Рефераты. Русская философия рубежа 19-20 в.






межконцессиальный характер. Другой важной особенностью Соловьева является

то, что он попытался включить христианское мировоззрение новейшие

достижения естествознания, истории и философии, создать синтез религии и

науки.

Центральная идея философии Соловьева - идея всеединства. При разработке

этой идеи он отталкивался от славянофильской идеи соборности, но придает ей

всеохватывающее, космическое значение. Низшие и высшие уровни бытия

взаимосвязаны, так как низшее обнаруживает свое тяготение к высшему , а

каждое Высшее ‘’ вбирает в себя ‘’ низшее. Вот как выступает всеединство у

Соловьева: ’’Божественная Троица в ее связи со всеми божественными

творениями и главное с человеком . Основной принцип всеединства : ‘’Все

едино в Боге’’. Всеединство - это прежде всего ,единство творца и

творения’’. [4]

Окружающий мир, не может рассматриваться как совершенное создание,

исходящее из творческой воли одного божественного художника. Для

правильного понимания Бога, мало признавать абсолютное существо, необходимо

принимать внутреннюю противоречивость . ‘’Абсолютное , чтобы быть всем,

требует многого’’. [5]

Соловьев был сторонником диалектического подхода к действительности. По

его мнению действительное нельзя рассматривать в застывших формах. Самый

общий признак всего живущего состоит в последовательности изменений. Для

того, чтобы обосновать непрерывную динамику бытия, он наряду с активными

идеями , вводит такое активное начало как мировая душа , она выступает

субъектом всех изменений в мире. Но она действует не самостоятельно,

деятельность ее нуждается в божественном импульсе. Этот импульс проявляется

в том, что Бог дает мировой душе идею всеединства как определяющую форму

всей ее деятельности.

Эта вечная идея в системе Соловьева получила название Софии - мудрости.

София - ключевое понятие системы Соловьева. Поэтому его учение носит также

название софилогия. Понятие Софии вводится Соловьевым для того, чтобы

заявить, что мир - это не только творение Бога. Основой и существом мира

является ‘’ душа мира’’ - София, которую следует рассматривать как

связующее звено между творцом и творением, придающее общность Богу , миру и

человечеству.

Механизм сближения Бога , мира и человечества раскрывается в философском

учении Соловьева через концепцию богочеловека. Реальным и совершенным

воплощением богочеловечества , по Соловьеву, выступает Иисус Христос,

являющийся , согласно христианскому догмату и полным Богом , и полным

человеком. Его образ служит не только идеалом к которому должен стремиться

каждый индивид, но и высшей целью развития всего исторического развития

исторического процесса.

На этой цели базируется история , София Соловьева. Целью и смыслом всего

исторического процесса является одухотворение человечества, соединение

человека с богом, воплощение богочеловечества .

Недостаточно, считает Соловьев, чтобы совпадение божественного с

человеческим произошло только в лице Иисуса Христа, т.е. через посредство

‘’божественного слова’’. Необходимо, чтобы соединение состоялось

практически , притом не в отдельных людях ( в ‘’святых’’ ), а в масштабах

всего человечества. Первичным условием на пути к богочеловечеству является

христианское обращение, то есть принятие вероучения христианства, человек,

не просветленный божественной истиной , противостоит людям, как чуждая и

враждебная сила. Христос открыл человеку всеобщие моральные ценности,

создал условия для его нравственного совершенствования. Приобщаясь к учению

Христа, человек идет по пути своего одухотворения. Этот процесс занимает

весь период жизни человечества. Человечество придет к торжеству мира и

справедливости, правды и добродетели , когда его объединяющим началом

станет воплощенный в человеке Бог.

Философия нравственности у Соловьева переходит в философию любви. По

сравнению с высшей любовью всё является второстепенным, поэтому только

любовь нуждается в бессмертии . Через божественную любовь происходит

утверждение отдельной индивидуальности.

Вот мысль Соловьева по поводу Божественности мира: Божественный мир -

это есть самый что ни на есть действительный мир, этот мир и есть сама

истина, совпадающая с Богом, это идеальное единство, к которому стремится

весь мир. Истинному бытию противостоит вещественное. Задача мирового

процесса состоит в том, чтобы сделать естественное бытие сообразным

истинному, божественному бытию и всеединству идеи ‘’ [6]

Следует отметить, что Соловьев внес значительный вклад в развитие такого

феномена национального самосознания, как ‘’ русская идея’’. О ‘’русской

идее’’ уже упоминалось выше, как об идее в которой выразилась самобытность

русской философской мысли. Особенности еще и в том, что эта самобытность

видится в Христианстве. Соловьев приходит к выводу, что русская идея и долг

России заключается в осуществлении (по аналогии с божественной) социальной

Троицы - органического единства церкви, государства и общества.

