Рефераты. Пролетарское право






Пролетарское право

Уважаемые студенты! Если Вас интересуют авторские работы по

юриспруденции пишите по адресу sobakagreta@MAIL.ru мы поможем Вам решить

эту проблему.

1. Концепция "пролетарского права"

Концепцию нового, революционного, пролетарского права как средства

осуществления диктатуры пролетариата активно развивал и внедрял в

практику советской юстиции Д.Л. Курский.

Право в условиях диктатуры пролетариата — это, согласно Курскому,

выражение интересов пролетариата. "Диктатура пролетариата, — подчеркивал

он в 1918 г., — может признавать только интересы своего класса в целом;

подлинный представитель такой диктатуры — весь класс в целом, т. е.

рабочие и беднейшие крестьяне, организованные в коммунистическую партию и

Советы; отдельное лицо, тем паче должностное лицо, — всегда исполнитель,

даже когда является наиболее ответственным организатором").

Еще жестче классовый характер уголовных норм проявлялся-в вопросах

преступления и наказания. Подчеркиваемая Курским замена (практически лишь

частичная) при переходе к нэпу внесу дебных репрессий репрессиями

судебными фактически во многом компенсировалась предоставлением

пролетарскому классово-пар тийному суду широкой свободы усмотрений,

отсутствием юриди чески определенных составов преступлений и

соответствующих наказаний, упрощенным судопроизводством, уголовной

ответственностью по аналогии и т. д.

Не только "уголовные нормы", но и в целом все нормотворче-ство

диктатуры пролетариата (или т. н. "пролетарское право") были направлены

на классово-коммунистическое толкование, использование, а затем и полное

вытеснение временно допущенных при нэпе буржуазных норм и институтов.

2. Право как классовый порядок

Концепция "пролетарского права" как "права не в подлинном его

смысле" сконструирована по аналогии с марксистско-ленинскими положениями

о пролетарском государстве и диктатуре пролетариата как государстве не в

подлинном смысле слова, "полугосударстве", отмирающем государстве и т.д..

Для классового подхода к праву со стороны Стучки и Козловского

весьма характерно и то, что в подготовленном ими варианте проекта Декрета

о суде № 1 в принципе отвергалось все прежнее право и подчеркивалось, что

вновь учреждаемые рабочие и крестьянские революционные суды должны

руководствоваться "в своих решениях и приговорах не писаными законами

свергнутых правительств, а декретами Совнаркома, революционной совестью и

революционным правосознанием".

В условиях пролетарской революции суд, согласно Стучке, "становится

творческой силой в создании нового правопорядка". Правотворческая сила

революционного суда при этом видится Стучке в классовом насилии.[1]

Классовое насилие, пропущенное через фильтр "революционной совести и

революционного правосознания", выступает здесь

непосредственно как классовое, революционное правотворчество. Акцент

в таком правопониманий с права переносится на деятельность различных

учреждений диктатуры пролетариата: то, что они установят и решат, это и

есть новое (революционное, пролетарское) право, новый правопорядок.

Выдвижение марксистскими авторами (Курским, Стучкой, Козловским и

др.) в условиях реальной пролетарской революции, диктатуры пролетариата и

строительства социализма концепции "пролетарского права" по существу

означало отход от прогностического положения Маркса, а затем и Ленина о

буржуазном "равном праве" после пролетарской революции и отказ от тех

представлений о праве (право как равный масштаб, как формальное равенство

и т. д.), с позиций которых только и можно в рамках коммунистической

доктрины отвергать право как таковое и прогнозировать его преодоление в

глобальном масштабе.

По логике "классового права", система (порядок, форма и т. д.)

общественных отношений может означать (а фактически так и получилось)

лишь систему классового насилия.

Право вообще и советское, пролетарское право в особенности предстают

здесь лишь как система и метод классовых репрессий.

Неправовой характер "нового права" отчетливо проявляется везде там,

где сторонники классовой теории права "примеряют" к пролетарскому праву

такие специфические свойства и характери стики права, как формальное

равенство, эквивалентность, взаимо связь субъективных прав и юридических

обязанностей, равенства перед законом и т.д.

