Рефераты. Русская идея Бердяева






Чаадаев, славянофилы Киреевский, Аксаков, Хомяков (особенно ценна его идея

о соборности), великие русские писатели Пушкин, Гоголь, Толстой,

Достоевский, философы Леонтьев, Розанов, Соловьев, и другие. Большую роль,

хотя по оценке Бердяева скорее в отрицании неправды чем в созидании,

сыграли так же Бакунин, Чернышевский, Писарев и другие. Самое же

главное, по мнению Бердяева заключается в том, что эта идея истинно

народная и была сформулирована лучшими представителями народа и

соответствует глубинным народным желаниям и чаяниям.

Бердяев приходит к выводу, что “русская мысль, русские искания XIX и

начала ХX века (при этом так же подчеркивается значение предшествующих

мыслителей) свидетельствуют о существовании русской идеи, которая

соответствует характеру и призванию русского народа”[8]. Формирование

русской идеи связывается прежде всего с тем, что “русские люди из

народного, трудового слоя, даже когда они ушли от православия, продолжали

искать правды, искать Бога и Божьей правды, смысла жизни”[9]. И пусть

поиски порой приводили к самым противоположным результатам, от утверждения

принципов анархизма до русского коммунизма, в глубине своей подавляющее

большинство мыслителей и простых русских людей все же несли в себе те или

иные элементы этой идеи. Русская идея, согласно Бердяеву, есть идея

“коммюнотарности и братства людей и народов”. Русский народ по своему

душевному типу наиболее расположен к построению “персоналистического

социализма”. “У русских нет таких делений, классификаций, группировок по

разным сферам, как у западных людей, есть большая цельность”[10].

В связи со всеми вышеприведенными доводами Бердяев считает, что

русская идея – идея мессианская, русские призваны играть достойную роль в

истории мира в утверждении принципов коммюнотарности. Однако мыслитель

четко разграничивает национальную и националистическую идею и борется

против всех проявлений национализма. Он даже считает, что находить точки

соприкосновения нужно и с народами, идея которых противоположна русской:

“германская идея и русская идеи противоположны. Германская идея есть идея

господства, русская идея – идея братства”[11]. Однако следует желать

братских отношений с германским народом при условии отказа им от воли к

могуществу. То же самое можно отнести и к любому другому народу. Причем

такая оценка Бердяевым отношений с германским народом не изменилась и после

войны. Он считал, что русская идея победила идею германскую во второй

мировой войне, однако так как она есть идея братства, необходимо

выстраивать отношения с Германией на ее (идеи) принципах.

В противоположность многим философам русской эмиграции, Бердяев

считает что русская идея не исчезла с приходом к власти большевиков.

Русский коммунизм (под которым мыслитель понимает строй, сложившийся в

советской России) – есть извращение русской идеи. Однако Бердяев видит не

только ложь, но и правду революции и русского коммунизма. Произошедшее с

нашей страной есть явление закономерное, революция в России могла быть

только социалистической, причем в крайней форме (в силу склонности русских

к тоталитарным и крайним учениям, неприятия буржуазных институтов и других

причин, определяющихся русским национальным характером и историей России).

Коммунизм, считает Бердяев, есть “великое поучение для христиан”,

напоминание им о невыполненном долге. Идея “третьего Рима”, преобразовалась

в идею “Третьего Интернационала”, однако это та же самая идея братства,

только неверно понятая и как бы перевернутая.

“Дух коммунизма, религия коммунизма, философия коммунизма – и

антихристианские и антигуманистические, однако в социальной системе

коммунизма есть большая правда, которая вполне может быть согласована с

христианством, во всяком случае, более, чем капиталистическая система,

которая есть самая антихристианская”[12].

Каковы же пути избавления от неправды коммунизма? Бердяев считает что

коммунизм не должен быть уничтожен, он должен быть преодолен в душах людей.

Философ уверен, что это произойдет и выражает осторожный оптимизм в

вопросе о дальнейшем пути России после преодоления коммунизма. Однако

Бердяев считает, что “улучшения и изменения в России могут происходить

лишь от внутренних процессов в русском народе. Так я думал и 25 лет тому

назад и очень расходился с большей частью эмиграции”[13]. Никакая экспансия

извне, по мнению Бердяева, не может разрушить русского коммунизма, он

должен преодолеваться в душах людей и русский народ, новое русское

государство, когда такое преодоление произойдет, вберет в себя все лучшее

из коммунизма (в духе синтеза Гегеля), и на основе христианских ценностей

будет осуществлять идеи персонализма, коммюнотарности и братства и еще

сыграет свою положительную роль в мире. Во всяком случае, Бердяев на это

надеялся…

“Я обращен к векам грядущим, когда элементарные и неотвратимые

социальные процессы закончатся”[14] писал Бердяев в одной из своих

последних работ в 1947 году. Он очень сожалел по поводу того, что “духовное

движение, которое существовало и в России и в Европе в конце XIX и в начале

XX века оттеснено”[15]. Мир погрузился в духовный кризис. Однако Бердяев до

конца своих дней продолжал надеяться на возрождение мира, в котором большую

роль сыграет Россия.

