межконцессиальный характер. Другой важной особенностью Соловьева является
то, что он попытался включить христианское мировоззрение новейшие
достижения естествознания, истории и философии, создать синтез религии и
науки.
Центральная идея философии Соловьева - идея всеединства. При разработке
этой идеи он отталкивался от славянофильской идеи соборности, но придает ей
всеохватывающее, космическое значение. Низшие и высшие уровни бытия
взаимосвязаны, так как низшее обнаруживает свое тяготение к высшему , а
каждое Высшее ‘’ вбирает в себя ‘’ низшее. Вот как выступает всеединство у
Соловьева: ’’Божественная Троица в ее связи со всеми божественными
творениями и главное с человеком . Основной принцип всеединства : ‘’Все
едино в Боге’’. Всеединство - это прежде всего ,единство творца и
творения’’. [4]
Окружающий мир, не может рассматриваться как совершенное создание,
исходящее из творческой воли одного божественного художника. Для
правильного понимания Бога, мало признавать абсолютное существо, необходимо
принимать внутреннюю противоречивость . ‘’Абсолютное , чтобы быть всем,
требует многого’’. [5]
Соловьев был сторонником диалектического подхода к действительности. По
его мнению действительное нельзя рассматривать в застывших формах. Самый
общий признак всего живущего состоит в последовательности изменений. Для
того, чтобы обосновать непрерывную динамику бытия, он наряду с активными
идеями , вводит такое активное начало как мировая душа , она выступает
субъектом всех изменений в мире. Но она действует не самостоятельно,
деятельность ее нуждается в божественном импульсе. Этот импульс проявляется
в том, что Бог дает мировой душе идею всеединства как определяющую форму
всей ее деятельности.
Эта вечная идея в системе Соловьева получила название Софии - мудрости.
София - ключевое понятие системы Соловьева. Поэтому его учение носит также
название софилогия. Понятие Софии вводится Соловьевым для того, чтобы
заявить, что мир - это не только творение Бога. Основой и существом мира
является ‘’ душа мира’’ - София, которую следует рассматривать как
связующее звено между творцом и творением, придающее общность Богу , миру и
человечеству.
Механизм сближения Бога , мира и человечества раскрывается в философском
учении Соловьева через концепцию богочеловека. Реальным и совершенным
воплощением богочеловечества , по Соловьеву, выступает Иисус Христос,
являющийся , согласно христианскому догмату и полным Богом , и полным
человеком. Его образ служит не только идеалом к которому должен стремиться
каждый индивид, но и высшей целью развития всего исторического развития
исторического процесса.
На этой цели базируется история , София Соловьева. Целью и смыслом всего
исторического процесса является одухотворение человечества, соединение
человека с богом, воплощение богочеловечества .
Недостаточно, считает Соловьев, чтобы совпадение божественного с
человеческим произошло только в лице Иисуса Христа, т.е. через посредство
‘’божественного слова’’. Необходимо, чтобы соединение состоялось
практически , притом не в отдельных людях ( в ‘’святых’’ ), а в масштабах
всего человечества. Первичным условием на пути к богочеловечеству является
христианское обращение, то есть принятие вероучения христианства, человек,
не просветленный божественной истиной , противостоит людям, как чуждая и
враждебная сила. Христос открыл человеку всеобщие моральные ценности,
создал условия для его нравственного совершенствования. Приобщаясь к учению
Христа, человек идет по пути своего одухотворения. Этот процесс занимает
весь период жизни человечества. Человечество придет к торжеству мира и
справедливости, правды и добродетели , когда его объединяющим началом
станет воплощенный в человеке Бог.
Философия нравственности у Соловьева переходит в философию любви. По
сравнению с высшей любовью всё является второстепенным, поэтому только
любовь нуждается в бессмертии . Через божественную любовь происходит
утверждение отдельной индивидуальности.
Вот мысль Соловьева по поводу Божественности мира: Божественный мир -
это есть самый что ни на есть действительный мир, этот мир и есть сама
истина, совпадающая с Богом, это идеальное единство, к которому стремится
весь мир. Истинному бытию противостоит вещественное. Задача мирового
процесса состоит в том, чтобы сделать естественное бытие сообразным
истинному, божественному бытию и всеединству идеи ‘’ [6]
Следует отметить, что Соловьев внес значительный вклад в развитие такого
феномена национального самосознания, как ‘’ русская идея’’. О ‘’русской
идее’’ уже упоминалось выше, как об идее в которой выразилась самобытность
русской философской мысли. Особенности еще и в том, что эта самобытность
видится в Христианстве. Соловьев приходит к выводу, что русская идея и долг
России заключается в осуществлении (по аналогии с божественной) социальной
Троицы - органического единства церкви, государства и общества.