Христианская Россия, подражая самому Христу, должна подчинить ‘’Вселенской

церкви’’. В таком образе ‘’русской идеи’’ Соловьев хорошо соединил то

содержание, которое было выработано в рамках этой концепции на протяжении

всей истории России, а именно: идея ‘’Святой Руси’’ (концепция Москва-

Третий Рим ‘’), идея ‘’Великой Руси’’ связанная с реформами Петра Великого)

и идея ‘’Свободной Руси’’ (начало которой положили декабристы).

В рамках рассматриваемого периода, конец Х1Х, первая половина ХХ веков,

Рассматриваются философские воззрения Николая Федоровича Федорова (1828-

1903). Он является ярчайшим представителем русского космизма и гуманизма .

Основное его учение изложено в труде ‘’Философия общего дела’’, в котором

проявилось своеобразие мыслителя. В нем религиозный мистицизм соединяется с

верой в силу науки . Для Федорова, чтобы победить смерть, всё

несовершенство и зло человеческих отношений, нужно прежде всего победить

смерть как торжество зла. Дело каждого как раз и заключается в преодолении

смерти. С этим связана необходимость воскрешения предков и достижения

бессмертия на основе использования науки и техники. Несмотря на мистический

и утопический характер философии Федорова в истории русской философии он

является мыслителем , который поднял планку индивидуального идеала на

небывалую высоту, обнаружив жажду ‘’ полного всеобщего спасения’’.

Большое значение в развитии русской философии имел период , который

часто называют духовным ренессансом начала ХХ века. В это время наблюдается

бурный рост философских кружков, происходит сближение философии с русской

культурой. Из многочисленных представителей этого периода следует отметить

В.Розанова, С.Булгакова, Н.Бердяева, И.Ильина, П.Флоренского, Л.Шестакова,

Л.Лосева.

Наиболее типичный философ этого периода Николай Александрович Бердяев

(1874-1948). Он является одним из важнейших представителей русской

религиозной философии. Суть философии Бердяева - ‘’познание смысла бытия

через субъекта’’, т.е. человека. Исходным пунктом его философии является

превосходство свободы над бытием. В одном ряду с ней находятся такие

понятия, как творчество, личность, дух, Бог,. Бытие раскрывается в человеке

через человека. Он есть микрокосмос, сотворенный по образу и подобию Бога,

а потому является существом беспредельным и творческим. Бесконечность

связана с божественной стороной в человеке, конечность - с его природной

стороной. При этом сам Бог понимается им не как природная сила, а как смысл

и истина мира. Поэтому, человек без Бога, по мнению Бердяева, не является

существом самодостаточным . Если нет Бога, нет и смысла и высшей правды и

цели. Если же человек есть Бог. То это самое безнадежное и ничтожное. Таким

образом, Бердяев выступает против такого гуманизма, который превращает в

отрицание Бога и самообожествление человека.

Для социального переустройства общества, по Бердяеву нужно прежде всего

не техническое переустройство , а духовное возрождение. Для России она

связано с утверждением ‘’Русской идеи’’, взгляды на которую у него во

многом совпадали со взглядами Соловьева. Главной отличительной чертой

русской идеи является, согласно по Бердяеву, религиозный мессианизм ,

пронизывающий всё общество. Суть ‘’русской идеи’’ - осуществление царства

божье на земле. Таковы основные положения философии Бердяева.

Соловьев, ряд его последователей, о которых речь шла выше выражали в

русской религиозной философии интеллектуальную тенденцию. Они стремились

поставить разум на службу вере, дать возможность религии опереться на

рациональное начало человеческого сознания, привлечь к обоснованию

религиозного мировоззрения достижения науки и аппарат философии.

Интеллектуализму в русской религиозной философии противостояла

антигентеллектуалалисткая тенденция. Антигентелектуалисты культивировали

такую религиозность, в которой чувства преобладали бы над рассудочным

началом. Они стремились замкнуть религиозную жизнь в рамки эмоциональной

сферы. В русской религиозной философии мнение антиинтеллектуализма

наиболее последовательно выражал Л.Шестов (1866-1938) Определяющим моментом

его учение является тезис о коренной противоположности и даже

несовместимости и даже несовместимости веры и разума. Вера, с его точки

зрения ,- это особая, наиболее полная, высшая плоскость человеческого

бытия. Вера есть готовность вырваться из круга всех тех идей, в которых

живет человек. В своих богословских изысканиях Шестов переходит на позиции

ортодоксального протестантизма . Вера, по его мнению, дается не тому, кто

ее искал, не тому, кто её добивался, а тому, кого избрал Бог. Тот кто

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.