Рефераты. Разделение наук






В начале 50-х г.г. был организован Институт биологической физики и

кафедра биофизики на Биолого-почвенном факультете МГУ. Позднее кафедры

биофизики были созданы в Ленинградском и некоторых других университетах.

Такой процесс заполнения пропастей между науками продолжался и

позднее, причем в нараставших масштабах. В итоге вновь возникавшие научные

направления переходного характера выступали как цементирующие собой ранее

разобщенные, изолированные основные науки, наподобие физики и химии. Этим

сообщалась все большая связанность всему научному знанию, что

способствовало процессу его интеграции. Иначе говоря, дальнейшая

дифференциация наук (появление множества промежуточных – междисциплинарных

– научных отраслей) прямо выливалась в их более глубокую интеграцию, так

что эта последняя совершалась уже непосредственно через продолжающуюся

дифференциацию наук.

Таково было положение вещей примерно к концу первой половины ХХв. В

последующие десятилетия произошло усиление взаимодействия наук и достижение

его новых, более высоких и более сложных форм.

7. Взаимное обогащение естественных и общественных наук.

Первая простейшая форма взаимодействия наук – их "цементация". Во

второй половине XIX в. впервые определилась тенденция в развитии наук от их

изолированности к их связыванию через промежуточные науки. В результате

действия этой тенденции в эволюции наук со второй половины XIX в. началось

постепенное заполнение прежних пробелов и разрывов между различными и

прежде всего смежными в их общей системе науками. В связи с этим движением

наук от их изолированности к возникновению наук промежуточного, переходного

характера стали образовываться связующие звенья ("мосты") между ранее

разорванными и внешне соположенными одна возле другой науками. Основой для

вновь возникавших промежуточных отраслей научного знания служили переходы

между различными формами движения материи. В неорганической природе такие

переходы были обнаружены благодаря открытию процессов взаимного превращения

различных форм энергии. Переход же между неорганической и органической

природой был отражен в гипотезе Энгельса о химическом происхождении жизни

на Земле. В связи с этим Энгельс выдвинул представление о биологической

форме движения. Наконец, переход между этой последней и общественной формой

движения (историей) Энгельс осветил в своей трудовой теории антропогенеза.

В самом естествознании впервые один из переходов между ранее

разобщенными науками был создан открытием спектрального анализа. Это была

первая промежуточная отрасль науки, связавшая собой физику (оптику), химию

и астрономию. В результате такого их связывания возникла астрофизика и в

какой-то степени астрохимия.

В общем случае возникновение таких наук промежуточного характера может

иметь место, когда метод одной науки в качестве нового средства

исследования применяется к изучению предмета другой науки. Так, в наше

время возникла радиоастрономия как часть современной астрофизики.

Вскоре после спектрального анализа возникла химическая термодинамика,

соединившая химию с ранее уже связанными между собой механикой и учением о

теплоте (в виде термодинамики). Затем к ним присоединилось учение о

разбавленных растворах и электрохимия, в результате чего возникла

физическая химия.

Более подробно я хотела бы рассказать об истории биофизики. Биофизика

как наука начала формироваться еще в XIXв. Многие физиологи того периода

уже работали над вопросами, которые в настоящее время являются объектом

биофизического исследования. Так, например, выдающийся физиолог И.М.Сеченов

(1829-1905) являлся пионером в этой области.

Используя методы физической химии и математический аппарат, он изучал

динамику дыхательного процесса и установил при этом количественные законы

растворимости газов в биологических жидкостях. Он же предложил называть

область подобного рода исследований молекулярной физиологией.

В этот же период известный физик Гельмгольц (1821-1894), разрабатывая

проблемы термодинамики, пытался подойти к пониманию энергетики живых

систем. В своей экспериментальной работе он детально изучал работу органов

зрения, а также определил скорость проведения возбуждения по нерву.

С развитием физической и коллоидной химии фронт работ в области

биофизики расширяется. Появляются попытки объяснить с этих позиций механизм

реакций живого организма на внешние воздействия. Большую роль в развитии

биофизики сыграла школа Леба. В работах Леба (1859-1924) были выявлены

физико-химические основы явления партеногенеза и оплодотворения. Конкретную

физико-химическую интерпретацию получило явление антагонизма ионов.

