философию необходимо обратиться к трудам философов того времени.
ШЕГЕЛЬ ФРИДРИХ
Шлегель Фридрих (1772 - 1829) – рассматривает мир как процесс
бесконечного становления, главное в котором духовная деятельность. Мир как
бесконечное познается философией и искусством. Искусство глубже проникает в
сущность бытия. Ведь вся природа – это художественное произведение высшего
духа. Человек, прежде всего художник, творец действительности. В творчестве
человек проявляет свои высшие силы.
Шлегель формирует идею неадекватности мышления, которое всегда
связано причинно-следственными отношениями. Выйти за пределы рационального
мышления и продвинуться к пониманию бытия помогают юмор и ирония. Ирония –
это механизм «выпрыгивания» разума за свои границы. Ирония и юмор
показывают относительность форм жизни человеческого общества, их
ограниченность. Ирония развенчивает то, что связано с бытом людей,
косностью бытия, классовой и профессиональной ограниченностью мышления.
Мышление во многом бессильно. То, что действительно важно для понимания,
главные истины человечества – невыразимы рационально и непостижимы. Ирония
над собственным познанием, его бессилием, склонностью к иллюзиям помогает
смягчить невозможность удовлетворить страсть к познанию мировых идеалов.
Жизнь вышучивает тех, кто ей противится и не понимает жизненной игры.
НОВАЛИС
Новалис (1772 - 1801) – утверждает, что эстетика (философское учение
о красоте) есть путь к познанию человека, общества и природы. Истина – это
красота, «чем поэтичнее, тем истеннее» - считал Новали.
Поэзия улавливает абсолютное полнее, чем наука. Поэзия ведет к
истине, которая недостижима в реальности. Крайне велика в человеческой
культуре роль христианства, которое смогло объяснить смысл жизни и смерти
человека. Главный предмет философии и искусства – наше собственное «Я». Мир
есть результат творчества нашего «Я» и «Божественного». Все в мире есть
результат контакта духов. Дух – абсолютное властвующее начало мира.
ШЛЕЙЕРМАХЕР ФРИДРИХ
Шлейермахер (1768 - 1834) романтически понимает религию как отношение
человека и Всеобщего. В этом качестве религия опирается на интуицию
человека, его чувство бесконечного. Религия имеет огромную нравственную,
политическую, социальную ценность. Рациональная мысль сводила религию либо
к теоретическим представлениям о Боге, устройстве мира, морали, либо к
области практической морали, заповедей, норм поведения людей в жизни и
средств достижения «жизни вечной» после смерти. Шлейермахер же считал, что
религия – ни то ни другое и не является совокупностью указанных элементов.
Религия – это состояние человеческого сознания.
Переводы трудов Платона подтолкнули Шлейермахера к проблемам
философской герменевтики (в то время – науки о правильном толковании
текстов). Шлейермахер переходит от проблем толкования текстов к проблеме
толкования всей культуры человечества и ее истории исходя из рассмотрения
объектов творчества человеческого духа. Шлейермахер впервые говорит о том,
что проблема понимания всегда присутствует в жизни человека и в обществе.
Понимание лежит в основе человеческого образования, так как оно связано с
говорением, речью. Учится говорить – значит одновременно учиться понимать.
Искусство понимания (герменевтика) необходима всегда, человек должен
овладеть техникой понимания.
ГЕЛЬДЕРЛИН ФРИДРИХ
Гельдерлин Фридрих (1770 - 1843) – воспевает природу, красоту и
поэзию. Человек ощущает свою причастность к «Бесконечному - Единому».
Знание человека так же бесконечно, как и природа. Здесь Гельдерлин
выдвигает идею бесконечного развития и философии. Идею новую, так как
тогдашние философские системы (Канта, Фихте) претендовали на завершенность
и законченность, Гельдерлин воспринимает мир как воплощение и реалное
выражение красоты, т.е. эстетически. Красота есть сущность мира и форма его
существования. Подлинная философия – это «метафизика красоты». Философ –
тот же поэт (и наоборот) потому, что только в художественном восприятии мир
раскрывается в своем единстве. Мир идеальный и реальный, бесконечный и
конечный одновременно. Мир распадается на физический и духовный, но единый
в красоте.
