Рефераты. Русская философия






абсолютизмом и крепостным правом, как автор «Путешествия из

Петербурга в Москву».

Однако его философские идеи тоже оригинальны и новаторски, как по сути,

ток и по форме выражения.

В своем трактате «о человеке, его смертности и бессмертия» он

разрабатывает учение о бытии, человека и его душе:

-главное в его мировоззренческой позиции- это признание реальности

материи и ее независимости от познающего субъекта

-весь живой и неживой мир состоит из единого вещества. Важнейшее

свойство материи- движение. (В этом материализм).

-стоит на позициях идеализма, доказывая бессмертность души

-в отношении человека он отстаивает «естественное право» т.е.

экономическое и правовое уравнивание людей

-исторический процесс представлял как последовательную смену циклов

через борьбу равенства и неравенства. Прогресс в обществе связан с

« шествием человеческого разума».

В дальнейшем социальная философия нашла свое продолжение и развитие в идеях

декабристов, деятельностью которых кончается один и начинается другой

период развития русской философии.

Вывод:

1. Русское Просвещение создало самобытную национальную философию,

которая по сущности своих идей, по своей духовности стояла на уровне

общемировой философии

2. Оно породило феномен светской духовной культуры, сформировало

гуманистические ценности, зародило интерес к трудам мыслителей

прошлого и настоящего.

3. Отход от церкви не означал для ученого разрыва с верой, с традицией,

с культурой народа. Новый виток творческой жизни был не

изолированным, а осуществлялся с опорой на предыдущие достижения.

3 ВОПРОС.

Русская философия 19 - начала 20 века.

Исторические условия:

1. Феодальные отношения оставались весьма прочными и укоренены в жизни

страны. Несмотря на это, во второй половине 19 века в экономике

энергично стал пробивать себе дорогу капитализм.

2. Почти весь этот период отмечен войнами, которые вела Россия: война

Крымская, русско-афганский конфликт, русско-иранская, три русско-

турецкие, русско-японская войны, первая мировая война. Постоянные

восстания и народные выступления, целая серия революций.

Поэтому:

Вся мыслящая часть общества была охвачена проблемами перспектив его

развития, все мечтали о переменах. Всеобъемлемость наступающего кризиса

диктовала всеобъемлющего философского анализа, ситуаций и перспектив

развития страны, т.е. решение вопроса «По какому пути развития идти

России?»

Решение этого вопроса нашло своё отражение в русской философии этого

периода.

Характеристика философии 19 века.

1. 19 столетие по праву называют «золотым веком» русской философии. Это

был классический период в истории русской философской мысли, эпоха

универсализма (многообразие) в ней (западники и славянофилы, радикалы и

либералы, народники и социалисты, крестьянские и буржуазные философы,

демократы, идеалисты и материалисты, религиозные ортодоксы и

реформаторы).

2. В это время философская мысль развивалась в значительной мере внутри

художественной литературы. Философия и литература 19 века образовали

весьма оригинальный и нерасторжимый синтез, ставший прочной традицией

отечественной духовной культуры.

3. Русская философия - это философия предупреждения. Её лейтмотив -

нравственное вето на любой «прогресс», любой социальный проект, если

они рассчитаны на принуждение, насилие над личностью.

4. Проблемное поле русской философии 19 века распадается на три

сравнительно автономные, но тесно взаимодействующие сферы:

-сфера познания («вера» - «знание»)

-сфера действия («аполитизм» - «революционаризм»)

-сфера нравственности («альтруизм» - «эгоизм»)

В каждой из этих сфер присутствует альтернативная ориентация на

определённый идеал:

-в сфере познания - это идеал рациональности или духовности

(задаваемые наукой или религией)

-в сфере действия (социальной) - идеал социальности: монархия или

демократия (либерализм, социализм, анархия)

-в сфере нравственности - идеал человека, определяемый:

а) с помощью определённых форм коллективности -

государство, народ, община, церковь;

б) посредством личных атрибутов - природа человека,

нравственное чувство, разумность.

Т.о. русская философия 19 века предстаёт как многообразие философских

учений, организованных вокруг двух полюсов:

1) философия тотальности (коллективности, целостности)

2) философия индивидуальности.

