Рефераты. Развитие и прогресс






Развитие и прогресс

РАЗВИТИЕ И ПРОГРЕСС.

П Л А Н.

1. Понятие развития.

2. Сущность прогресса.

Развитие –процесс длительных, накапливающихся,

необратимых, поступательных изменений сложных системных объектов

в достаточно больших интервалах времени. ( к таким процессам

относят эволюцию литосферы, экосистем, организмов на протяжении

жизни, историческое развитие человеческих сообществ, орудий и

навыков труда, совершенствование человеческих знаний, научно –

технический прогресс и т.д. Только одновременное наличие всех

указанных свойств выделяет процессы развития среди других

изменений: обратимость изменений характеризует процессы

функционирования: отсутствие закономерности характерно для

случайных процессов катастрофического типа; при отсутствии

направленности изменения не могут накапливаться, и потому процесс

лишается характерной для развития единой, внутренне

взаимосвязанной линии. В результате развития возникает новое

качественное состояние объекта, которое выступает как изменение

его состава или структуры (т.е. возникновение, трансформация или

исчезновение его элементов и связей). Способность к развитию

составляет одно из всеобщих свойств материи и сознания.

Существенную характеристику процессов развития составляет

время: во-первых, всякое развитие осуществляется в реальном

времени, во-вторых, только время выявляет направленность

развития.

Понятие развития выделяет из общей массы изменений такие,

которые связаны с обновлением системы, с ее внутренним

структурным и функциональным изменением, превращением в нечто

новое, иное. Причем в случаях развития речь идет не одноразовых,

а о нарастающих, развернутых во времени поступательных

качественных трансформациях системы. Для характеристики того или

иного процесса как развития, как правило, требуются довольно

большие периоды времени, позволяющие судить о тенденциях,

направленности изменений. Кумулятивный характер развития –

накопление новообразований – необратимо уводит систему от её

исходного состояния. Последующие, в том числе конечные, состояния

развивающихся систем всегда качественно отличаются от исходных. В

процессе развития последовательно сменяют друг друга фазы,

ступени процесса, закономерно изменяется уровень организованности

системы.

Древняя философия и наука не знали идеи развития в

точном смысле этого слова, поскольку время тогда мыслилось как

протекающее циклически и все процессы воспринимались как

совершающиеся по заданной «от века» программе. Для античного

мировоззрения не существовало проблемы необратимых изменений, а

вопрос о происхождении мира в целом и его объектов сводился

главным образом к вопросу о том, из чего происходит нечто. Идея

замкнутого, совершенного космоса, лежавшая в основании всего

античного мышления, исключала даже постановку вопроса о

направленных изменениях, порождающих принципиально новые

структуры и связи.

Представления о времени и его направлении меняются с

утверждением христианства, выдвинувшего идею линейного

направления времени, которая распространялась им, однако, лишь на

сферу духа. С возникновением опытной науки нового времени идея

линейного направления времени в исследовании природы ведет к

формированию представлений о естественной истории, о направленных

и необратимых изменениях в природе и обществе. Переломную роль

здесь сыграло создание научной космологии и теории эволюции в

биологии и геологии. Идея развития прочно утверждается в

естествознании и почти одновременно становится предметом

философского исследования. Глубокую ее разработку дает немецкая

классическая философия, в особенности Гегель, диалектика которого

есть по существу учение о всеобщем развитии, но выраженное в

идеалистической форме. Опираясь на диалектический метод, Гегель

не только показал универсальность принципа развития, но и раскрыл

его всеобщий механизм и источник – возникновение, борьбу и

преодоление противоположностей.

Целостную научную концепцию развития построил марксизм.

Развитие понимается здесь как универсальное свойство материи, как

подлинно всеобщий принцип, служащий также (в форме историзма)

основой объяснения истории общества и познания. Общей теорией

развития выступает материалистическая диалектика, главные

особенности процессов развития выражает содержание ее основных

законов – единства и борьбы противоположностей, перехода

количественных изменений в качественные, отрицания. Основные идеи

диалектико-материалистической концепции развития сформулировал В.

