Рефераты. Рационалистическая направленность филосовской деятельности Рене Декарта






Рационалистическая направленность филосовской деятельности Рене Декарта

ВВЕДЕHИЕ 3.

Свои основные произведения Декарт написал в 20 - 40-х годах ХVII в., но

уяснить их содержание невозможно без учета огромных изменений в

европейской, прежде всего западноевропейской, истории в период Возрождения,

начавшегося в Италии уже в ХIV в., а к концу ХV - началу ХVI в. ставшего,

можно сказать, общеевропейским явлением. С течением времени, по мере

успехов производственной деятельности и развития естественнонаучной мысли

(особенно к концу ХVI - началу ХVII в.), идеал царства человека на земле

приобретал и научно-техническую конкретизацию. Весьма убежденным и

красноречивым пропагандистом действенной науки стал Фрэнсис Бэкон (1561 -

1626), родоначальник английского материализма и всей современной

экспериментирующей науки. Горячим сторонником научно-технического

прогресса, одной из важнейших сторон рождавшейся буржуазной культуры, не

раз объявлял себя и Декарт. Социальная ситуация, сложившаяся в первой

половине ХVII в. во Франции, отличалась от той, которая была характерна для

Англии, где приближалась буржуазная революция. Хотя Франции было тогда

далеко до буржуазной революции, все же и здесь в ту эпоху возникли условия,

во многом определившие вызревание философской доктрины Декарта. Среди таких

условий первостепенную роль играло формирование сильнейшего абсолютистского

государства во времена Генриха IV, Ришелье, Мазарини. В борьбе против

старой феодальной знати, сопротивлявшейся государственной централизации,

все эти исторические деятели опирались не только на среднее и мелкое

дворянство, но и на растущую буржуазию, тоже заинтересованную в укреплении

национального государства, стимулировавшего промышленно-мануфактурную и

торговую деятельность, вступавшего в военное противостояние с другими

европейскими государствами, расширявшего колониальную экспансию в заморских

странах. Производственные успехи в этот ранний, мануфактурный период

развития капитализма в странах Западной Европы при всей их скромности в

сравнении с эпохой промышленного переворота все же содействовали развитию

научных исследований и применению естественнонаучных знаний в мореплавании,

военном деле, в некоторых сферах производственной деятельности. Как ни в

одну из предшествующих эпох истории культуры, наука становилась

производительной силой. Кружки ученых-гуманистов, возникшие в Италии уже в

ХV в., в последующие два столетия и там, и в особенности в Англии и во

Франции превращались в кружки математиков и естествоиспытателей.

Возможность практического применения научных открытий обращала к науке

взоры правителей. В Англии и во Франции возникали официально признанные

сообщества ученых - прообразы нынешних академий наук.

4

1. Ученье Рене Декарта. Его первые работы.

Декарт (Descartes) Рене (латинизированное имя - Картезий; Renatus

Cartesius) [31.3.1596, Лаэ (Турень), - 11.2.1650, Стокгольм], французский

философ и математик. Происходил из старинного дворянского рода. В 1606 г.

он был отправлен отцом в коллегию Ла Флеш. Юный Рене обучался здесь более 9

лет. Основное содержание программ обучения являлось традиционным,

«гуманитарным». Было довольно интенсивное изучение математических

дисциплин: геометрии и арифметики, которое было изложено в Евклидовых

«Началах». Вместе с математикой в коллегии преподавались и такие прикладные

науки, как фортификация и навигация. Вскоре после окончания коллегии, в

1615-1616 гг., Декарт изучал право и медицину в университете г.Пуатье и

,сдав экзамены получил степень бакалавра права. В Голландии , он в 1629

году записался в университет во Франекёре как «студент – философ», а в 1630

г. – в Лейденский университет как «студент – математик». После нескольких

лет путешествий переселился в Нидерланды, где провёл 20 лет в уединённых

научных занятиях. Здесь вышли его главные сочинения - "Рассуждение о

методе..." (1637, рус. пер. 1953), "Размышления о первой философии..."

(1641, рус. пер. 1950), "Начала философии" (1644, рус. пер. 1950).

Особо важную роль в те годы сыграла , завязавшаяся дружба с Мерсенном –

монахом францисканского ордена, праподавателем философии и теологии. Мерсен

стал организующим центром для французских и некоторых иностранных учёных.

Кружок учёных, образовавшихся вокруг него, впоследствии, уже после смерти

его и Декарта, превратился во Французскую академию наук.

В 1649 по приглашению шведской королевы Кристины переселился в

Стокгольм, где вскоре умер.

2. Философское мировоззрение.

