Рефераты. Рене Декарт и его трактат Правила для руководства ума






Рене Декарт и его трактат Правила для руководства ума

РЕФЕРАТ ПО ФИЛОСОФИИ

ТЕМА : Рене Декарт и его трактат "Правила для руководства ума"

СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение: Рене Декарт и его время

2. "Правила для руководства ума

3. Метод Декарта

4. Значение "Правил для руководства ума"

5. Перечень использованной литературы

1. РЕНЕ ДЕКАРТ И ЕГО ВРЕМЯ

Принцип историзма требует конкретного исторического исследования

философских учений. Нельзя вырвать философскую теорию из той исторической,

экономической и социальной среды, в которой она создавалась. Использование

одного только логического метода не даст нам полного понимания учения, его

исторической значимости.

Годы жизни Декарта - 1596 - 1650. В этот период происходил переход

от

средневековья к Новому времени.

К этому времени, по словам Энгельса, "промышленность колоссально

развилась и вызвала к жизни массу новых механических (ткачество, часовое

дело, мельницы)... и физических фактов (очки), которые давали не только

огромный материал для наблюдений, но также и совершенно иные, чем раньше,

средства для экспериментирования и позволили сконструировать новые

инструменты".

Во время Декарта ремесло в "чистом виде начало оттесняться (в таких

странах, как Италия, Голландия) ремеслом, организованным по новому принципу

в мануфактурных мастерских - "производственном механизме, органами которого

являются люди". Каждый "винтик" этого механизма состоит из обычной

человеческой плоти, а его функции определяются теперь той "точкой",

которую он занимает в механизме: дальше или ближе от исходной точки

расположена "точка" функциональная.

Связь функций "частичных работников" - "деталей" потенциальной

машины - отщепляется от них самих и в виде плана, , алгоритма производства

противостоит им. Образ процесса, его " картина " задается геометрически.

Причиной коренного изменения характера предметной деятельности

является

принцип машинного производства, а именно, разлагать процесс производства на

составные фазы и разрешать возникающие задачи посредством применения

естественных наук.

Структура человеческой деятельности в своей первооснове становится

математической. В теоретическом отображении этой деятельности происходили

аналогичные процессы, приведшие к потребности нового метода как метода

математического и определившие логику формирования и развития новой теории,

новой науки.

"Математизация" деятельности, а вместе с тем и "математизация

(алгоритмизация) метода, представляющиеся сегодня абстрагированием от

всякого содержания, в рассматриваемую эпоху представляла в самой своей

первооснове единственно возможный путь дальнейшего проникновения в более

глубокий "слой" содержания, путь перехода к новой сущности.

Важнейшая задача, вставшая на этом пути - это задача математизация физики.

Вот в чем суть этого запроса, который постоянно ощущается Декартом.

Занимаясь этой задачей, Декарт приходит к созданию собственного метода

познания окружающего мира. К 1625 году он уже обладал основными положениями

последнего.

Пропущенные сквозь угольное ушко сомнения, они свелись к небольшому

числу

простейших правил, посредством которых из основных положений может быть

выведено все богатство подвергшегося анализу материала.

Но сначала Декарт проверяет сами правила в процессе реального

открытия.

При этом он решает одну из ключевых проблем диоптрики - проблему

анаклассической линии.

Вместе с конкретным научным открытием было совершено еще одно,

методологическое открытие. Обнаружилась необходимость и возможность

постоянной (как это формулируется в Новое время рефлективной) работы над

собственным умом, необходимость и возможность постоянного обращения мысли

на

мысль, постоянного развития самой способности мыслить, открывать,

изобретать. Тот ум, который должен руководствоваться правилами Декарта, -

это уже не созерцающий и спокойный ум античного мыслителя, это не

застывший,

от бога сформированный Ум средневековья, это ум, способный изменяться,

отстраняться от самого себя, это ум, отвечающий и историческому, и

социальному, и техническому динамизму Нового времени.

Перейдем теперь к рассмотрению трактата.

"ПРАВИЛА ДЛЯ РУКОВОДСТВА УМА"

Как видно уже из самого названия трактата, цель его - двойная. Во-

первых,

он предназначен для "руководства ума" в направлении его

усовершенствования с тем, чтобы обладатель ума, достигнув определенной

степени совершенства, искусства, смог открыть, "изобрести", обрести из

самого способа усовершенствования ума путь познания Истины. Это,

следовательно, правила в классическом средневековом смысле, правила в

смысле

приемов, нормативов времени. Но в то же время они являются правилами

методологическими, характерными для Нового времени, истина не дана заранее,

ее только следует открыть, открыть с помощью метода, орудия, которым может

воспользоваться "всякий ... как бы ни был посредственен его ум", для

успешного решения задачи - ввести ключевое, принципиально новое разделение

на "нас, способных познавать", и на независимый от нас объективный мир

"самих вещей, которые могут быть познаны".

