Рефераты. Роль Абая в развитии культуры Казахского народа






Роль Абая в развитии культуры Казахского народа

Минестерство образования Республики Казахстан

Алматинский институт Энергетики и Связи

Кафедра социальных дисциплин

Семестровая работа №1

Роль Абая в развитии культуры Казахского народа

Выполнил: студент группы РЭС98-8

Милевский Григорий

Проверил: доцент

Шицко В.Л.

Алматы 1999.

План:

1. Введение

2. Роль Абая в развитии духовной культуры на примере «Слов Назидания»

3. Заключение

Роль Абая в развитии культуры казахского народа.

Известно, что ни одно из произведений великого казахского поэта Абая

Кунанбаева (1845—1904) не увидело свет при его жизни. Лишь через пять лет

после смерти поэта, в 1909 году, в Петербурге был издан сборник его стихов.

А прозаические произведения, представляющие сугубо специфический жанр

литературы — так называемые «Гаклия» (Слова-назидания) или «Кара сёзь»

(слова в прозе), были опубликованы лишь в советское время. Но тем не менее

произведения Абая, как поэтические, так и прозаические, получили на родине

поэта широкое распространение в рукописном виде. Стихи переписывались,

заучивались и передавались из уст в уста, а прозаические произведения

распространявшись в рукописных списках или исполнялись искусными

рассказчиками-толкователями.

Какое место занимают «Гаклия» или «Кара сёзь» в творчестве Абая

Куканбаева? Мухтар Ауэзов, крупный исследователь творчества Абая, писал:

«Трудно назвать жанр, к которому можно было бы отнести «Назидания». Здесь и

философско-моралистические, и общественно-публицистические, и

изобличительно-сатирические высказывания поэта. Нося в целом характер то

мирной, то иронически-желчной, то глубоко грустной беседы со своим

читателем, эти «Слова» прежде всего отличаются исключительно тщательной

стилистической отделанностью».

Мухтар Ауэзов прекрасно понимал, для кого и с какой целью написаны

Абаем назидания, эти сорок пять «Слов», содержащие как философские раздумья

поэта о волнующих жизненных проблемах, так и беседы-рассуждения,

«адресованные к слушателю собеседнику в форме устного обращения к нему с

глазу на глаз». Слушателями поэт считал преимущественно людей старшего

поколения. Он учитывал уровень их мышления, особенность мировосприятия и

поэтому писал свои беседы-назидания своеобразным, доступным для них

образным языком, насыщенным афоризмами и народными пословицами. Очевидцы

свидетельствуют, что «Слова» пользовались у читателей и слушателей не

меньшей популярностью, чем поэтические произведения, потому что в них Абай

в интересной, оригинальной форме выражал те же мысли и идеи, те же чувства

и настроения, что и в своих стихах. Вот как он представлял себе назначение

поэта:

Против невежества, против зла

Он обращает свой гнев, скорбя.

Люди слово его пронесут

Близким и дальним — из края в край.

Суд справедливости, разума суд,

Ты рассуди и ты покарай!

Мухтар Ауэзов справедливо отметил, что Абай в прозаических обращениях к

слушателю-собеседнику «становится гневным судьей или печальником народа, и

в таких случаях его «Слова» превращаются в скорбную исповедь человека,

обреченного на одиночество в мрачный век господства беспросветной тьмы».

Как «гневный судья» он неустанно обличал социальные пороки, зло и

несправедливость в обществе, а как «печальник народа» горько сетовал на

отсталость и невежество, на дрязги и раздоры, которые, по убеждению поэта,

обрекали народ на униженное положение. Обличая и осуждая в своем творчестве

все, что вредит народу, что мешает прогрессу и просвещению, Абай верил в

силу воздействия своего слова. Но действительность не оставляла надежд,

принося поэту одни разочарования. Философско-поэтические слова Абая были

своеобразной формой борьбы за просветительский общественный идеал.