Христианская Россия, подражая самому Христу, должна подчинить ‘’Вселенской
церкви’’. В таком образе ‘’русской идеи’’ Соловьев хорошо соединил то
содержание, которое было выработано в рамках этой концепции на протяжении
всей истории России, а именно: идея ‘’Святой Руси’’ (концепция Москва-
Третий Рим ‘’), идея ‘’Великой Руси’’ связанная с реформами Петра Великого)
и идея ‘’Свободной Руси’’ (начало которой положили декабристы).
В рамках рассматриваемого периода, конец Х1Х, первая половина ХХ веков,
Рассматриваются философские воззрения Николая Федоровича Федорова (1828-
1903). Он является ярчайшим представителем русского космизма и гуманизма .
Основное его учение изложено в труде ‘’Философия общего дела’’, в котором
проявилось своеобразие мыслителя. В нем религиозный мистицизм соединяется с
верой в силу науки . Для Федорова, чтобы победить смерть, всё
несовершенство и зло человеческих отношений, нужно прежде всего победить
смерть как торжество зла. Дело каждого как раз и заключается в преодолении
смерти. С этим связана необходимость воскрешения предков и достижения
бессмертия на основе использования науки и техники. Несмотря на мистический
и утопический характер философии Федорова в истории русской философии он
является мыслителем , который поднял планку индивидуального идеала на
небывалую высоту, обнаружив жажду ‘’ полного всеобщего спасения’’.
Большое значение в развитии русской философии имел период , который
часто называют духовным ренессансом начала ХХ века. В это время наблюдается
бурный рост философских кружков, происходит сближение философии с русской
культурой. Из многочисленных представителей этого периода следует отметить
В.Розанова, С.Булгакова, Н.Бердяева, И.Ильина, П.Флоренского, Л.Шестакова,
Л.Лосева.
Наиболее типичный философ этого периода Николай Александрович Бердяев
(1874-1948). Он является одним из важнейших представителей русской
религиозной философии. Суть философии Бердяева - ‘’познание смысла бытия
через субъекта’’, т.е. человека. Исходным пунктом его философии является
превосходство свободы над бытием. В одном ряду с ней находятся такие
понятия, как творчество, личность, дух, Бог,. Бытие раскрывается в человеке
через человека. Он есть микрокосмос, сотворенный по образу и подобию Бога,
а потому является существом беспредельным и творческим. Бесконечность
связана с божественной стороной в человеке, конечность - с его природной
стороной. При этом сам Бог понимается им не как природная сила, а как смысл
и истина мира. Поэтому, человек без Бога, по мнению Бердяева, не является
существом самодостаточным . Если нет Бога, нет и смысла и высшей правды и
цели. Если же человек есть Бог. То это самое безнадежное и ничтожное. Таким
образом, Бердяев выступает против такого гуманизма, который превращает в
отрицание Бога и самообожествление человека.
Для социального переустройства общества, по Бердяеву нужно прежде всего
не техническое переустройство , а духовное возрождение. Для России она
связано с утверждением ‘’Русской идеи’’, взгляды на которую у него во
многом совпадали со взглядами Соловьева. Главной отличительной чертой
русской идеи является, согласно по Бердяеву, религиозный мессианизм ,
пронизывающий всё общество. Суть ‘’русской идеи’’ - осуществление царства
божье на земле. Таковы основные положения философии Бердяева.
Соловьев, ряд его последователей, о которых речь шла выше выражали в
русской религиозной философии интеллектуальную тенденцию. Они стремились
поставить разум на службу вере, дать возможность религии опереться на
рациональное начало человеческого сознания, привлечь к обоснованию
религиозного мировоззрения достижения науки и аппарат философии.
Интеллектуализму в русской религиозной философии противостояла
антигентеллектуалалисткая тенденция. Антигентелектуалисты культивировали
такую религиозность, в которой чувства преобладали бы над рассудочным
началом. Они стремились замкнуть религиозную жизнь в рамки эмоциональной
сферы. В русской религиозной философии мнение антиинтеллектуализма
наиболее последовательно выражал Л.Шестов (1866-1938) Определяющим моментом
его учение является тезис о коренной противоположности и даже
несовместимости и даже несовместимости веры и разума. Вера, с его точки
зрения ,- это особая, наиболее полная, высшая плоскость человеческого
бытия. Вера есть готовность вырваться из круга всех тех идей, в которых
живет человек. В своих богословских изысканиях Шестов переходит на позиции
ортодоксального протестантизма . Вера, по его мнению, дается не тому, кто
ее искал, не тому, кто её добивался, а тому, кого избрал Бог. Тот кто
Страницы: 1, 2, 3, 4