Толчком к разделу русской философии на два полюса послужила историософия

П.Я.Чаадаева.

Пётр Яковлевич Чаадаев(1894-1856 г.г.) одним из первых в прошлом столетии

поднял вопрос об особенностях исторического развития России и Западной

Европы, о русском национальном самосознании.

-Вначале он высоко оценивал западную цивилизацию и её достижения, с

сожалением писал об отставании России от «общего движения», т.к.

считал, что истинный прогресс зиждется на истинном христианстве,

которым является только католицизм.

-Позже Чаадаев стал критически относиться к Западу, выделяя в его

социальном организме такие пороки, как эгоизм, враждебность частных

интересов, жизнь по расчёту.

-Чаадаев размышлял об особой роли России в мире. Эта роль должна

состоять в том, чтобы «дать миру какой-нибудь важный урок», «...мы

призваны решить большую часть проблем социального порядка,

завершить большую часть идей, возникших в старых обществах,

ответить на важнейшие вопросы, какие занимают человечество». Этой

пророческой максимой он стремился преодолеть отчуждённость своей

историософии от исторической почвы, придать ей характер

национального идеала.

-По Чаадаеву основную роль в развитии общества играет Божественное

откровение, которое должно вдохновлять человечество к построению

Царства Божия на земле. Для будущего «Царства Божьего» свойственны

равенство, свобода и демократия. Именно поэтому оно может быть

определено как социалистическое, ибо «социализм победит не потому,

что он прав, а потому, что не правы его противники».

«Славянофильство» и «западничество».

1) Славянофильство:

Сущность славянофильства определялось идеей «несхожести» России и

Запада, самобытности русского духовно-исторического процесса (сам термин

«славянофильство» достаточно условен и выражает лишь их общественно

политические позиции).

Славянофилы:

-Иван Васильевич Киреевский (1806-1856)

-Алексей Степанович Хомяков (1804-1860)

-Константин Сергеевич Аксаков (1817-1860)

Были выразителями идеи самобытности русского национального

самосознания.

Все основные идеи славянофилов тяготеют к полюсу тотальности:

-Критика западной цивилизации как якобы «безбожной», низменной,

бездушной.

-Православие - духовная основа русской нации, подлинный двигатель

исторического процесса;

-Монархия - идеальная форма государственного устройства России,

наиболее полно выражающая дух и традиции русского народа;

-Крестьянская община, патриархальная семья- социальная основа

общества, внутри которого только и возможен подлинно нравственный

человек;

-Соборность - выражение коллективного духа россиян, их общинного

(«хорового») начала в образе жизни. Соборность есть собирание,

соединение всех сил ради общего дела.

-Русский народ - это особый народ (народ - богоносец), призванный

к высокой роли в мире.

Вывод:

-По сути дела, славянофильство- это философия религиозно

окрашенного коллективизма.

-Задачу последующего развития России они видели в том, чтобы дух

православия пронизал весь общественный организм, придал ему высший

смысл в развитии.

-Свобода индивида возможна, но лишь путем подчинения его абсолютным

ценностям- авторитету религии и церкви, государству, своему народу.

2) Западничество:

В полемике со славянофилами складывалась русская философия

индивидуальности, тяготевшая к тем или иным формам западничества.

Западники:

-Александр Иванович Герцен (1812- 1870)

-Виссарион Григорьевич Белинский (1811- 1848)

-Тимофей Николаевич Грановский (1813- 1859)

-Николай Гаврилович Чернышевский (1828- 1889)

Были выразителями идеи единого общемирового прогрессивного развития.

1.Они активно выступали за европеизацию страны, т.е. ликвидацию феодально-

крепостнических отношений и развитие общества по буржуазному пути.

2.Считали религию и церковь тормозом общественного прогресса.

3.Высоко оценивали человеческий разум и науку, уважительно относились к

правовым нормам общества.

4.Основной ценностью общества для них является индивид, а государство

прозвано защищать его права и свободы.

5.В социальной сфере они ориентировались либо на конституционную монархию,

либо на социалистические или анархические формы государственного

правления.

В последней трети 19 столетия сложилась вторая историческая форма полюсов

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.