3. Право как меновое отношение

Логически и фактически не стыкуются и не согласуются между

собой также и различные марксистские положения о самом праве (например,

характеристики права то как формы экономических отношений, то как воли

класса, то как общегосударственной воли, то как средства принуждения, то

как продукта общества, то как продукта государства и т. д.) или о

государстве (например, толкование государства то как организации

публичной власти всего общества, то как диктатуры класса и комитета

классового господства, то как института, связанного объективно-

экономически обусловленными правовыми формами, нормами и отношениями, то

как не связанного никаким правом и никакими законами аппарата классового

подавления, то как порождаемого экономическими отношениями общества

вторичного, "надстроечного" явления, то как исходного и решающего

"внеэкономического фактора", посредством прямого политического насилия

подчиняющего себе общество, изменяющего сущность и характер общественных

отношений, определяющего "базис" общества и т. д.). Причем вся эта

разнородность суждений об одном и том же объекте усугубляется и доводится

до полной неопределенности в силу того, что в одних случаях марксистской

трактовки соответствующий объект (в нашем случае право, государство)

берется то как реальное явление и факт действительности (как объективно

необходимая, фактически наличная действительная форма отношений), то

лишь как некий идеологический, т. е., согласно марксизму, ложный,

иллюзорный, нереальный недействительный феномен.[2]

Право — продукт меновых отношений, а не порождение государства и

законодательства, хотя и нуждается в них. В целом о потребностях

практической реализации уже наличного (формируемого в меновых отношениях)

права Пашуканис пишет так: "Наилучшим образом эти потребности

обслуживаются го сударственной властью, хотя нередко правовое общение

обходится и без содействия последней, на основе обычного права,

добровольных третейских судов, самоуправства и т. д."

Сходные представления о праве развивал и ученик Бухарина

Подволоцкий, определявший право следующим образом: "Право представляет

собой систему принудительных социальных норм, отражающих экономические и

другие общественные отношения данного общества, норм, вводимых и

охраняемых государственной властью господствующего класса для

санкционирования, регулирования и закрепления этих отношений и,

следовательно, закрепления господства данного класса''.

4. Право как идеологическая форма классовых отношений

В 20-е годы проблемам марксистского правопонимания и построения

марксистской теории права был посвящен также ряд публикаций И.

Разумовского.

Отрицание частной собственности и права, а вместе с ними и

"эгоистического" (т. е. экономически и юридически свободного) индивида

имеет для всего марксизма фундаментальное значение, предопределяя

остальные выводы этой социальной доктрины. И поскольку право

подразумевает и свободу индивида, и его право на собственность, то можно

сказать, что анализ марксистского отношения к праву — это характеристика

сути, а не второстепенных аспектов марксизма.

В целом историческое развитие правовых понятий, в той или иной

степени совпадающее с логическим развертыванием правовой формы, в

трактовке Разумовского выглядит так: "начиная от простейшего правового

отношения, владения участком общественной собственности — этого наиболее

раннего зародыша частной собственности, и кончая современной

капиталистической частной собственностью, а затем распределением "по

работе" на первой фазе коммунизма".

Как идеологическое опосредование (идеологическая форма) классовых

материальных (экономических) отношений право, по Разумовскому, — это

форма общественного сознания. Он дает следующее общее определение права

как идеологического способа и порядка опосредования материальных

отношений в классовом обществе: "Порядок общественных отношений, в

конечном счете от-ношений между классами, поскольку он отображается в

общественном сознании, исторически неизбежно абстрагируется, отдиф-

ференцировывается для этого сознания от своих материальных условий и,

объективируясь для него, получает дальнейшее сложное идеологическое

развитие в системах "норм.

В целом трактовка Разумовским права как идеологического явления в

условиях послереволюционной ситуации и диктатуры пролетариата была

ориентирована на нэповский вариант проле тарского использования

буржуазного права. Но тут прежде всего следует отметить, что советский

государственный сектор при мно гоукладном нэпе был не "госкапитализмом" ,

а социализированным сектором, т. е. этот главный и определяющий уклад был

фактором не правообразования, а как раз отрицания права. И допущенное при

нэпе буржуазное право фактически действовало лишь вне рамок

государственного сектора, в сфере несоциализированных или частично и

временно десоциализированных укладов.

5. Психологическая концепция классового права

Представления о классовом праве, включая и классовое пролетарское

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.