2.1. Соображения, касающиеся представлений о конечности мира

Основная черта философского мировоззрения Д. - дуализм души и тела,

"мыслящей" и "протяжённой" субстанции. Отождествляя материю с протяжением,

Декарт понимает её не столько как вещество физики, сколько как пространство

стереометрии. В противоположность средневековым представлениям о конечности

мира и качественном разнообразии природных явлений Декарт утверждает, что

мировая материя (пространство) беспредельна и однородна; она не имеет

пустот и делима до беспредельности

5

(это противоречило идеям возрожденной во времена Декарта античной

атомистики, которая мыслила мир состоящим из неделимых частиц, разделённых

пустотами). Каждую частицу материи Декарт рассматривал как инертную и

пассивную массу. Движение, которое Декарт сводил к перемещению тел,

возникает всегда только в результате толчка, сообщаемого данному телу др.

телом. Общей же причиной движения в дуалистической концепции Декарта

является бог, который сотворил материю вместе с движением и покоем и

сохраняет их.

2.2. Физиологические вопросы

Исследовал строение различных органов животных, а также строение их

зародышей на различных стадиях развития. Физиологические работы Декарта

основаны на учении У. Гарвея о кровообращении. Он впервые попытался

выяснить сущность "непроизвольных" и "произвольных" движений и описал схему

рефлекторных реакций, в которой представлены центростремительная и

центробежная части рефлекторной дуги. Д. считал рефлекторными не только

сокращения скелетной мускулатуры, но и многие вегетативные акты.

2.3. Доводы, касающиеся бессмертия души, доказывающие существования бога

Учение Декарта о человеке также дуалистично. Человек есть реальная связь

бездушного и безжизненного телесного механизма с душой, обладающей

мышлением и волей. Взаимодействие между телом и душой совершается, по

предположению Декарта, посредством особого органа - т. н. шишковидной

железы. Из всех способностей человеческой души Декарт на первое место

выдвигал волю. Главное действие аффектов, или страстей, состоит, по

Декарту, в том, что они располагают душу к желанию тех вещей, к каким

подготовлено тело. Сам бог соединил душу с телом, отличив тем самым

человека от животных. Наличие сознания у животных Декарт отрицал. Будучи

автоматами, лишёнными души, животные не могут думать. Тело человека (как и

тело животных) представляет собой, согласно Декарту, всего лишь сложный

механизм, созданный из материальных элементов и способный, в силу

механического воздействия на него окружающих предметов, совершать сложные

движения.

Дуализм субстанций позволяет, таким образом, Декарту создать

материалистическую физику как учение о протяжённой субстанции и

идеалистическую психологию как учение о субстанции мыслящей. Связующим

звеном между ними оказывается Бог, который вносит в природу движение и

обеспечивает инвариантность всех её законов.

6

3. Метод познания

В круге вопросов философии, которые разрабатывал Д., первостепенное

значение имел вопрос о методе познания. И не случайно именно Декарту

принадлежит идея создания единого научного метода , который носит название

«Универсальной математики» и с помощью которого, как и Ф. Бэкон, Декарт

видит конечную задачу знания в господстве человека над силами природы, в

открытии и изобретении технических средств, в познании причин и действий, в

усовершенствовании самой природы человека Декарт ищет безусловно

достоверное исходное основоположение для всего знания и метод, посредством

которого возможно, опираясь на это основоположение, построить столь же

достоверное здание всей науки. Ни этого основоположения, ни этого метода он

не находит в схоластике. Поэтому исходный пункт философских рассуждений Д.

- сомнение в истинности общепризнанного знания, охватывающее все виды

знания. Однако, как и у Бэкона, сомнение, с которого начинал Д., есть не

убеждение агностика, а только предварительный методический приём. Можно

сомневаться в том, существует ли внешний мир, и даже в том, существует ли

моё тело. Но само моё сомнение во всяком случае существует. Сомнение же

есть один из актов мышления. Я сомневаюсь, поскольку я мыслю. Если, т. о.,

сомнение - достоверный факт, то оно существует лишь поскольку существует

мышление, поскольку существую я сам в качестве мыслящего: "...Я мыслю,

следовательно я существую..." (Избр. произв., М., 1950, с. 282). Но чтобы

это суждение приобрело значение исходного положения философии необходимы,

по крайней мере, два допущения. Во-первых, вос-

ходящее к античности (прежде всего к платонизму) убеждение в

онтологическом превосходстве умопостигаемого мира над чувс-

твенным, ибо сомнению у Декарта подвергается прежде всего

мир чувственный, включая небо, землю и даже наше собственное

тело. Во-вторых, чуждое в такой мере античности и рожденное

христианством сознание высокой ценности "внутреннего челове-

ка", человеческой личности, отлившееся позднее в категорию

"Я". В основу философии нового времени, таким образом, Де-

карт положил не просто принцип мышления как объективного

процесса, каким был античный Логос, а именно субъективно пе-

реживаемый и сознаваемый процесс мышления, такой, от которо-

го невозможно отделить мыслящего. "...Нелепо,- пишет Де-

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.