Рефераты. Шпоры по философии






Всеобщность пространства и времени означает, что они существуют, пронизывая

все структуры универсума.

21. Сознание как высшая форма отражения действительности

Отражение - уникальное свойство мира. Любой процесс в момент

взаимодействия с другим процессом порождает отражение, как например следы

на песке или отражение в зеркале. Сознание занимает самую высшую ступень

формы отражения действительности. Испокон веков философы стремятся дать

определение сознанию, но по сей день нет универсального определения которое

было бы окончательным, абсолютным. Потому что сознание лишь приоткрыло

тайну человеку, но это не значит, что он до конца постиг природу сознания.

Сознание характеризуется еще тем что оно способно к саморефлексии, мысль

сознания о себе самом (я не просто мыслю, а я знаю что я мыслю – факт

самосознания). Далее возникает вопрос: А откуда вообще берется сознание?

Оно дано человеку от рождения? Или приходит с первым вздохом (криком)

ребенка? Нет. Сознание по своей природе социально, и формируется в процессе

воспитания (социализации). Сознание можно разделить на виды: индивидуальное

сознание, групповое, коллективное, общественное. Каждая ступень организации

порождает свой вид сознания, но общественное сознание не есть сумма

индивидуальных. Оно иное по своей природе, оно вырабатывает формы, которые

становятся достоянием всех и каждого. Общественное сознание также

представлено различными формами: политика (отражено отношение правящей

элиты к тем проблемам, которые имеются), религия (отражено отношение

определенной части общества к миру с позиции религиозное веры).

22. Общественное сознание и его уровни: обыденны и теоретически

Существующее в обществе длительное время разделение труда, которое связано

с разными уровнями отражения людьми их деятельности, приводит к делению

общественного сознания на два уровня — теоретический и обыденный. Впервые

такое деление появляется в рабовладельческом обществе, когда производством

идей, выработкой представлений и норм начинают заниматься особые группы

людей (попы, идеологи, учёные и др.). С развитием общества развиваются и

уровни общественного сознания, однако между ними сохраняется существенное

различие. Теоретическое сознание является продуктом сознательного

творчества и по определённой логике систематизированно выражает то или иное

понимание природных или социальных явлений, формирует требования, задачи и

цели деятельности. Обыденное сознание не является результатом специальной

деятельности, оно отражает бытие через повседневный, практический опыт

людей. «Обыденное сознание, — пишет В. С. Буянов, — это такой уровень

сознания (и общественного, и индивидуального), для которого во многом

характерно сравнительно неглубокое проникновение в суть явлений природного

и социального мира, недостаточная систематизированность, оно складывается

на основе житейского опыта людей». Неправильно было бы считать, что

обыденное сознание всегда отставало от теоретического — достаточно

вспомнить средневековую католическую церковь или современных буржуазных

идеологов. В связи с этим из теоретического иногда выделяют научное

сознание, которое подтверждается естественной и общественной практикой.

23. Формы общественного сознания: мораль, религия, политика, наука

Общественное сознание неоднородно по содержанию и форме. Выделяются такие

виды общественного сознания, как научное. религиозное, нравственное,

эстетическое, политическое, правовое, философское. Они различаются по

содержанию тех явлений, которые в них отражаются, по форме материализации,

по социальным функциям. Виды, или формы, общественного сознания

представляют собой многоуровневые образования, включающие обыденный и

теоретический уровни, общественную психологию и идеологию.

Целостная характеристика общественного сознания выражается в понятиях

состояния общественного сознания, таких как массовое сознание и

общественное мнение. Состояние общественного сознания определяется тем,

какие идеи и взгляды доминируют в данный исторический период, какие формы

общественного сознания оказывают наиболее эффективное воздействие на

общественное мнение и настроение, каково место науки, религии, политики и

права среди инструментов формирования общественного мнения. Серьезное

значение в характеристике состояний общественного сознания имеет

определение соотношения научных и вненаучных представлений.

24. Чувственное познание и его формы

Познавательная способность человека связана прежде всего с органами чувств.

Человеческий организм имеет систему чувств, направленных на внешнюю среду

(зрение, слух, вкус, обоняние, осязание). Существует 3 формы чувственного

отражения: ощущение, восприятие, представление. Ощущение – соответствует

определенным свойствам предметов. Восприятие – система свойств предмета,

которая формируется на основе ощущений. Ощущение является субъективным,

идеальным образом предмета, поскольку отражает и преломляет воздействие

предмета через призму человеческого сознания. Восприятие – является

результатом активного деятельностного отношения человека к внешней среде.

