Иерусалиму, но в новозаветной литературе, начиная с «Посланий апостола
Павла», чувствуется антииудейская тенденция. Она объясняется прежде всего
тем, что примерно с начала II в. христианство, зародившееся в еврейской
среде, стало превращаться в межнациональное учение, которое уже в силу
этого (мы опускаем здесь другие причины) должно было освободиться от
иудейской обрядности и некоторых других положений иудейской религиозности,
как от скорлупы, которая стала стеснять его дальнейший рост и
распространение.
Сложный процесс образования христианской церкви был во многом
подготовлен теми космополитическими тенденциями в культуре народов и
настроениями многих людей, которые развивались в эллинистическо-римскую
эпоху и обосновывались многими философами (особенно в школе стоиков). Как
свидетельствуют сами памятники, вошедшие в Новый завет, обращенность
христианской пропаганды «ко всем языкам» (как и ко всем общественным
состояниям) стала одной из главных причин ее успеха в массах. «...Нет ни
Еллина, ни Иудея... варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем
Христос».
Межнациональный характер христианства породил одну из решающих его
особенностей — оно стало религией абстрактного человека. Именно таков образ
Иисуса Христа в Евангелиях, несмотря на всю его «историзацию» и формальную
принадлежность к еврейскому народу. Но, констатируя этот важнейший факт, мы
должны снова вернуться к социальному содержанию христианского монотеизма.
Приведенная выше мысль Энгельса, что христианское учение возникло
как религия угнетенных низов римского общества, подтверждается многими
местами Нового завета [ см., например, Матфей, 11, 28]. Этой связью с
низами общества, весьма отдаленными от античной культуры, науки и
философии, объясняется враждебность ранних христиан к носителям «мудрости»
и к самой «мудрости», как и превознесение интеллектуального убожества.
Мудрость Христа, выработавшего, как были убеждены ранние христиане,
абсолютные правила морали, полностью отменяла в их глазах языческую
мудрость.
О том, что христианство первоначально находило своих прозелитов
среди низов античного общества, свидетельствуют и другие источники помимо
Нового завета. Однако очень скоро христианские общины стали наполняться и
более состоятельными и даже весьма богатыми людьми.
Кризис рабовладельческого способа производства — сложное и
противоречивое явление. Он выражался и в том, что огромная бюрократическая
машина римской имперской государственности, уже не способная стимулировать
рабовладельческий способ производства, была почти столь же чуждой и
враждебной по отношению к высшим классам, как и по отношению к его
эксплуатируемым низам. Это обстоятельство специально подчеркнул Энгельс в
своей работе «Бруно Бауэр и первоначальное христианство», указав, что «по
отношению к государству, то есть к императору, оба первых класса (т. е.
класс богачей, крупных землевладельцев и ростовщиков, с одной стороны, и
класс неимущих свободных, с другой.— В. С.} были почти так же бесправны,
как и рабы по отношению к своим господам». Так отчужденности государства
почти ото всех членов общества, не способных повлиять на него и тем более
изменить его, «всеобщему бесправию и утрате надежды на возможность лучших
порядков соответствовала всеобщая апатия и деморализация». Они во многом и
объясняют, почему «при тогдашнем положении вещей выход мог быть лишь в
области религии».
Таким образом, христианская монотеистическая религиозность,
возникнув как протест народных низов против господствующих эксплуататорских
порядков, быстро приобрела и межклассовое содержание. Религии вообще и
христианской в особенности присуще это антропологическое содержание,
поскольку она в фантастической форме отражает надежды и чаяния человека
построить такой мир, такое общество, которое удовлетворяло бы его
сокровенным стремлениям.
Следует также иметь в виду, что прогресс человеческого общества
выражается и в такой первостепенной черте человеческой личности, как
углубление сферы ее моральности. Субстанцию этого процесса составляют
стремления народных масс, с необходимостью выраженные тогда в религиозной
форме. Этим, как мы видели, объясняется углубление этического содержания в
монотеистической религиозности (как в значительной степени и возникновение
самой этой ее формы).
