Рефераты. Шеллинг






в какой – либо новой литературной форме, он никогда к ней не возвращался,

искал новое, не отрекаясь, впрочем, от содеянного.

Как относится философия искусства, к эстетике романтизма? Над этим

невольно задумаешься, начиная читать «Философию искусства». Если отвлечься

от особенностей, связанных с личностью того или иного романтика, то в целом

романтизм в эстетике можно свести к трем культам – культ искусства, культ

природы, культ творческой индивидуальности.

Искусство для романтиков – высшая форма духовной деятельности,

превосходящая и рассудок и разум. Поэзия – героиня философии, философия –

теория поэзии, говорил Новалис. Он был убежден, что в будущем люди будут

читать только художественную литературу. Поэт постигает природу лучше, чем

ученый.

Ибо поэзия непосредственно вытекает из природы. Природа неисчерпаема,

она богаче и сложнее, чем знает о ней наука. Поэтому поэт – романтик,

говоря о природе, имеет в виду нечто большее, чем понимает под природой

обычный человек, он поклоняется в природе чему - то таинственному,

неизведанному, по сути дела, сверхприродному.

Такой природно-сверхъестественной силой представился романтикам

творческий дар художника. Художник – бессознательное орудие высшей силы. Он

принадлежит своему произведению, а не оно ему.

Шеллинг принимает все эти три позиции. Но с существенными оговорками и

поправками. Да, искусство высшая духовная потенция, но это не значит, что в

голове философа должен царить художественный беспорядок. Философия – наука

и не наука одновременно. Как не наука она апеллирует к созерцанию и

воображению, как наука она требует системы. Метод конструирования,

построения системы, который оправдал себя в натур философии, Шеллинг

пытается применить и к философии искусства. Определить понятия, – значит,

указать его место в системе мироздания. «Конструировать искусство, –

значит, определить его место в универсуме. Определение этого места есть

единственная дефиниция искусства». Здесь Шеллинг не романтик, а

непосредственный предшественник врага и критика романтизма Гегеля.

Шеллинг сопоставляет логические взгляды на искусство с историческим,

говорит о противоположности античного и современного ему искусства. «Было

бы существенным недостатком в конструировании, если бы мы не обратили

внимания на это и в отношении каждой отдельной формы искусства. Но ввиду

того, что эта противоположность рассматривается лишь, как исключительно

формальная, то конструирование сводится именно к отрицанию или снятию.

Исходя, из этой противоположности, мы вместе с тем будем непосредственно

учитывать историческую сторону искусства и сможем надеяться, только этим

придать нашему конструированию в целом окончательную завершенность».

Что касается романтического культа природы, Шеллинг вполне разделял

его. Мы знаем пристрастие Шеллинга к органическому, к живому.

Нравственность надприродна это божественная искра, зажженная

непосредственно в человеке, в его сознании. Шеллинг полон пристрастия к

природе, но не может забыть уроков Канта. И перечеркнуть сознательный

момент в творчестве художника он также не может. Творчество – единство

бессознательного и сознательного. В этом пункте Шеллинг также отличается от

романтиков, он продолжал стоять особняком внутри романтического движения,

видеть его слабые стороны, и пытаться переделать их.

Основные философские труды Шеллинга.

Наиболее плодотворным в деятельности Шеллинга был период, когда

он создал “натурфилософию”. Используя естественнонаучные открытия конца

XVIII в., он в своей “Философии природы” формулирует мысль о том, что

бессознательно-духовная природа благодаря наличию динамических

противоположностей развивается по определенным ступеням, на одной из

которых появляются человек и его сознание. Это положение было направлено

против субъективно-идеалистической философии Фихте, которой Шеллинг

первоначально увлекался. Заслуга Шеллинга состояла в том, что он создал

учение о диалектическом развитии природы.

Шеллинг полагал, что вслед за вопросом о возникновении сознания

следует поставить вопрос о том, как сознание

становится объектом, который существует вне субъекта и с которым

согласуется представление последнего. Эту проблему философ исследует в

“Системе трансцендентального идеализма” (1800). Здесь рассматриваются

различные ступени развития сознания.

Философия искусства.

“Философия искусства” возникла тогда, когда в философском

развитии Шеллинга явно обозначился поворот к религиозно-мистическим идеям,

отразившимся в диалоге “Бруно” (1802) и работах “О методе академического

изучения” (1803) и “Философия и религия” (1804). Здесь Шеллинг делает

попытку согласовать свою философию с христианской религией. Воплощение

Христа представляется ему вечной эманацией конечного и бесконечного. Цель

христианства, по Шеллингу, состоит в постепенном слиянии религии, философии

и искусства.

