в какой – либо новой литературной форме, он никогда к ней не возвращался,
искал новое, не отрекаясь, впрочем, от содеянного.
Как относится философия искусства, к эстетике романтизма? Над этим
невольно задумаешься, начиная читать «Философию искусства». Если отвлечься
от особенностей, связанных с личностью того или иного романтика, то в целом
романтизм в эстетике можно свести к трем культам – культ искусства, культ
природы, культ творческой индивидуальности.
Искусство для романтиков – высшая форма духовной деятельности,
превосходящая и рассудок и разум. Поэзия – героиня философии, философия –
теория поэзии, говорил Новалис. Он был убежден, что в будущем люди будут
читать только художественную литературу. Поэт постигает природу лучше, чем
ученый.
Ибо поэзия непосредственно вытекает из природы. Природа неисчерпаема,
она богаче и сложнее, чем знает о ней наука. Поэтому поэт – романтик,
говоря о природе, имеет в виду нечто большее, чем понимает под природой
обычный человек, он поклоняется в природе чему - то таинственному,
неизведанному, по сути дела, сверхприродному.
Такой природно-сверхъестественной силой представился романтикам
творческий дар художника. Художник – бессознательное орудие высшей силы. Он
принадлежит своему произведению, а не оно ему.
Шеллинг принимает все эти три позиции. Но с существенными оговорками и
поправками. Да, искусство высшая духовная потенция, но это не значит, что в
голове философа должен царить художественный беспорядок. Философия – наука
и не наука одновременно. Как не наука она апеллирует к созерцанию и
воображению, как наука она требует системы. Метод конструирования,
построения системы, который оправдал себя в натур философии, Шеллинг
пытается применить и к философии искусства. Определить понятия, – значит,
указать его место в системе мироздания. «Конструировать искусство, –
значит, определить его место в универсуме. Определение этого места есть
единственная дефиниция искусства». Здесь Шеллинг не романтик, а
непосредственный предшественник врага и критика романтизма Гегеля.
Шеллинг сопоставляет логические взгляды на искусство с историческим,
говорит о противоположности античного и современного ему искусства. «Было
бы существенным недостатком в конструировании, если бы мы не обратили
внимания на это и в отношении каждой отдельной формы искусства. Но ввиду
того, что эта противоположность рассматривается лишь, как исключительно
формальная, то конструирование сводится именно к отрицанию или снятию.
Исходя, из этой противоположности, мы вместе с тем будем непосредственно
учитывать историческую сторону искусства и сможем надеяться, только этим
придать нашему конструированию в целом окончательную завершенность».
Что касается романтического культа природы, Шеллинг вполне разделял
его. Мы знаем пристрастие Шеллинга к органическому, к живому.
Нравственность надприродна это божественная искра, зажженная
непосредственно в человеке, в его сознании. Шеллинг полон пристрастия к
природе, но не может забыть уроков Канта. И перечеркнуть сознательный
момент в творчестве художника он также не может. Творчество – единство
бессознательного и сознательного. В этом пункте Шеллинг также отличается от
романтиков, он продолжал стоять особняком внутри романтического движения,
видеть его слабые стороны, и пытаться переделать их.
Основные философские труды Шеллинга.
Наиболее плодотворным в деятельности Шеллинга был период, когда
он создал “натурфилософию”. Используя естественнонаучные открытия конца
XVIII в., он в своей “Философии природы” формулирует мысль о том, что
бессознательно-духовная природа благодаря наличию динамических
противоположностей развивается по определенным ступеням, на одной из
которых появляются человек и его сознание. Это положение было направлено
против субъективно-идеалистической философии Фихте, которой Шеллинг
первоначально увлекался. Заслуга Шеллинга состояла в том, что он создал
учение о диалектическом развитии природы.
Шеллинг полагал, что вслед за вопросом о возникновении сознания
следует поставить вопрос о том, как сознание
становится объектом, который существует вне субъекта и с которым
согласуется представление последнего. Эту проблему философ исследует в
“Системе трансцендентального идеализма” (1800). Здесь рассматриваются
различные ступени развития сознания.
Философия искусства.
“Философия искусства” возникла тогда, когда в философском
развитии Шеллинга явно обозначился поворот к религиозно-мистическим идеям,
отразившимся в диалоге “Бруно” (1802) и работах “О методе академического
изучения” (1803) и “Философия и религия” (1804). Здесь Шеллинг делает
попытку согласовать свою философию с христианской религией. Воплощение
Христа представляется ему вечной эманацией конечного и бесконечного. Цель
христианства, по Шеллингу, состоит в постепенном слиянии религии, философии
и искусства.