Девяностые годы XIX века, когда были написаны «Гаклии», являются самым

плодотворным периодом всего творчества уже пожилого поэта. В первом слове

«Гаклии» поэт написал: «Прожита жизнь — спорил я, боролся, судился, имея

одни хлопоты, и в них обессилел, устал и убедился в бесцельности всего

сделанного». И вот оказалось, что все, что было, — было только унижением

человека, и поэт вопрошает себя: может быть, «править мне народом»,

«умножать ли мне знания», «заняться исполнением обрядов религии», «заняться

воспитанием детей»? И находит все это уже невозможным и нереальным для

себя. «Наконец решил, — пишет он, — буду развлекаться бумагой и чернилами,

буду писать подряд все, что вздумается».

Прошло девять лет, прежде чем Абай написал все сорок пять «Слов» -

бесед и высказал в них свои сокровенные думы, чаяния и скорбные жалобы на

равнодушных к голосу поэта современников. Обращаясь к содержанию

прозаических «Слов» Абая, нетрудно установить их идейно-тематическое

сходство с большим циклом стихов поэта этих лет. Справедливости ради нужно

отметить, что критическое начало в поэтических произведениях гораздо

острее, чем в прозаических «Гаклиях». Некоторая смягчённость тона бичевания

пороков в «Гаклиях», видимо, объясняется тем, что Абай свои беседы

адресовал людям старшего поколения и тем, кого поэт, очевидно, считал

своими ближайшими единомышленниками или последователями. Вероятно, поэтому

Абай делился с ними своими мыслями, в то время как в поэзии он разоблачал

носителей зла.

Абай во многих своих прозаических назиданиях как бы расшифровывает те

глубокие философские-мысли, которые скульптурно вылеплены сложными

поэтическими образами в его стихах.

По объему и характеру «Слова» Абая не одинаковы, не однородны.

Несколько выделяется «Двадцать седьмое слово», которое написано в форме

диалога Сократа со своим учеником Аристодемом на тему о том, какими

высокими качествами наделил человека бог и каким «вечным должником» бога

является человек за то, что он «удостоен его любви». Несколько особняком

также стоит «Тридцать седьмое слово». Оно состоит из двадцати трех

афоризмов, не имеющих прямой связи с основной тематикой бесед.

Если условно выделить эти два «Слова», которые как по объему и

тематике, так и по стилю отличаются от других, то остальные «Слова» можно

сгруппировать вокруг нескольких основных тем. Первая — это «Слова» об

общественном строе и административном управлении. К этой группе можно

отнести третье, восьмое, двадцать второе, тридцать девятое, сорок первое,

сорок второе «Слова». В них затрагиваются и другие темы. Но основными все

же являются рассуждения, связанные с формой правления в степи. Как

известно, во второй половине XIX века, когда жил и творил Абай, в казахских

степях всюду был установлен институт волостных правителей, избираемых на

три года. Как и в поэзии, Абай во многих местах своих бесед-рассуждений,

особенно в перечисленных «Словах», с презрением говорит о волостных

правителях и биях, сидящих на шее народа. «Кто же примет мудрый совет? Кто

послушает наставления? Ни волостной старшина, ни бий меня не услышат... У

них в голове своя забота: не оказаться виноватым перед начальством, не

пропустить в аул разных смутьянов». «Уважать ли мне волостного старшину и

бия?—пишет он в «Двадцать втором слове».—Но нет биев и старшин

справедливых. А биям и старшинам, купившим свои места, нет основания

требовать к себе уважения». Абай не только не склонял голову перед «власть

имущими», но и всячески разоблачал их злодеяния и мошеннические проделки,

сеявшие ложь, обман и сплетни, разжигавшие ссоры и дрязги, развивавшие

взяточничество, воровство, подкуп и подхалимство.

По-видимому, питая иллюзии относительно возможности улучшения системы

волостного и бийско-судейского правления, Абай предлагал, как и до него

Чокан Валиханов, свою реформу выборов волостных правителей и биев. Он

хотел, чтобы волостной правитель был человеком, получившим образование на

русском языке, избирался народом на долгий срок, защищал народные интересы,

поддерживал полезный труд, ремесла, просвещение. Наряду с этим он считал

необходимым отменить введенное царским правительством положение об избрании

судей и следователей из родовых биев, так как они не могут справедливо

решать споры и тяжбы, и вместо них предлагал учредить институт третейских

судей, которые вели бы следствие на глазах у народа, что совпадает с тем,

что некогда предлагал в «Былом и думах» Герцен. Подчеркивая прогрессивность

предлагаемой реформы Абая, отражающей его демократическую, просветительскую

позицию, Мухтар Ауэзов в то же время отмечает и существенный недостаток,

заключающийся в том, что Абай, как и до него Чокан Валиханов, предлагали

избирать судей на пожизненный срок. В этом сказались историческая

ограниченность просветительско-демократического мировоззрения обоих

казахских деятелей.