Носителями аморальности выступали по преимуществу представители
господствующих классов, но это отнюдь не значит, что они все и всегда были
чужды моральным стремлениям народа. В кризисные, переломные эпохи истории,
каковой и была поздняя античность, такие стремления углублялись, охватывая
множество представителей и высших классов. Как подчеркнул Энгельс в работе
«Бруно Бауэр и первоначальное христианство», «во всех классах должно было
быть известное количество людей, которые, отчаявшись в материальном
освобождении, искали взамен него освобождения духовного, утешения в
сознании, которое спасло бы их от полного отчаяния». Отсюда понятно, почему
«христианство затронуло струну, которая должна была найти отклик в
бесчисленных сердцах».
Все вышесказанное объясняет и такую определяющую черту
христианской религиозности, как перевод социального, революционно-
бунтарского протеста в протест моральный, примиряющийся с эксплуататорскими
условиями, освященными вековыми традициями. Несовершенство и
бесчеловечность общественных отношений христианство представляло как
результат несовершенства каждого человека, его греховности, принципиальной
испорченности. Отсюда проповедь терпения и покорности, непротивления злу,
прощения обид, составляющая лейтмотив христианской этики. «Любите врагов
ваших, благословляйте проклинающих вас,—провозглашает Христос,—благотворите
ненавидящих вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» [ Матфей, 5,44].
Трансформация социального протеста в план морального
самосовершенствования объясняет и изменение, какое произошло в том
представлении о мессии, которое отличает Евангелия от Апокалипсиса: вместо
грозного мстителя, разрушающего мир несправедливости, как он изображен в
последнем документе, мы встречаемся в Евангелиях с образом духовного
спасителя людей, воздействующего на них силой собственного примера, не
прибегая к насилию, и который так не похож на грозного ветхозаветного Яхве.
Констатируя морализирующую сущность христианства, следует вместе
с тем подчеркнуть, что социальное содержание отнюдь не исчезло из
памятников Нового завета. Но поскольку они ориентированы как на народные
низы, так и на господствующие классы, эти памятники носят социально
неоднозначный характер. С одной стороны, мы встречаемся в них с
прославлением бедности и с утверждением необходимости насильственного
изменения господствующих порядков. В одном месте Евангелий Христос,
характеризуя свою миссию, говорит даже, что он принес на землю не мир, но
меч. Вместе с тем, с другой стороны, в тех же документах мы встречаем
множество призывов, явно направленных против посягательств рабов и бедноты
на достаток более богатых людей, против эгалитарных устремлении неимущего
люда: каждый, вступающий в христианскую общину, должен оставаться «в том
звании, в котором призван», и не должен тяготиться даже своим рабским
положением; рабы обязаны подчиняться своим господам не за страх, а за
совесть; царство божие — не пища и питье, а праведность, и т. п.
Борьба этих противоречивых тенденций, порожденная социальной
неоднородностью христианского движения, проходит не только через эпоху
генезиса христианства, но затем и через всю эпоху средневековья. Несмотря
на победу в официальном христианстве интересов эксплуататорских классов,
классики марксизма-ленинизма характеризуют раннее христианство как
идеологию, наполненную демократически-революционным духом. Но этот дух
проявился не столько в форме непосредственной социальной революционности,
сколько в форме религиозно-моральной. Действительно, возникновение
христианства, отражая пассивный протест народных масс, означало большие
изменения в последней сфере.
Как религиозное учение христианство основывается на трех
основоположных идеях: идее греховности всего человеческого рода,
зараженного первородным грехом Адама и Евы, идее спасения, которое
необходимо каждому человеку, и идее искупления всех людей перед богом, на
путь которого человечество встало благодаря страданиям и добровольной
жертве Иисуса Христа, соединившего в себе как божественную, так и
человеческую природу. Осуществление названных идей превратило христианство
в мировую религию нового типа.
Демократичность первоначального христианства проявлялась
прежде всего в самой организации общин верующих. Следует подчеркнуть в этой
связи, что возникновение и торжество первоначального христианства стало
возможным и благодаря идее равенства, содержащейся в нем. В позднеантичной
философии, в особенности у стоиков, она нашла свое выражение в учении о
естественном праве. Но это учение было доступно только избранному
интеллектуальному и социальному меньшинству. Массовый же характер идея
равенства в античности приобрела благодаря христианству. Конечно, идея
равенства сформулирована здесь в сугубо религиозной форме— как равенство
всех людей в качестве греховных существ перед всемогущим и всемилостивым
Страницы: 1, 2, 3, 4