Поворот к религиозному мистицизму нашел отражение в “Философии
искусства”. Однако в этом труде сохранились еще многие идеи, которые были
сформулированы Шеллингом в ранний период его деятельности, в частности в
период его занятий философскими проблемами естествознания.
Принцип историзма.
Идея целостного рассмотрения всех явлений искусства находится в
тесной связи с принципом историзма. Уже Гердер, Шиллер, Гетте высказывали
мысль о необходимости исторического подхода к искусству. Шеллинг попытался
сделать принцип историзма исходным в своем анализе. Замысел философа,
однако, не мог быть осуществлен. Дело в том, что в абсолюте Шеллинга нет
движения и развития, а, следовательно, и времени. А поскольку в системе
искусств отражается не что иное, как абсолют, где время перестает
существовать, то, естественно, и искусства оказываются, в конечном счете,
изъятыми из времени.
Искусство и мифология.
Большое место в “Философии искусства” занимает проблема
мифологии. Философ полагает, что “мифология есть необходимое условие и
первичный материал для всякого искусства”
Проблема мифологии связывается у Шеллинга с установкой на
выведение искусства из абсолюта. Если красота есть “облечение” абсолютного
в конкретно-чувственное, но в то же время непосредственный контакт между
абсолютом и вещами невозможен, требуется некоторая промежуточная инстанция.
В качестве последней выступают идеи, распадаясь на которые абсолютное
становится доступным чувственному созерцанию. Идеи, таким образом,
связывают чистое единство абсолюта с конечным многообразием единичных
вещей. Они-то и суть материал и как бы всеобщая материя всех искусств. Но
идеи как объект чувственного созерцания, по Шеллингу, то же, что боги
мифологии. В связи с этим Шеллинг и отводит большое место конструированию
мифологии как всеобщей и основной “материи” искусства.
Шеллинг изложил концепцию мифологии в систематической форме в
“Философии мифологии и откровения”, а также в трудах “Мировые эпохи” и
“Самофракийские мистерии”. Эта концепция достаточно противоречива. С одной
стороны, Шеллинг подходит к мифу с исторической точки зрения. Так,
сопоставление античной и христианской мифологии приводит философа не только
к идее исторической изменчивости мифа, но и к выявлению отличительных
способностей древнего и нового искусства. Наряду с этим миф часто
понимается у Шеллинга как специфическая, безотносительная к каким-либо
историческим границам форма мышления. Миф сближается Шеллингом с символом,
т.е. с чувственным и неразложимым выражением идеи, с художественным
мышлением вообще. Отсюда делается заключение, что ни в прошлом, ни в
настоящем, ни в будущем искусство немыслимо без мифологии. Если последняя
отсутствует, то, по мнению Шеллинга, художник сам создает ее для своего
употребления. Философ надеется, что в будущем возникнет новая мифология,
обогащенная и оплодотворенная духом нового времени. Философия природы, по
его мнению, должна создать первые символы для этой мифологии будущего.
Сформулировав обще эстетические принципы, Шеллинг приступает к
рассмотрению отдельных видов и жанров искусства.
Идеальный и реальный ряды в искусстве.
Философская система Шеллинга покоится на постулировании двух
рядов, в которых конкретизируется абсолют: идеального и реального.
Соответственно расчленяется и система искусств. Реальный ряд представлен
музыкой, архитектурой, живописью и пластикой, идеальный - литературой. Как
бы чувствуя натянутость своего принципа классификации искусств, Шеллинг
вводит дополнительные категории (рефлексия, подчинение и разум), которые
были призваны конкретизировать исходные положения. Однако и при этом
классификация остается достаточно искусственной.
Музыка и живопись.
Характеристику отдельных видов искусств он начинает с музыки.
Это наиболее слабая часть, поскольку этот вид искусства Шеллинг знал плохо,
что и заставило его ограничиться самыми общими замечаниями (музыка как
отражение ритма и гармонии видимого мира, лишенное образности
воспроизведение самого становления, как такового, и т.п.). Живопись, по
Шеллингу, первая форма искусства, воспроизводящая образы. Она изображает
особенное, частное во всеобщем. Категорией, характеризующей живопись,
является подчинение. Шеллинг подробно останавливается на характеристике
рисунка, светотени, колорита. В споре между сторонниками рисунка и колорита
Страницы: 1, 2, 3, 4