Рефераты. Шпора по философии-2






теолого-догматических предпосылок с рационалистической методикой. Получила

наибольшее развитие в Западной Европе в средние века. К этому направлению

философии относились Обеляр, Ф. Аквинский, Скот.

Одним из представителей поздней схоластики 13-14 веков был Скот.

Для него был главным вопрос об отношении богословия к философии, веры к

знанию. Он считал, что предмет богословия - бог, а предмет философии -

бытие. Философия может постигать бога на в качестве бога, а лишь в качестве

бытия. Однако и в этом смысле философское познание бога ограничено:

человеческий ум постигает в бытии лишь то, что он может отвлечь от

чувственных данных, поэтому у человека не может быть понятия о

нематериальных субстанциях, таких как бог или ангелы. Категории бытия

последнее мыслится как нечто запредельное и неопределенное. В телесных

вещах материя характеризуется изначальной неопределенностью. Лишь благодаря

соединению с различными формами она способна принимать конкретные способы

бытия. Душа едина и ее отдельные способности различны не сами по себе, а по

различию предметов на которые они направлены: способности направленные на

чувственные предметы называются чувственными, направленные на умозрительные

- мыслительными. Связь души с телом осуществляется посредствам особой формы

- телесности, которая отличается от самой души.

В учении о познании Скот подчеркивал активность познавательной

деятельности: знание не есть ни чистая восприимчивость, ни чистая

активность - оно всегда складывается и из того, что идет от нас, и из того,

что идет от познаваемого предмета.

9.1. Причины формир и сущ нового мировззрения

Возрождение - период в культурном и идейном развитии стран Западной и

Центральной Европы.

Эпоха Возрождения — это переворот в первую очередь в системе ценностей, в

оценке всего сущего и отношении к нему.

Отличительные черты идеологии Возрождения:

1.антифеодальная направленность

2.светский характер (против церкви)

3.гуманистическое мировоззрение

4. обращение к культурному наследию античности

Идеологической основой стали гуманизм, а затем натурфилософия.

Гуманизм - от лат. человеческий - признание ценности человека как личности,

его права на свободное развитие и проявление своих способностей.

Утверждение блага человека, как критерия оценки общественных отношений. В

эту эпоху происходило своеобразное обожествление человека - "микрокосмоса",

богоравного существа, создающего и творящего самого себя.

Пантеизм - от греч. theos, что означает бог. Это религиозные и философские

учения, отождествляющие бога и мировое целое. Пантеистические тенденции

проявлялись в еретической мистике средних веков. Пантеизм характерен для

натурфилософии Возрождения и материалистической системе Спинозы,

отождествившего понятие "бог" и "природа".

Подобное отношение к человеку знаменовало возникновение новых форм

самосознания и ренессансного индивидуализма. Был сделан акцент на этических

проблемах, учении о свободной воли индивида, направленной к добру и общему

благу. Происходила своеобразная реабилитация человека и его разума.

В Гуманизме с самого начала были заключены натурфилософские тенденции,

получившие особое развитие в 16 веке. Главная проблема, занимавшая

натурфилософов - соотношение бога и природы. Рассматривая ее, они

стремились преодолеть дуализм средневекового мышления, понимали мир как

органическую связь материи и духа.

Таким образом, в философских системах эпохи Возрождения, сформировалась

пантеистическая картина мира. Представление о всеобщей одушевленности

вселенной ставили под сомнение существование сверхнатурального,

потустороннего, поскольку все чудесное объявлялось естественным, природным,

потенциально познаваемым: стоило его открыть и объяснить, как оно

переставало быть чудесным.

В целом, понимание природы как внутреннего мастера, действующего

самостоятельно, живущего по своим законам, означало разрыв с устоявшимися

средневековыми представлениями о боге-творце и вело к зарождению новой

естественной религии. В основе этого идеологического переворота лежал

подъем производительных сил, материального производства, науки и техники.

8.2. Гуманизм Возрождения

Термин «гуманизм» происходит от латинского «humanitas» (человечность),

употреблявшегося еще в I в. до н.э. известным римским оратором Цицероном

(106—43 до н. э.). Для него humanitas — это воспитание и образование

человека, способствующее его возвышению. В совершенствовании духовной

природы человека основная роль отводилась комплексу дисциплин, состоящему

из грамматики, риторики, поэзии, истории, этики.

Гуманисты вырабатывают новый подход к пониманию человека, в котором

огромную роль играет понятие деятельности. Ценность человеческой личности

для них определяется не происхождением или социальной принадлежностью, а

личными заслугами и плодотворностью ее деятельности.

Однако было бы неправильным идеализировать гуманизм, не замечать его

индивидуалистических тенденций. Подлинным гимном индивидуализму можно

считать творчество Лоренцо Валлы (1407—1457). В главном своем философском

сочинении «О наслаждении» неотъемлемым свойством человека Валла

провозглашает стремление к наслаждению. Мерилом же нравственности у него

выступает личное благо.

Гуманистическая мысль второй половины XV в. обогатилась новыми идеями,

важнейшей из которых стала идея достоинства личности, указывающая на особые

свойства человека по сравнению с другими существами и особое его положение

в мире.