Заключение.

Историческая миссия России на протяжении веков была реализована в

различных событиях мирового значения: борьба с татаро-монгольским игом,

остановившая экспансию татаро-монголов на запад и фактически спасшая Запад

от катастрофы; Отечественная война с французами в 1812 г., не позволившая

Наполеону осуществить свои планы мирового господства и, наконец, Великая

Отечественная война 1941 - 1945 гг., в результате которой человечество было

спасено от чумы фашизма. Во всех этих (и многих других, может быть, не

таких масштабных) событиях усилия и жертвы России имели решающее значение.

В области духа на протяжении многих веков русская идея выражалась в

том, что неизменные нравственные представления организовывали жизнь русской

нации, указывали духовные ориентиры русскому человеку, несмотря на все

нашествия и внутренние смуты. То же чувство единения с людьми, те же

понятия меры, гармонии. Всякий раз они наполнялись живым смыслом - в

подвижничестве Сергия, Нила, Серафима, в творчестве Рублева, Пушкина. В

масштабе исторического времени Пушкин и Илья Муромец представляют собой

одинаково совершенное воплощение русского духа, русскости. Русская идея

удивила мир, проявившись в таком замечательном, лучше сказать ослепительном

явлении, как русская литература XIX века. Приведем здесь лишь некоторые

имена: А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, А. П.

Чехов...

Основной вывод: русская идея есть идея коммюнотарности и братства

людей и народов. Русская идея – идея мессианская, русские призваны играть

достойную роль в истории мира, в утверждении принципов коммюнотарности.

Хотя философ вряд ли бы одобрил тот путь, по которому идет развитие

России в последние годы, все же можно отметить и ряд позитивных процессов в

российском обществе и государстве. И можно предположить, что страна все же

выйдет из кризиса, как экономического, так и духовного (а это самое

главное, так как “русский коммунизм” вроде бы “преодолен в душах людей”,

хотя конечно и не всех, однако преодолен совсем не так, как того хотелось

бы Бердяеву). И мы вправе надеяться, что выходу из того состояния, в

котором находится сейчас Россия, поможет та самая “русская идея”, о которой

Николай Александрович Бердяев так много писал, и в формировании которой его

философия, и политико-правовые взгляды сыграли и, надеемся, еще сыграют

далеко не последнюю роль.

Закончим словами Павла Флоренского: ”... Я верю и надеюсь, что,

исчерпав себя нигилизм докажет свое ничтожество, всем надоест, вызовет

ненависть к себе, и тогда, после краха всей этой мерзости, сердца и умы не

по-прежнему вяло и с оглядкой, а наголодавшись, обратятся к русской идее, к

идее России, к святой Руси... Я верю в то, что кризис очистит русскую

атмосферу, даже всемирную атмосферу”.

Будем верить и надеяться и мы.

Литература.

1. Бердяев Н.А. “Русская идея”. - М.:“Сварог и К”, 1997 – 324с.

2. Бердяев Н.А. “Истоки и смысл русского коммунизма”. - М.:“Сварог

и К”,1997 – 295с.

3. Бердяев Н.А. Судьба России. Опыты по психологии войн и

национальности. - М.: “Мысль”, 1990 – 212с.

4. Бердяев Н.А. Самопознание. – М.: “Книга”, 1991. – 353 с.

5. Лосев А.Ф. “Русская философия”. - М.: “Высшая школа”, 1991. –

421с.

6. Соколов И.И., Иванченко М.В. Философия Н.А. Бердяева. - URL:

http://www.philosophy.ru/library/berd/02/00.html

-----------------------

1 Н.А. Бердяев “Русская идея”.

2 Там же.

[1] Н.А. Бердяев “Русская идея”.

[2] Н.А. Бердяев “Истоки и смысл русского коммунизма”.

[3] Там же.

[4] Н.А. Бердяев “Русская идея”.

[5] Н.А. Бердяев “Русская идея”.

[6] Там же.

[7] Н.А. Бердяев “Истоки и смысл русского коммунизма”.

[8] Н.А. Бердяев “Русская идея”.

[9] Там же.

[10] Там же.

[11] Там же.

[12] Н.А. Бердяев “Истоки и смысл русского коммунизма”.

[13] Там же.

[14] Н.А. Бердяев “Самопознание”.

[15] Там же.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.