Рефераты. Романтизм в Германии XIX века






философию необходимо обратиться к трудам философов того времени.

ШЕГЕЛЬ ФРИДРИХ

Шлегель Фридрих (1772 - 1829) – рассматривает мир как процесс

бесконечного становления, главное в котором духовная деятельность. Мир как

бесконечное познается философией и искусством. Искусство глубже проникает в

сущность бытия. Ведь вся природа – это художественное произведение высшего

духа. Человек, прежде всего художник, творец действительности. В творчестве

человек проявляет свои высшие силы.

Шлегель формирует идею неадекватности мышления, которое всегда

связано причинно-следственными отношениями. Выйти за пределы рационального

мышления и продвинуться к пониманию бытия помогают юмор и ирония. Ирония –

это механизм «выпрыгивания» разума за свои границы. Ирония и юмор

показывают относительность форм жизни человеческого общества, их

ограниченность. Ирония развенчивает то, что связано с бытом людей,

косностью бытия, классовой и профессиональной ограниченностью мышления.

Мышление во многом бессильно. То, что действительно важно для понимания,

главные истины человечества – невыразимы рационально и непостижимы. Ирония

над собственным познанием, его бессилием, склонностью к иллюзиям помогает

смягчить невозможность удовлетворить страсть к познанию мировых идеалов.

Жизнь вышучивает тех, кто ей противится и не понимает жизненной игры.

НОВАЛИС

Новалис (1772 - 1801) – утверждает, что эстетика (философское учение

о красоте) есть путь к познанию человека, общества и природы. Истина – это

красота, «чем поэтичнее, тем истеннее» - считал Новали.

Поэзия улавливает абсолютное полнее, чем наука. Поэзия ведет к

истине, которая недостижима в реальности. Крайне велика в человеческой

культуре роль христианства, которое смогло объяснить смысл жизни и смерти

человека. Главный предмет философии и искусства – наше собственное «Я». Мир

есть результат творчества нашего «Я» и «Божественного». Все в мире есть

результат контакта духов. Дух – абсолютное властвующее начало мира.

ШЛЕЙЕРМАХЕР ФРИДРИХ

Шлейермахер (1768 - 1834) романтически понимает религию как отношение

человека и Всеобщего. В этом качестве религия опирается на интуицию

человека, его чувство бесконечного. Религия имеет огромную нравственную,

политическую, социальную ценность. Рациональная мысль сводила религию либо

к теоретическим представлениям о Боге, устройстве мира, морали, либо к

области практической морали, заповедей, норм поведения людей в жизни и

средств достижения «жизни вечной» после смерти. Шлейермахер же считал, что

религия – ни то ни другое и не является совокупностью указанных элементов.

Религия – это состояние человеческого сознания.

Переводы трудов Платона подтолкнули Шлейермахера к проблемам

философской герменевтики (в то время – науки о правильном толковании

текстов). Шлейермахер переходит от проблем толкования текстов к проблеме

толкования всей культуры человечества и ее истории исходя из рассмотрения

объектов творчества человеческого духа. Шлейермахер впервые говорит о том,

что проблема понимания всегда присутствует в жизни человека и в обществе.

Понимание лежит в основе человеческого образования, так как оно связано с

говорением, речью. Учится говорить – значит одновременно учиться понимать.

Искусство понимания (герменевтика) необходима всегда, человек должен

овладеть техникой понимания.

ГЕЛЬДЕРЛИН ФРИДРИХ

Гельдерлин Фридрих (1770 - 1843) – воспевает природу, красоту и

поэзию. Человек ощущает свою причастность к «Бесконечному - Единому».

Знание человека так же бесконечно, как и природа. Здесь Гельдерлин

выдвигает идею бесконечного развития и философии. Идею новую, так как

тогдашние философские системы (Канта, Фихте) претендовали на завершенность

и законченность, Гельдерлин воспринимает мир как воплощение и реалное

выражение красоты, т.е. эстетически. Красота есть сущность мира и форма его

существования. Подлинная философия – это «метафизика красоты». Философ –

тот же поэт (и наоборот) потому, что только в художественном восприятии мир

раскрывается в своем единстве. Мир идеальный и реальный, бесконечный и

конечный одновременно. Мир распадается на физический и духовный, но единый

в красоте.

