Рефераты. Происхождение и сущность глобальных проблем






Происхождение и сущность глобальных проблем

План

Введение 3

Происхождение и сущность глобальных проблем 4

Глобальные проблемы 6

Гуманизм как ценностная основа решения глобальных проблем современности. 9

Заключение 11

Литература 12

Введение

К концу 60-х годов в головах ученых, организованных в порядке личной

инициативы А. Печчеи в «Римский клуб», стала вырисовываться угроза роду

Homo sapiens не менее страшная чем атомная. Она связана с характером

начавшейся в мире НТР и также грозит качественно изменить всю биосферу

Земли, сделав её непригодной для существования людей.

Появившаяся в XVIII веке и быстро прогрессировавшая в XIX веке в ширь

и глубь «машинная цивилизация» перевернула во II- ой половине, но особенно

к концу XX столетия, в «постиндустриальной» фазе, весь уклад жизни в

развитых странах. Она непомерно расширяла круг потребностей человека,

обогатила массой нужных и ненужных вещей всё население. Но так же «машинная

цивилизация» нарушила органическую связь человека со средой его обитания,

нанесла и наносит ей колоссальный ущерб, загрязняя сушу и реки, моря и

океаны, вызывая опасные изменение климата на планете, истончения высших

слоёв атмосферы, отравляя химическими отходами промышленные зоны, а поля –

пестицидами.

Но среди множества институтов, посвятивших себя анализу Глобальных

проблем, особое место занимает Римский клуб. Именно римскому клубу мы

обязаны самим термином «мировая (глобальная) проблематика» и обозначением

основных характеристик «мировых затруднений». К таким характеристикам

относятся повсеместность, значимость для будущего всего человечества и

вместе с тем неразрешимость в рамках отдельных государств или регионов.

Происхождение и сущность глобальных проблем

В настоящее время все большее количество философов, социологов,

историков склоняется к мысли, что на современном этапе развития

человечества формируется единая цивилизация на всей планете. Ускорение этой

идеи в науке и общественном сознании способствовало осознанию глобализации

социальных и культурных процессов в современном мире.

Что следует понимать под термином глобализация социальных и

культурных процессов? Этимологический термин «глобализация» связан с

латинским термином «глобус» – то есть Земля, Земной шар и означает

общепланетарный характер тех или иных процессов. Однако глобализация

процессов – это не только их повсеместность, не только то, что они

охватывают весь земной шар. Глобализация связана, прежде всего, с

интернационализацией всей общественной деятельности на Земле. Эта

интернационализация означает, что в современную эпоху все человечество

входит в единую систему социально–культурных, экономических, политических и

иных связей, взаимодействий и отношений. Таким образом, в современную

эпоху, по сравнению с прошлыми историческими эпохами, неизмерно возросло

общепланетарное единство человечества, которое представляет собой

принципиально новую суперсистему, связанную общей судьбой и общей

ответственностью. Поэтому ученые и философы считают правомерным говорить о

становлении единой цивилизации и необходимости нового планетарного стиля

мышления.

Такой глобалистический подход ярко обнаруживается в концепциях «пост

индустриального общества», «технологической эры» американских социологов Д.

Белла, З. Бжезинского, А. Тоффлера и др. Эти концепции акцентирую внимание

на том факте, что всякий технологический переворот приводит к глубоким

изменениям не только в производительных силах общества, но и во всем образе

жизни людей. Особенностью же современного технологического переворота,

связанного с информацией общества, состоит в том, что он создает

принципиально новые предпосылки для универсализации и глобализации

человеческого взаимодействия. Благодаря широкому развитию средств массовой

информации и коммуникаций, углублению разделения труда и специализации,

человечество объединяется в единую социокультурную целостность.

Существование такого единства диктует свои требования к человечеству, в

целом, и к отдельной личности.

Чем выше уровень технического производства и всей человеческой

деятельности, тем выше должна быть степень развития самого человека, его

взаимодействия с окружающей средой, отсюда и новые требования к личности: в

ней должны гармонически сочетаться высокая квалификация, виртуозное

овладение техникой, предельная компетенция в своей специальности с

социальной ответственностью и нравственными общечеловеческими ценностями.

Однако глобализация социальных, культурных, экономических и

политических процессов в современном мире, наряду с позитивными сторонами,

породила ряд серьезных проблем, которые получили название «глобальных

проблем современности»:

Экологических, демографических, политических и т.п. Все эти проблемы важны

для настоящего и будущего человечества. Конкретный анализ каждой из них

входит в компетенцию специальных наук: социологии, демографии и т.д.