Поворот к религиозному мистицизму нашел отражение в “Философии

искусства”. Однако в этом труде сохранились еще многие идеи, которые были

сформулированы Шеллингом в ранний период его деятельности, в частности в

период его занятий философскими проблемами естествознания.

Принцип историзма.

Идея целостного рассмотрения всех явлений искусства находится в

тесной связи с принципом историзма. Уже Гердер, Шиллер, Гетте высказывали

мысль о необходимости исторического подхода к искусству. Шеллинг попытался

сделать принцип историзма исходным в своем анализе. Замысел философа,

однако, не мог быть осуществлен. Дело в том, что в абсолюте Шеллинга нет

движения и развития, а, следовательно, и времени. А поскольку в системе

искусств отражается не что иное, как абсолют, где время перестает

существовать, то, естественно, и искусства оказываются, в конечном счете,

изъятыми из времени.

Искусство и мифология.

Большое место в “Философии искусства” занимает проблема

мифологии. Философ полагает, что “мифология есть необходимое условие и

первичный материал для всякого искусства”

Проблема мифологии связывается у Шеллинга с установкой на

выведение искусства из абсолюта. Если красота есть “облечение” абсолютного

в конкретно-чувственное, но в то же время непосредственный контакт между

абсолютом и вещами невозможен, требуется некоторая промежуточная инстанция.

В качестве последней выступают идеи, распадаясь на которые абсолютное

становится доступным чувственному созерцанию. Идеи, таким образом,

связывают чистое единство абсолюта с конечным многообразием единичных

вещей. Они-то и суть материал и как бы всеобщая материя всех искусств. Но

идеи как объект чувственного созерцания, по Шеллингу, то же, что боги

мифологии. В связи с этим Шеллинг и отводит большое место конструированию

мифологии как всеобщей и основной “материи” искусства.

Шеллинг изложил концепцию мифологии в систематической форме в

“Философии мифологии и откровения”, а также в трудах “Мировые эпохи” и

“Самофракийские мистерии”. Эта концепция достаточно противоречива. С одной

стороны, Шеллинг подходит к мифу с исторической точки зрения. Так,

сопоставление античной и христианской мифологии приводит философа не только

к идее исторической изменчивости мифа, но и к выявлению отличительных

способностей древнего и нового искусства. Наряду с этим миф часто

понимается у Шеллинга как специфическая, безотносительная к каким-либо

историческим границам форма мышления. Миф сближается Шеллингом с символом,

т.е. с чувственным и неразложимым выражением идеи, с художественным

мышлением вообще. Отсюда делается заключение, что ни в прошлом, ни в

настоящем, ни в будущем искусство немыслимо без мифологии. Если последняя

отсутствует, то, по мнению Шеллинга, художник сам создает ее для своего

употребления. Философ надеется, что в будущем возникнет новая мифология,

обогащенная и оплодотворенная духом нового времени. Философия природы, по

его мнению, должна создать первые символы для этой мифологии будущего.

Сформулировав обще эстетические принципы, Шеллинг приступает к

рассмотрению отдельных видов и жанров искусства.

Идеальный и реальный ряды в искусстве.

Философская система Шеллинга покоится на постулировании двух

рядов, в которых конкретизируется абсолют: идеального и реального.

Соответственно расчленяется и система искусств. Реальный ряд представлен

музыкой, архитектурой, живописью и пластикой, идеальный - литературой. Как

бы чувствуя натянутость своего принципа классификации искусств, Шеллинг

вводит дополнительные категории (рефлексия, подчинение и разум), которые

были призваны конкретизировать исходные положения. Однако и при этом

классификация остается достаточно искусственной.

Музыка и живопись.

Характеристику отдельных видов искусств он начинает с музыки.

Это наиболее слабая часть, поскольку этот вид искусства Шеллинг знал плохо,

что и заставило его ограничиться самыми общими замечаниями (музыка как

отражение ритма и гармонии видимого мира, лишенное образности

воспроизведение самого становления, как такового, и т.п.). Живопись, по

Шеллингу, первая форма искусства, воспроизводящая образы. Она изображает

особенное, частное во всеобщем. Категорией, характеризующей живопись,

является подчинение. Шеллинг подробно останавливается на характеристике

рисунка, светотени, колорита. В споре между сторонниками рисунка и колорита

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.