Так как мы затронули тему поэзии в философии то будет обязательно

сказать о таком поэте как Иоганн Фольфганг Гете. Итак как является истинным

продолжателем романтизма перенесенного в поэзию.

ИОГАНН ВОЛЬФГАНГ ГЁТЕ

Выдающаяся роль Гёте в культуре и философии общепризнан. Гёте

действительно стал главной фигурой литературного движения «Бури и натиска»

70 – 80-х годов; и впоследствии великий поэт, писатель, ученый, мыслитель

всегда оказывался в центре немецкой культуры.

К 1794 г. относится знаменательное событие в жизни Гёте (1749 -

1832) – знакомство и дружба с Шиллером. То была дружба двух гениев

немецкого духа, дружба-спор. В 1797 г., в ходе дискуссий с Шиллером, Гёте

написал статью «Об эпической м драматической поэзии». Весьма важным было

то, что творческое общение Шиллера и Гёте касалось не только литературы.

Шиллер в то время увлекался Кантом; с Гёте он вел дискуссии о кантовской, а

потом и о фихтевской, шеллинговской, гегелевской философии.

Отношение Гёте к философии и философам по своей внешней форме весьма

противоречиво. С одной стороны, что верно подчеркивают исследователи, Гёте

нередко дистанцировался от философии; часто ему более близка позиция

здравого человеческого рассудка, чем философской спекуляции; он чурался

абстрактного философского рассуждательства, оторванного от

действительности. В этом состояло одно из различий между Гёте и Шиллером,

погруженным в кантовскую философию.

С другой стороны, сам Гёте не только не был чужд философии, но,

изучая произведения выдающихся философов прошлого и своей эпохи, вполне

профессионально судил об их идеях. Но его всегда интересовал дух той или

иной философской системы, чем буква соответствующих текстов. Гёте как бы

«воспарял» над ограничениями и ограниченностями философских учений и

систем, постигая, а иногда и заимствуя наиболее ценное, интересное,

постигая, а иногда и заимствуя наиболее ценно, интересное, плодотворное.

Философские иди самого Гёте – это впрочем, не только и даже не

столько его полемика с философами своей эпохи, сколько философское

содержание таких выдающихся произведений, как «Фауст», как философская

лирика и философско-эстетические идеи и сочинения. В эстетике он, начиная с

первых своих произведений, страстно выступал против устаревших

художественных канонов за новаторство в искусстве. Вместе с тем, призыв к

новаторству парадоксальным, но органичным образом объединялся у Гёте с

поклонением античным идеалам красоты, что было вообще весьма характерно для

культа античности, коему отдали дань многие выдающиеся деятели немецкой

культуры – Винкельман, Шиллер, романтики, особенно Гельдерлин, Гегель и др.

Творческую деятельность он, с одной стороны, возводил к природе – в

том числе к природными задаткам человека. Природа - предпосылка и

грандиозная мастерская творчества. С другой стороны, творчество – высшее

проявление активности духа, который обладает способностью соединять то, что

разъединено и рассеяно в природе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Романтическое направление в литературе разных стран в XVIII – XIX вв.

– это довольно мощное, хотя и разнородное, разнонаправленное течение,

которое имело значительное влияние на философию и часто пересекалось с нею.

Имена более ранних немецких романтиков уже назывались. Необходимо упомянуть

и о более поздних авторах – Э.Т. А. Гофмане и Г.Гейне, обычно также

относимых к романтической «школе» в литературе и философии.

Философское значение немецкого романтизма в наибольшей степени

определяется интересом писателей, поэтов-романтиков к вопросам философии

истории, к социально-политическим проблемам прошлого и современности, к

эстетическим темам, к теории и методам творчества, в частности литературы.

Важнейшим обстоятельством было непосредственное участие романтиков в

философских дискуссиях своего времени.

Список использованной литературы.

1. История Философии – под ред. Проф. Н.В. Мотрошиловой\\ «Греко-

латинский кабинет»\\ Москва\\ 1998 г.

2. История Философии - учебник для высших учебных заведений\\

«Феникс»\\ Ростов – на - Дону\\ 1999 г.

3. Р.М.Габитова. Философия немецкого романтизма \\Москва\\ 1978 г.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.