Так как мы затронули тему поэзии в философии то будет обязательно
сказать о таком поэте как Иоганн Фольфганг Гете. Итак как является истинным
продолжателем романтизма перенесенного в поэзию.
ИОГАНН ВОЛЬФГАНГ ГЁТЕ
Выдающаяся роль Гёте в культуре и философии общепризнан. Гёте
действительно стал главной фигурой литературного движения «Бури и натиска»
70 – 80-х годов; и впоследствии великий поэт, писатель, ученый, мыслитель
всегда оказывался в центре немецкой культуры.
К 1794 г. относится знаменательное событие в жизни Гёте (1749 -
1832) – знакомство и дружба с Шиллером. То была дружба двух гениев
немецкого духа, дружба-спор. В 1797 г., в ходе дискуссий с Шиллером, Гёте
написал статью «Об эпической м драматической поэзии». Весьма важным было
то, что творческое общение Шиллера и Гёте касалось не только литературы.
Шиллер в то время увлекался Кантом; с Гёте он вел дискуссии о кантовской, а
потом и о фихтевской, шеллинговской, гегелевской философии.
Отношение Гёте к философии и философам по своей внешней форме весьма
противоречиво. С одной стороны, что верно подчеркивают исследователи, Гёте
нередко дистанцировался от философии; часто ему более близка позиция
здравого человеческого рассудка, чем философской спекуляции; он чурался
абстрактного философского рассуждательства, оторванного от
действительности. В этом состояло одно из различий между Гёте и Шиллером,
погруженным в кантовскую философию.
С другой стороны, сам Гёте не только не был чужд философии, но,
изучая произведения выдающихся философов прошлого и своей эпохи, вполне
профессионально судил об их идеях. Но его всегда интересовал дух той или
иной философской системы, чем буква соответствующих текстов. Гёте как бы
«воспарял» над ограничениями и ограниченностями философских учений и
систем, постигая, а иногда и заимствуя наиболее ценное, интересное,
постигая, а иногда и заимствуя наиболее ценно, интересное, плодотворное.
Философские иди самого Гёте – это впрочем, не только и даже не
столько его полемика с философами своей эпохи, сколько философское
содержание таких выдающихся произведений, как «Фауст», как философская
лирика и философско-эстетические идеи и сочинения. В эстетике он, начиная с
первых своих произведений, страстно выступал против устаревших
художественных канонов за новаторство в искусстве. Вместе с тем, призыв к
новаторству парадоксальным, но органичным образом объединялся у Гёте с
поклонением античным идеалам красоты, что было вообще весьма характерно для
культа античности, коему отдали дань многие выдающиеся деятели немецкой
культуры – Винкельман, Шиллер, романтики, особенно Гельдерлин, Гегель и др.
Творческую деятельность он, с одной стороны, возводил к природе – в
том числе к природными задаткам человека. Природа - предпосылка и
грандиозная мастерская творчества. С другой стороны, творчество – высшее
проявление активности духа, который обладает способностью соединять то, что
разъединено и рассеяно в природе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Романтическое направление в литературе разных стран в XVIII – XIX вв.
– это довольно мощное, хотя и разнородное, разнонаправленное течение,
которое имело значительное влияние на философию и часто пересекалось с нею.
Имена более ранних немецких романтиков уже назывались. Необходимо упомянуть
и о более поздних авторах – Э.Т. А. Гофмане и Г.Гейне, обычно также
относимых к романтической «школе» в литературе и философии.
Философское значение немецкого романтизма в наибольшей степени
определяется интересом писателей, поэтов-романтиков к вопросам философии
истории, к социально-политическим проблемам прошлого и современности, к
эстетическим темам, к теории и методам творчества, в частности литературы.
Важнейшим обстоятельством было непосредственное участие романтиков в
философских дискуссиях своего времени.
Список использованной литературы.
1. История Философии – под ред. Проф. Н.В. Мотрошиловой\\ «Греко-
латинский кабинет»\\ Москва\\ 1998 г.
2. История Философии - учебник для высших учебных заведений\\
«Феникс»\\ Ростов – на - Дону\\ 1999 г.
3. Р.М.Габитова. Философия немецкого романтизма \\Москва\\ 1978 г.
Страницы: 1, 2