Обобщающая книга Леба "Динамика живого вещества" была издана на многих

языках. В 1906г. перевод этой книги был издан в России. Позднее появились

классические исследования Шаде о роли ионных и коллоидных процессов

патологии воспаления. В 1911-1912гг. в русском переводе выходит его

фундаментальный труд "Физическая химия во внутренней медицине".

Первая мировая война приостановила на некоторое время бурное развитие

науки. Однако в России уже в первые годы после Великой Октябрьской

революции развитию науки уделяется большое внимание. В 1922 г. в СССР

открывается "Институт биофизики", которым руководит П.П.Лазарев. В этом

институте ему удается объединить большое количество выдающихся ученых.

Здесь С. И. Вавилов занимался вопросами предельной чувствительности

человеческого глаза, П.А.Ребиндер и В.В. Ефимов изучали физико-химические

механизмы проницаемости и связь между проницаемостью и поверхностным

натяжением. С.В.Кравков изучал физико-химические основы цветного зрения и

т.д. Большую роль в развитии биофизики сыграла школа Н.К.Кольцова. Его

ученики разрабатывали вопросы влияния физико-химических факторов внешней

среды на клетки и их структуры. По инициативе Н.К.Кольцова в Московском

университете была открыта кафедра физико-химической биологии, руководимая

его учеником С.Н.Скадовским.

В конце 30-х годов физико-химическое направление в биологии

развивалось в Институте биохимии им.А.Н.Баха АН СССР. Во Всесоюзном

институте экспериментальной медицины им.А.М.Горького существовал большой

Отдел биофизики, в котором работали П.П.Лазарев, Г.М.Франк, Д.Л.Рубинштейн;

последним был написан ряд учебных руководств и монографий.

В начале 50-х г.г. был организован Институт биологической физики и

кафедра биофизики на Биолого-почвенном факультете МГУ. Позднее кафедры

биофизики были созданы в Ленинградском и некоторых других университетах.

Такой процесс заполнения пропастей между науками продолжался и

позднее, причем в нараставших масштабах. В итоге вновь возникавшие научные

направления переходного характера выступали как цементирующие собой ранее

разобщенные, изолированные основные науки, наподобие физики и химии. Этим

сообщалась все большая связанность всему научному знанию, что

способствовало процессу его интеграции. Иначе говоря, дальнейшая

дифференциация наук (появление множества промежуточных – междисциплинарных

– научных отраслей) прямо выливалась в их более глубокую интеграцию, так

что эта последняя совершалась уже непосредственно через продолжающуюся

дифференциацию наук.

Таково было положение вещей примерно к концу первой половины ХХв. В

последующие десятилетия произошло усиление взаимодействия наук и достижение

его новых, более высоких и более сложных форм.

8. Список литературы

А.А.Печенкин, Обоснование научной теории. Классика и современность., М.,

Наука, 1991

К.Поппер, Логика и рост научного знания, М., 1983

Критика постпозитивизма. Методические указания для аспирантов нефилософских

специальностей, изучающих марксистско-ленинскую философию., Новосибирск,

НГУ, 1986

В.А.Лекторский, Рациональность, критицизм и принципы либерализма

(взаимосвязь социальной философии и эпистемологии Поппера) //Вопросы

философии, 1995, №10, стр.27-36

Э.Эзер, Динамика теорий и фазовые переходы//Вопросы философии, 1995, №10,

стр.37-44

Т.Кун, Структура научных революций, М., Прогресс, 1977

С.Р.Микулинский, Л.А.Маркова, Чем интересна книга Т.Куна “Структура научных

революций”. Послесловие к рус.изд.кн. - В кн.: Кун Т. Структура начных

революций. М., Прогресс, 1977, стр. 274 - 292

В.Н.Порус, Рыцарь Ratio//Вопросы философии, 1995, №4, стр.127-134

И.Лакатос, Методология научных исследовательских программ//Вопросы

философии, 1995, №4, стр.135-154

Ст.Тулмин, Человеческое понимание, М., Прогресс, 1984

1 А.А.Печенкин, Обоснование научной теории. Классика и современность.

2 Ст.Тулмин, Человеческое понимание.

4.

3 В.А.Лекторский, Рациональность, критицизм и принципы либерализма

(взаимосвязь социальной философии и эпистемологии Поппера).

4 С.Р.Микулинский, Л.А.Маркова, Чем интересна книга Т.Куна “Структура

научных революций”.

5 И.Лакатос, Методология научных исследовательских программ.

6 И.Лакатос, Методология научных исследовательских программ.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.