Рефераты. Рене Декарт и его трактат Правила для руководства ума






Рене Декарт и его трактат Правила для руководства ума

КАЛУЖСКИЙ ФИЛИАЛ МГТУ им.Баумана

Р Е Ф Е Р А Т П О Ф И Л О С О Ф И И

ТЕМА : Рене Декарт и его трактат

“ Правила для руководства ума “

Студентка группы

ОПГ-41

Богданова Александра

Калуга 1998 г.

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

1. Введение: Рене Декарт и его время 1

2. “ Правила для руководства ума “ 3

3. Метод Декарта

8

4. Значение “ Правил для руководства ума “ 13

5. Перечень использованной литературы 14

1. РЕНЕ ДЕКАРТ И ЕГО ВРЕМЯ

Принцип историзма требует конкретного исторического исследования

философских учений. Нельзя вырвать философскую теорию из той исторической,

экономической и социальной среды, в которой она создавалась. Использование

одного только логического метода не даст нам полного понимания учения, его

исторической значимости.

Годы жизни Декарта - 1596 - 1650. В этот период происходил переход от

средневековья к Новому времени.

К этому времени, по словам Энгельса, “ промышленность колоссально

развилась и вызвала к жизни массу новых механических ( ткачество, часовое

дело, мельницы )... и физических фактов( очки), которые давали не только

огромный материал для наблюдений, но также и совершенно иные, чем раньше,

средства для экспериментирования и позволили сконструировать новые

инструменты “.

Во время Декарта ремесло в “ чистом виде начало оттесняться ( в таких

странах, как Италия, Голландия ) ремеслом, организованным по новому

принципу в мануфактурных мастерских - “ производственном механизме,

органами которого являются люди”. Каждый “ винтик “ этого механизма состоит

из обычной человеческой плоти, а его функции определяются теперь той “

точкой “, которую он занимает в механизме : дальше или ближе от исходной

точки расположена “ точка “ функциональная.

Связь функций “ частичных работников “ - “ деталей “ потенциальной машины

- отщепляется от них самих и в виде плана, , алгоритма производства

противостоит им. Образ процесса, его “ картина “ задается геометрически.

Причиной коренного изменения характера предметной деятельности является

принцин машинного производства, а именно, разлагать процесс производства на

составные фазы и разрешать возникающие задачи посредством применения

естественных наук.

Структура человеческой деятельности в своей первооснове становится

математической. В теоретическом отображении этой деятельности происходили

аналогичные процессы, приведшие к потребности нового метода как метода

математического и определившие логику формирования и развития новой теории,

новой науки.

“ Математизация “ деятельности, а вместе с тем и “ математизация “

(алгоритмизация ) метода, представляющиеся сегодня абстрагированием от

всякого содержания, в рассматриваемую эпоху представляла в самой своей

первооснове единственно возможный путь дальнейшего проникновения в более

глубокий “ слой “ содержания, путь перехода к новой сущности.

Важнейшая задача, вставшая на этом пути - это задача математизация физики.

Вот в чем суть этого запроса, который постоянно ощущается Декартом.

Занимаясь этой задачей, Декарт приходит к созданию собственного метода

познания окружающего мира. К 1625 году он уже обладал основными положениями

последнего.

Пропущенные сквозь угольное ушко сомнения, они свелись к небольшому

числу простейших правил, посредством которых из основных положений может

быть выведено все богатство подвергшегося анализу материала.

Но сначала Декарт проверяет сами правила в процессе реального открытия.

При этом он решает одну из ключевых проблем диоптрики - проблему

анаклассической линии.

Вместе с конкретным научным открытием было совершено еще одно,

методологическое открытие. Обнаружилась необходимость и возможность

постоянной ( как это формулируется в Новое время рефлективной ) работы над

собственным умом, необходимость и возможность постоянного обращения мысли

на мысль, постоянного развития самой способности мыслить, открывать,

изобретать. Тот ум, который должен руководствоваться правилами Декарта, -

это уже не созерцающий и спокойный ум античного мыслителя, это не

застывший, от бога сформированный Ум средневековья, это ум, способный

изменяться, отстраняться от самого себя, это ум, отвечающий и

историческому, и социальному, и техническому динамизму Нового времени.

Перейдем теперь к рассмотрению трактата.