Следующая тематическая группа прозаических «Слов» состоит из

рассуждений и наставлений Абая об образовании, знании и воспитании.

Пожалуй, это самая животрепещущая из всех тем, волновавших поэта. Всюду

речь идет об отсталости казахского народа в экономической жизни, в

образовании, в науке и культуре, в чем поэт обвиняет «сильных мира сего»:

царских чиновников, волостных правителей, баев и биев, а также всех тупых,

невежественных, раболепствующих и пресмыкающихся перед ними людей.

Беспощадно бичуя все, что держит народ в беспросветной тьме, что тормозит

прогресс и просвещение, Абай всеми силами доказывал необходимость нести

казахам науку и культуру, чтобы стать вровень с другими народами.

Образованию, знанию и науке Абай придавал первостепенное значение. Он

укоряет тех родителей, которые, имея возможность учить детей, не учат их

или учат не так и не тому, попусту растрачивая свое богатство. «Но я не

встречал еще человека, который, подлостью разбогатев, нашел бы потом

достойное применение своему состоянию». Такая резкая социально-

изобличительная критика заканчивается следующим: «Без науки «нет блага ни

на том, ни на этом свете». Воспитание в детях хороших человеческих качеств

также связывается Абаем с образованием и наукой. Примечательно, что

последнее «Сорок пятое слово» заканчивается словами: «Тот, у кого больше

знаний, любви, справедливости, — тот мудрец, тот ученый, тот и обладает

миром».

Мысли об обучении детей, о воспитании в них лучших человеческих качеств

постоянно занимают Абая-наставника. Они разбросаны почти во всех его

«Словах». Именно на них возлагает Абай свои надежды, думая о судьбе своего

народа. «Надо создать школы,—писал он в «Сорок первом слове»,—надо, чтобы

население дало средства на эти школы, надо, чтобы учились все, даже

девушки. И вот тогда, когда молодежь вырастет, а состарившиеся отцы

перестанут вмешиваться в дела и разговоры молодежи, может быть, тогда

казахи исправятся».

Абай-просветитель свято верил в силу воспитания и наряду с осуждением

все время наставлял своих слушателей-собеседников на то, чтобы каждый

исправлял свои недостатки и недостатки своих детей. «Если б в моих руках

была власть, я отрезал бы язык всякому, кто говорит, что человек

неисправим», — писал он в «Тридцать седьмом слове».

В беспощадной критике зла и несправедливости с целью преодоления всех

отрицательных черт и свойств человеческого характера и доведения Абай видел

одну из своих основных задач.

«Двадцать пятое слово» целиком посвящено размышлению о значении русской

культуры и русской науки для просвещения казахского народа. «Главное —

научиться русской науке. Наука, знание, достаток, искусство — все это у

русских. Для того, чтобы избежать пороков и достичь добра, необходимо знать

русский язык и русскую культуру». Трудно переоценить значение этой

программы для просвещения казахского народа, для его исторически

сложившейся дружбы с великим русским народом и приобщения к его культуре. В

своих стихах Абай учил отличать русский народ и его демократическую

культуру от царских колонизаторов и их политики. Абай призывает казахов

изучать русский язык, русскую науку и культуру для того, чтобы принести

пользу родному народу. А в «Двадцать пятом слове» мы читаем прямой призыв

Абая-педагога к родителям: «Не торопись женить сына, обучай его русской

науке, хотя бы пришлось тебе для этого заполнить все свое имущество».

Многое в высказываниях Абая напоминает взгляды представителей русской

демократической мысли.

Как и в поэзии, в прозе Абая солидное место занимает тема труда. Многие

пороки современников подвергались поэтом критике и осмеянию. Об этом Абай

особенно страстно пишет в сорок втором, сорок третьем «Словах».

