативность категорий диалектики.- Л., «Наука»,

1988

Райл. Г. Понятие сознания. - М. Идея-Пресс. Дом Интеллектуальной книги.

Семенов С.П. Аутентизм. Основные отличительные понятия и концепции. – СПб.,

1998 г.

Труфимов С.Н. «Наука логики» Гегеля в доступном изложении: учебное пособие.

– Самара: Парус, 1999 г.

Туленов Ж.Т. Взаимосвязь категорий диалектики: Монография - М.: Высш.шк.,

1986

Тэпман Л.Н. Риски в экономике: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф.

В.А. Швандера. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002

Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. – М., 1980 г.

Шептулин А.П. Категории диалектики. – М., Изд-во «Высшая школа», 1971

Шептулин А.П. Категории диалектики как отражение закономерностей развития -

М.: Знание, 1980

-----------------------

Субстрат

Пространство

Время

Информация

Энергия

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

2003 г.

Отзывы и комментарии направляйте по адресу

kosnik@mail.ru

Буду рад ответить на Ваши вопросы.

С уважением,

Николай Костицын

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.