И. Ленин; «Развитие, как бы повторяющее пройденные уже ступени,

но повторяющее их иначе, на более высокой базе ("отрицание

отрицания"), развитие, так сказать, по спирали, а не по прямой

линии; – развитие скачкообразное, катастрофическое,

революционное; – "перерывы постепенности"; превращение количества

в качество; – внутренние импульсы к развитию, даваемые

противоречием, столкновением различных сил и тенденций,

действующих на данное тело или в пределах данного явления или

внутри данного общества; – взаимозависимость и теснейшая,

неразрывная связь всех сторон каждого явления (причем история

открывает все новые и новые стороны), связь, дающая единый,

закономерный мировой процесс движения,– таковы некоторые черты

диалектики, как более содержательного (чем обычное) учения о

развитии».Диалектико-материалистическое учение о развитии

составило философско-методологический фундамент теории

революционного преобразования общества. Перерабатывая и углубляя

гегелевскую диалектику, марксизм-ленинизм показал принципиальное

различие и вместе с тем органичное единство двух основных типов

развития – эволюции и революции.

Во второй половине 19 века идея развития получает широкое

распространение. При этом буржуазное сознание принимает ее в

форме плоского эволюционизма. Из всего богатства представлений о

развитии здесь берется лишь тезис о монотонном эволюционном

процессе, имеющем линейную направленность. Подобное же понимание

развития лежит в основе идеологии реформизма. В то же время

догматическая ограниченность плоского эволюционизма породила и

его критику в буржуазной философии и социологии. Эта критика, с

одной стороны, отрицала саму идею развития и принцип историзма, а

с другой – сопровождалась появлением концепций так называемой

творческой эволюции, проникнутых духом индетерминизма и

субъективно - идеалистическими тенденциями.

История общества и развитие науки давали все более

обширный материал, подтверждающий сложный, неоднозначный характер

процессов развития и их механизмов. Прежде всего было

опровергнуто характерное для позитивизма представление о развитии

как о линейном прогрессе. Практика социальных движений 20 века

показала, что общая восходящая линия развития общества есть

результат диалектического взаимодействия множества процессов, в

которых важнейшая роль принадлежит целенаправленной деятельности

народных масс, опирающейся на познание объективных законов

истории.

Расширились сами представления о развитии как в

естественных, так и общественных науках. В 20 веке предметом

изучения становятся прежде всего внутренние механизмы развития.

Такая переориентация существенно обогатила общие представления о

развитии. Во-первых, биология, а также история культуры показали,

что процесс развития неоднороден. Если рассматривать крупные

линии развития (такую, например, как органическая эволюция), то

внутри них достаточно очевидно диалектическое взаимодействие

разнонаправленных пенных процессов: общая линия прогрессивного

развития переплетается с изменениями, которые образуют так

называемые тупиковые ходы эволюции или даже направлены в сторону

регресса (регресс - тип развития, для которого характерен переход

от высшего к низшему). В современной науке разрабатываются

специально-научные теории развития, в которых в отличие от

классического естествознания, рассматривавшего главным образом

обратимые процессы, описываются нелинейные, скачкообразные

преобразования. Во-вторых, анализ механизмов развития потребовал

более глубокого изучения внутреннего строения развивающихся

объектов, в частности их организации и функционирования. В

середине 20 в, наметилось известное обособление тех областей

знания, которые заняты изучением организации и функционирования

развивающихся объектов. Возникли дискуссии о приоритете

структурного или исторического подхода (особенно активно

развернувшиеся в исторической науке, этнографии и языкознании, но

затронувшие также и биологию). Практика современных исследований

показывает, что как аспект развитие, так и аспект организации

могут иметь самостоятельное значение при изучении развивающихся

объектов. Необходимо только учитывать реальные возможности и

границы каждого из этих двух подходов, а также тот факт, что на

определенном этапе познания возникает потребность в синтезе

эволюции и организации представлений об объекте (как это

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.