«Пристрастие казаха к дурному объясняется бездельем. Если бы он занимался

хлебопашеством или торговлей, у него не оставалось бы и мало-мальски

свободного времени на глупости». Далее автор рисует картину и плоды этого

безделья. Он считает, что именно «безделье превратило казаха в бродягу.

Выпросив у кого-нибудь на время лошаденку, он скитается из одного аула в

другой, чтобы жить на дармовщину, или собирает сплетни, стараясь вовлечь

людей в интриги н рассорить их, или же сам вместе с подобными себе строит

другим козни. Честный труженик посчитал бы такую жизнь «собачьей». Отсюда и

страстный призыв Абая к честному труду, к ведению хозяйства, к овладению

ремеслом, к занятию земледелием, скотоводством и т. д.

Философски осмысляется Абаем высокая роль и значение труда в жизни и

историческом развитии человечества. Причину прогресса, успехов и достижений

в области экономики и культуры он видит в честном труде на благо человека,

народа и родины. «Ум и знания—плоды труда»,—пишет он в «Сорок третьем

слове». Однако и тут ограниченность просветительско-демократического

воззрения казахского мыслителя не позволила ему подняться до понимания

классового характера труда.

Вместе с тем следует отметить, что гуманист Абай, резко бичуя своих

современников за антиобщественные, безнравственные поступки, винит в них

местных правителей — волостных и биев, которые не только не слушаются

добрых советов и наставлений, но и сами разжигают низменные страсти, винит

богачей, которые считают, что «все можно купить за скот», что «честь,

бесчестье, разум, наука, вера, народ для них не дороже скота».

Общественно-литературная деятельность Абая протекала в условиях

начавшегося разложения феодально-патриархальных отношений под воздействием

буржуазной экономики, в тяжелых условиях царской колонизации, во времена

сильного влияния религиозных преданий адата и шариата, национальной

раздробленности и низкого уровня грамотности казахского народа, ведшего

кочевой образ жизни.

Абай решительно осуждал строй насилия, эксплуатации, родовые

междоусобицы, боролся с культурной отсталостью, звал народ к просвещению.

Своим творчеством Абай содействовал пробуждению и развитию национального

самосознания казахского народа. Тяготеющий к русским революционным

демократам, но ограниченный условиями казахского общества, Абай не мог

подняться до осознания необходимости революционных преобразований,

Сторонник просветительских идеалов, он переоценивал роль образования, видя

в нем единственный путь к новой жизни.

Не будучи атеистом, Абай призывал людей к моральному

самоусовершенствованию, боролся за улучшение нравов. Но Абай не был и

религиозным догматиком, в религии он искал ответы на морально-этические

вопросы и, естественно, не мог их найти.

Некоторые ценные и закономерные для его времени моральные сентенции в

нашу эпоху потеряли свою актуальность и могут рассматриваться как

исторический документ.

Одной из пяти главных тем прозаических назиданий и наставлений Абая

являются вопросы, связанные с религией. Будучи идеалистом по своим

философским воззрениям, Абай в своих нравоучениях «иногда ссылается на

моралистические догмы ислама. При этом апологетику ислама он истолковывает

в духе идеалистической морали» (М. Ауэзов). Но его отношение к служителям

ислама — муллам, хазретам, ишанам и т. д. всегда сугубо критическое,

саркастическое.

Различая эксплуататорскую верхушку своего народа и бедноту, Абай все

острие критики направляет на тех, кто сидит на шее народа. О бедном

трудовом народе он постоянно пишет с сочувствием и любовью. Характерно его

собственное признание: «А если бы не любил, то не разговаривал, бы с

сородичами, не советовался, не доверял бы им свои сокровенные мысли». В то

же время он выступал за искреннюю дружбу с другими народами, за то, чтобы

родной народ учился у передовых «великой цели», «общей правде». С позиций

интернационализма и гуманизма Абай писал: «Если человек, не отделяющий себя

от народа, желает дружбы своего народа с другими, то уже одно это говорит о

нем, как о сознательном и честном человеке».

Список Литературы:

1) Слова назидания Абая

2) А.Х. Касымжанов «Портреты штрихи к истории степи»

3)



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.