Утверждается, что Бог (вопреки церковной догме) не создал человека по

своему образу и подобию, но предоставил ему возможность творить самого

себя. Кульминацией гуманистического антропоцентризма становится мысль Пико

о том, что достоинство человека заключено в его свободе: он может стать

тем, кем пожелает.

Прославляя мощь человека и его величие, восхищаясь его удивительными

творениями, мыслители эпохи Возрождения неизбежно приходили к сближению

человека с Богом.

Если христианское мировоззрение утверждало, что на первом месте должен

стоять Бог, а затем — человек, то гуманисты выдвигали на первый план

человека, а затем говорили о Боге.

Присутствие Бога в философии даже самых радикально настроенных мыслителей

Возрождения предполагало вместе с тем критическое отношение к церкви как

социальному институту. Гуманистическое мировоззрение, таким образом,

включает и антиклерикальные взгляды, т. е. воззрения, направленные против

притязаний церкви и духовенства на господство в обществе.

9.3. Натурфилософия Возрождения

Философия эпохи возрождения - философия нового класса - капитализма,

класса более прогрессивного чем класс феодалов. Новый класс нуждается в

новой философии. И его запросам отвечало прежде всего материалистическое

мировоззрение.

Николай Кузанский (1401-1464) - один из характерных представителей

ренессансной философии. Кузанский, разделяющий принципы христианского

монизма, отвергает античный дуализм и заявляет, что "единому ничто не

противоположно". А отсюда он делает характерный вывод: "единое есть все" -

формула, звучащая пантеистически и прямо предваряющая пантеизм Джордано

Бруно.

Кузанский делает вывод, что единое тождественно беспредельному,

бесконечному. Бесконечное - это то, больше чего ничего не может быть.

Кузанский называет его "максимумом"; единое же - это "минимум". Кузанский,

таким образом, открыл принцип совпадения противоположностей - максимума и

минимума. Этот методологический принцип делает Кузанского родоначальником

новоевропейской диалектики.

По отношению к строению мира Кузанский говорит, что центр и окружность

космоса - это Бог, а потому, хотя мир не бесконечен, однако его нельзя

помыслить и конечным, поскольку у него нет пределов, между которыми он был

бы замкнут. Вслед за Кузанским Коперник (1473-1543) пользуется принципом

относительности и на нем основывает новую астрономическую систему.

Характерная для Кузанского тенденция мыслить высшее начало бытия как

тождество противоположностей (единого и бесконечного) была результатом

пантеистически окрашенного сближения Бога с миром, творца с творением.

Развитие философии Возрождения подготовило почву для появления

выдающихся ученых, внесших большой вклад в развитие науки.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1. Новый тип мышления - материалистический.

2. Философская мысль становится светской.

3. Предметом философии становится реальная жизнь людей.

4. Впервые в рассмотрение попадает воля человека.

Меняется статус самого человек. Человек возрождения это человек

созидающий, активный, творческий свободный в своих поступках, свободный от

догматов церкви.

8.4. Соц-полит идеи Возрождения

Особое место в философии Возрождения занимают концепции, обращенные к

проблемам государства: основанные на реалистических принципах политические

теории Никколо Макиавелли (1469—1527) и Франческо Гвиччардини (1482—1540) и

социальные утопии Томаса Мора (1479—1555) и Томмазо Кампанеллы (1568—1639).

Самым крупным и оригинальным из них был итальянский мыслитель, историк и

государственный деятель Никколо Макиавелли

Средневековую концепцию божественного предопределения Макиавелли

заменяет идеей фортуны, признавая силу обстоятельств, которые заставляют

человека считаться с необходимостью. Но судьба лишь наполовину властвует

над человеком, он может и должен бороться с обстоятельствами. Поэтому

наряду с фортуной движущей силой истории Макиавелли считает вирту —

воплощение человеческой энергии, умения, таланта.

Подлинным воплощением свободы человеческой воли является для

Макиавелли политика, в которой существуют «естественные причины» и

«полезные правила», позволяющие учитывать свои возможности, предвидеть ход

событий и принять необходимые меры. Задачу политической науки Макиавелли

видит в том, чтобы, исследовав реальные качества человеческой природы,

соотношение борющихся в обществе сил, интересов, страстей, объяснить

действительное положение вещей, а не предаваться утопическим мечтам,

иллюзиям и догмам. Именно Макиавелли решительно разорвал узы, которые в

течение столетий связывали вопросы политики с нравственностью:

теоретическое рассмотрение политики было освобождено от абстрактного

морализирования.

Освобождая политику от морализирования, Макиавелли наносил удар по

религии и церкви, что и вызвало негативную реакцию черной гвардии римских

пап.

Макиавелли если и освобождает политического деятеля от непременного

следования моральному закону, то это происходит в силу необходимости и

объясняется противоречиями социальной действительности.

Творческое наследие Макиавелли не свободно от противоречий, но

несомненная заслуга мыслителя состоит в том, что он низвел политику с высот

заоблачного лицемерия на реальную почву, превратил ее в объект

беспристрастного анализа, тем самым, возвысив ее, с одной стороны, до

науки, с другой — до искусства возможного.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.