“ ПРАВИЛА ДЛЯ РУКОВОДСТВА УМА “

Как видно уже из самого названия трактата, цель его - двойная. Во-

первых, он предназначен для “ руководства ума “ в направлении его

усовершенствования с тем, чтобы обладатель ума, достигнув определенной

степени совершенства, искусства, смог открыть, “ изобрести “, обрести из

самого способа усовершенствования ума путь познания Истины. Это,

следовательно, правила в классическом средневековом смысле, правила в

смысле приемов, нормативов времени. Но в то же время они являются правилами

методологическими, характерными для Нового времени, истина не дана

заранее, ее только следует открыть, открыть с помощью метода, орудия,

которым может воспользоваться “ всякий ... как бы ни был посредственен его

ум “, для успешного решения задачи - ввести ключевое, принципиально новое

разделение на “ нас, способных познавать “, и на независимый от нас

объективный мир “ самих вещей, которые могут быть познаны “.

Отмеченная выше историческая необходимость вычленения метода в форме

метода математического предстает в “ Правилах ...” как картина внутри

логических закономерностей теоретического развития Декарта - в исходном,

отправном пункте этого развития, в своем “замысле “.

По замыслу трактат должен был состоять из трех частей, каждая из

которых должна была включать 12 “ Правил “. В певой части предстояло

изложить собственно принципы метода; во второй - показать, как сделать

эмпирию объектом теоретического исследования : построить математическую

модель физической задачи; в третьей части предполагалось показать, как

такую задачу решать. Но трактат в том виде, в каком он нам известен,

состоит из полных восемнадцати “ Правил “; следующие три “ Правила “

обозначены лишь заголовками, и после обозначенного таким образом “ Правила

ХХ1 “ Декарт ставит “ Конец “.

Прежде чем рассуждать дальше, рассмотрим, что же представляют собой эти

знаменитые правила.

ПРАВИЛО I

Целью научных знаний должно быть направление ума таким образом, чтобы он

выносил прочные и истинные суждения о всех встречающихся предметах.

ПРАВИЛО II

Нужно заниматься только такими предметами, о которых ваш ум

кажется способным достичь достоверных и несомненных познаний.

ПРАВИЛО III

В предметах нашего исследования надлежит отыскивать не то, что

о них думают другие или что мы предполагаем о них самих, но то, что мы ясно

и очевидно можем усмотреть или надежно дедуцировать, ибо знание не может

быть достигнуто иначе.

ПРАВИЛО IV

Метод необходим для отыскания истины.

ПРАВИЛО V

Весь метод состоит в порядке и размещении того, на что должно быть

направлено острие ума в целях открытия какой-либо истины. Мы строго

соблюдем его, если будем постепенно сводить темные и смутные положения к

более простым и затем пытаться, исходя из интуиции простейших, восходить

по тем же ступеням к познанию всех остальных.

ПРАВИЛО VI

Для того, чтобы отделять наиболее простые вещи от трудных и

придерживаться при этом порядка, необходимо во всяком ряде вещей, в котором

мы непосредственно выводим какие-либо истины из других истин, следить,

какие из них являются самыми простыми и как отстоят от них другие :

дальше, ближе или одинаково.

ПРАВИЛО VII

Для завершения знания надлежит все, относящееся к нашей задаче, вместе

и порознь обозреть последовательным и непрерывным движением мысли и

охватить достаточной и методической энумерацией.

ПРАВИЛО VIII

Если в ряде исследуемых вещей встретится какая-либо одна, которую наш

ум не может достаточно хорошо понять, то нужно на ней остановиться и не

исследовать других, идущих за ней, воздерживаясь от лишнего труда.

ПРАВИЛО IX

Нужно обращать острие ума на самые незначительные и простые

вещи и долго останавливаться на них, пока не привыкнем отчетливо и ясно

прозревать в них истину.

ПРАВИЛО Х

Для того чтобы сделать ум проницательным, необходимо упражнять его в

исследовании вещей, уже найденных другими, и методически изучать все, даже

самые незначительные, искусства, Ю но в особенности те, которые объясняют

или предполагают порядок.

ПРАВИЛО ХI

После того, как мы усвоим несколько простых положений и выведем из них

какое-либо иное, полезно обозреть их путем последовательного и

непрерывного движения мысли, обдумать их взаимоотношения и отчетливо

представить одновременно наибольшее их количество; благодаря этому наше

знание сделается более достоверным и наш ум приобретет больший кругозор.

ПРАВИЛО ХII

Наконец, нужно использовать все вспомогательные средства интеллекта,

воображения, чувств и памяти как для отчетливой интуиции простых положений

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.