Философы же концентрируют внимание мировоззренческих смысложизненных

вопросах, рассматривают эти проблемы под углом зрения возможностей и

перспектив выживания человечества. И в этом аспекте на передний план

выходит экологическая проблема.

В чем сущность экологической проблемы? Обобщенно говоря, сущность

экологической проблемы состоит в отчетливо обнаружившемся и углубляющемся

противоречии между производительной деятельности человечества и

стабильностью природной среды его обитания. Как отмечал основатель

международного исследовательского центра «Римского клуба», изучающего

перспективы человечества перед лицом современных глобальных проблем, А.

Печчеи: «Истинная проблема человеческого вида на данной ступени его

эволюции состоит в том, что он оказался полностью не способным в культурном

отношении идти в ногу и полностью приспособиться к тем изменениям, которые

сам внес в этот мир»[1].

Эти изменения являются плодом всей культурно-преобразовательной и,

прежде всего, производительной деятельности человека. Расчеты ученых

показывают, что техномасса, производимая человечеством за один год,

составляет [pic]-[pic], а биомасса, производимая на суше [pic]. Из этих

расчетов следует, что уже сейчас человечество создало искусственную среду,

которая в десять раз продуктивней естественной среды. Искусственная среда

постепенно и неотвратимо наступает на естественную и поглощает ее и это

один из важнейших факторов, обуславливающий постановку перед человечеством,

экологической проблемы.

В этой связи особую остроту для людей приобретает проблема

повсеместного распространения в окружающей среде производств и продукций, в

первую очередь, радиационных и токсичных видов. В год на каждого жителя

Земли приходится более 20 тонн промышленных и других отходов. В атмосферу

попадает более 200 миллионов тонн окислов серы и азота и миллионы тонн

углекислого газа, выбрасываемого в атмосферу. И это уже в обозримом будущем

может вызвать повышение температуры атмосферы, а вслед за этим, повышение

уровня морей и затопление значительных участков суши. В результате сотни

миллионов людей рискуют превратиться в «экологических беженцев».

Глобальные проблемы современности и, прежде всего, резкое обострение

экологической проблемы, поставило перед человечеством задачу поиска новых

путей развития, перестройки своих отношений с окружающей средой.

Глобальные проблемы

Из всех глобальных проблем проблема войны и мира до недавнего времени

представлялась самой жгучей проблемой современности. По некоторым подсчетам

за последние 55 веков произошло 14,5 тыс. войн, в которых погибло 3,6 млрд.

человек. За 50 с лишним послевоенных лет в мире произошло 250 войн, в них

участвовало 90 государств, чьи общие потери превысили 35 млн. человек. Это

свидетельствует о том, что мировое сообщество еще не созрело для полного

предотвращения войн, хотя объективные условия настоятельно требуют такой

зрелости. Но усилия народов и государств должны быть направлены, прежде

всего, на преодоление причин, порождающих войны. Для этого требуется

ограничить, а затем и прекратить гонку вооружений – своеобразную раковую

опухоль человечества. Милитаризация стала невыносимым бременем для всех

государств, поскольку лишает их ресурсов, необходимых для преодоления

отсталости и нищеты.

Проблема разоружения, прекращения войн не нова. Она издавна волновала

мыслителей и гуманистов разных стран. В официальном порядке она впервые

обсуждалась на Гаагских мирных конференциях 1899 и 1907 годов, на многих

конгрессах II интернационала, в Лиге Нации (создана в 1919 году). В

современных условиях в ООН (создано в 1945 году), на многочисленных

международных региональных конференциях общественности. На рубеже 80-90

годов достигнуты определенные результаты в области практического

разоружения, о чем свидетельствует советско-американский Договор о

ликвидации ракет меньшей и средней дальности (Вашингтон 1987 год), Договор

об обычных вооруженных силах в Европе (Париж 1990 год), решение

международной конференцией по химическому оружию (Париж 1989 год), Договор

между Россией и США по СНВ-2 по дальнейшему сокращению стратегических

наступательных вооружений (Москва 1993 год).

Однако на пути разоружения стоят еще многочисленные трудности и

препятствия: огромная инерционность гонки вооружений, т.к. создана мощная

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.