Благодаря этому отдельные ощущения приобретают реальную значимость в виде

целостного образа предмета. Представление – чувственно наглядный образ

предмета и явлений действительности, которые воспринимаются в прошлом, но

сохраняются в нашей памяти. Представление возникает на базе ощущений и

восприятий, и вместе с ними входит в состав чувственного познания, но они

уже содержат в себе элементы рационального обобщения и играют важную роль в

процессе рационального познания.

25. Рациональное познание и его формы

Познание основано на 2 способностях нашего мышления: рассудочное и

рациональное. Рассудок вырабатывает интеллектуальные способы и приемы

познания действительности, выполняет черновую работу в рациональном

познании, а разум осуществляет прорыв, открывая для человечества новое

перспективное. Разум – рассудочное, разумное действие. Понятие –

определенный набор свойств, черт того или иного предмета. Например, стол.

Что такое стол? Это предмет, обозначенный понятием стол, которое

вырабатывает рассудок. В это понятие рассудок складывает все основные

характеристики этого предмета. На основе понятия разум начинает совершать

определенные логические, мыслительные операции и эти мыслительно-логические

операции осуществляются уже в других формах рационального мышления:

суждения и умозаключения. Суждение это логическая связь понятий в единое

целое. Т.е. когда мы эту связь воспроизводим мы связываем 2 понятия, и в

этой связи заключается смысл того, что мы пытаемся для себя постичь. (и

дальше про жучку) «Жучка есть собака» - это суждение, в этом суждении

связаны 2 понятия: Жучка и собака. Собака – всеобщее понятие, с помощью

этого понятия мы можем объединить всех тех животных с одинаковыми

признаками и чертами. А Жучка это единичный представитель данного общества

собак. В этом суждении четко просматривается связь между ед. и общим. Ну а

на основе суждения мы приходим к умозаключениям, но что бы его сделать

нужно минимум 2: «жучка есть собака» и «все собаки смертны» след. Жучка

смертна.

26. Проблема истины в познании

Истина - правильное, достоверное отражение предметов и явлений

действительности, цель духовного освоения человеком мира. Слово "истина"

происходит от старославянского "исть" - настоящий, несомненный,

действительный. Истина - это бытие, то, что есть. Таким образом, истина -

это то. что открыто для человеческого познания. Проблема истины является

ключевой в философии познания. Все проблемы философской теории познания

касаются либо средств и путей достижения истины, либо форм существования

истины, форм ее реализации, структуры познавательных отношений. Все они

концентрируются вокруг данной проблемы, конкретизируют и дополняют ее.В

теории познания - гносеологии - существуют разные понимания истины. В

древнейшей, классической концепции истины, с которой начинается

теоретическое исследование истины, выделяется главное положение, согласно

которому истина есть соответствие мыслей действительности. Первые попытки

исследования этой концепции были предприняты Платоном и Аристотелем.

Классическое понимание истины разделяли Фома Аквинский. П. Гольбах, Г.

Гегель, Л. Фейербах. К. Маркс. его разделяют многие философы XX столетия.

Современная трактовка истины включает в себя следующие моменты. Во-первых,

понятие "действительность" трактуется прежде всего как объективная

реальность, существующая .до и независимо от нашего сознания, как состоящая

не только из явлений, но и из сущностей, скрывающихся за ними и

проявляющихся в них. Во-вторых, "действительность" входит также и

субъективная действительность, в истине познается и отражается и духовная

реальность. В-третьих, "познание, его результат - истина, а также сам

объект понимаются как "неразрывно связанные с предметно-чувственной

деятельностью человека, с практикой; объект.задается через практику;

истина, т.е. достоверное знание сущности ее проявлений, воспроизводима на

практике. В четвертых, истина есть процесс, она является не только

"статичным, но и динамическим образованием. Характерной чертой истины

является наличие в ней объективной и субъективной сторон. Объективность

истины заключается в том, что истинное содержание человеческих

представлений не зависит ни от человека, ни от человечества, субъективность

- в том, что она не существует помимо человека и человечества.

27. Методы научного познания

Метод - это способ построения и обоснования системы философского знания;

совокупность приемов и операций "теоретического и практического освоения

действительности; Поскольку каждой науке присущи свои методы исследования,

ее составной частью является методология - система принципов и способов

организации и построения теоретической и практической деятельности, а также

учение об этой системе. Методы научного познания можно подразделить на три

группы: специальные, общенаучные, универсальные. Специальные методы

применимы только в рамках отдельных наук, объективной основой этих методов

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.