Отмеченная выше историческая необходимость вычленения метода в форме

метода математического предстает в "Правилах..." как картина внутри

логических закономерностей теоретического развития Декарта - в исходном,

отправном пункте этого развития, в своем "замысле ".

По замыслу трактат должен был состоять из трех частей, каждая из

которых

должна была включать 12 "Правил". В первой части предстояло изложить

собственно принципы метода; во второй - показать, как сделать эмпирию

объектом теоретического исследования: построить математическую модель

физической задачи; в третьей части предполагалось показать, как такую

задачу

решать. Но трактат в том виде, в каком он нам известен, состоит из полных

восемнадцати "Правил"; следующие три "Правила" обозначены лишь

заголовками, и после обозначенного таким образом "Правила ХХ1" Декарт

ставит "Конец".

Прежде чем рассуждать дальше, рассмотрим, что же представляют собой

эти

знаменитые правила.

ПРАВИЛО I

Целью научных знаний должно быть направление ума таким образом,

чтобы он

выносил прочные и истинные суждения о всех встречающихся предметах.

ПРАВИЛО II

Нужно заниматься только такими предметами, о которых ваш ум

кажется способным достичь достоверных и несомненных познаний.

ПРАВИЛО III

В предметах нашего исследования надлежит отыскивать не то, что

о них думают другие или что мы предполагаем о них самих, но то, что мы ясно

и очевидно можем усмотреть или надежно дедуцировать, ибо знание не может

быть достигнуто иначе.

ПРАВИЛО IV

Метод необходим для отыскания истины.

ПРАВИЛО V

Весь метод состоит в порядке и размещении того, на что должно быть

направлено острие ума в целях открытия какой-либо истины. Мы строго

соблюдем

его, если будем постепенно сводить темные и смутные положения к более

простым и затем пытаться, исходя из интуиции простейших, восходить по тем

же ступеням к познанию всех остальных.

ПРАВИЛО VI

Для того, чтобы отделять наиболее простые вещи от трудных и

придерживаться при этом порядка, необходимо во всяком ряде вещей, в котором

мы непосредственно выводим какие-либо истины из других истин, следить,

какие

из них являются самыми простыми и как отстоят от них другие : дальше, ближе

или одинаково.

ПРАВИЛО VII

Для завершения знания надлежит все, относящееся к нашей задаче,

вместе

и порознь обозреть последовательным и непрерывным движением мысли и

охватить достаточной и методической энумерацией.

ПРАВИЛО VIII

Если в ряде исследуемых вещей встретится какая-либо одна, которую

наш

ум не может достаточно хорошо понять, то нужно на ней остановиться и не

исследовать других, идущих за ней, воздерживаясь от лишнего труда.

ПРАВИЛО IX

Нужно обращать острие ума на самые незначительные и простые

вещи и долго останавливаться на них, пока не привыкнем отчетливо и ясно

прозревать в них истину.

ПРАВИЛО Х

Для того чтобы сделать ум проницательным, необходимо упражнять

его в

исследовании вещей, уже найденных другими, и методически изучать все, даже

самые незначительные, искусства, Ю но в особенности те, которые объясняют

или предполагают порядок.

ПРАВИЛО ХI

После того, как мы усвоим несколько простых положений и выведем из

них

какое-либо иное, полезно обозреть их путем последовательного и непрерывного

движения мысли, обдумать их взаимоотношения и отчетливо представить

одновременно наибольшее их количество; благодаря этому наше знание

сделается более достоверным и наш ум приобретет больший кругозор.

ПРАВИЛО ХII

Наконец, нужно использовать все вспомогательные средства интеллекта,

воображения, чувств и памяти как для отчетливой интуиции простых положений

и

для верного сравнения искомого с известным, чтобы таким путем открыть его,

так еще и для того, чтобы находить те положения, которые должны быть

сравнимы между собой, словом, не нужно пренебрегать ни одним из средств,

находящихся в распоряжении человека.

ПРАВИЛО ХIII

Когда мы хорошо понимаем вопрос, нужно освободить его от всех

излишних

представлений, свести его к простейшим элементам и разбить его на такое же

количество возможных частей посредством энумерации.

ПРАВИЛО ХIV

Сказанное следует отнести и к реальному протяжению тел; это

протяжение

нужно всецело представлять в виде простых фигур : таким образом оно

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.