Рефераты. Проблемы современной цивилизации






по экватору чуть более 40 тыс. километров, поверхность – 510 млн. км., из

них менее трети – суша. Сумма потребления природных ресурсов в килокалориях

на каждого человека в сутки составляла в доисторические времена – 2-4

тысячи, сейчас в США – 200-500 тысяч. Между тем амплитуда демографического

роста человечества такова, что во времена Римской империи она составляла

150 млн. человек, за девяносто лет – с 1840 по 1930 – население Мира

выросло на миллиард и на столько же за последние пять лет. К середине XXI

века численность населения достигнет отметки в 13 миллиардов человек. Всего

за последние полвека было разрушено 11 % плодородной поверхности Земли, и

это больше, чем общая площадь Индии и Китая. К 2010 году необратимые потери

могут достичь 1/3 всех биологических видов.[4]

В последнее время очень часто доносятся утверждения, что от голода в

будущем Человечество способен спасти мировой океан и его «неисчерпаемые

природные ресурсы». Но мировой океан уже сейчас страдает от воздействия

Цивилизации. В голубую бездну ежегодно бездумно сбрасывается (млн. тонн):

26,5 нефтепродуктов, 0,5 фенолов, 5,5 синтетических волокон, 0,2

растительных органических остатков.[5]

Становится понятным почему в воззвании «Предупреждение Человечеству»

(1992 г.[4]) 1500 учёных из 68 стран подчёркивается: «Мы, члены мирового

научного сообщества, настоящим предупреждаем всё человечество о том, что

грядёт. Необходимы глубокие изменения в нашем обращении с землёй и жизнью

на ней, если мы хотим избежать глубочайшей нищеты человечества и того,

чтобы наш глобальный дом на этой планете был непоправимо изуродован».

Сегодня очевидно, что генераторами такого плачевного состояния

экосферы являются организационно-экономические механизмы неограниченного

активизма, обусловленные аппетитами приращения капитала или бездумным

планированием «строек века».

В философском отношении будущее – это, в конечном счете, уязвимое и

развивающееся настоящее. Следовательно, нынешние невыносимые темпы развития

есть то, что можно назвать своеобразным «злоупотреблением, перенесенным в

будущее», которое с удесятеренной силой отразится на наших потомках.

Тем же, кто оправдывает уничтожение природы необходимостью повышения

благосостояния общества, необходимо помнить, что совершенствование личности

невозможно за счет природы, а должно сопровождаться совершенствованием

самой природы.

Определяя дальнейшую стратегию развития человечества и Цивилизации,

новые нравственно – философские приоритеты во взаимоотношениях с природой,

следует помнить, что биосфера существовала до появления на Земле человека,

может существовать и без него. Но человек без биосферы существовать не

может – это аксиома. Значит, выполнение принципа совместного развития

биосферы и общества требует от человека известной регламентации в своих

действиях, определенных ограничений.[5]

Проблема бедности большей части населения Земли.

Доля населения развивающихся стран на нашей планете составляет 4/5 от

всего населения, а к середине XXI века составит 9/10 (прогноз).Эти цифры

очень тревожны!

Они свидетельствуют о явно неблагополучном положении дел в современном

мире. Подавляющее большинство населения развивающихся стран не имеют

нормальных условий жизни.

Экономика развивающихся стран сильно отстает от уровня производства

развитых стран, и сократить разрыв пока не удается. Очень тяжелая ситуация

в сельском хозяйстве. Надои молока от коровы в 6,3 раза меньше, а

урожайность зерновых в 2 раза ниже чем в развитых странах.

Остра и жилищная проблема: 3/4 населения развивающихся стран живут

фактически в антисанитарных условиях, 250 млн. человек живет в трущобах,

1,5 млрд. человек лишены элементарной медицинской помощи. Около 2 млрд.

людей не имеют возможности пользоваться безопасной для здоровья водой. От

недоедания страдает свыше 500 млн. человек, а от голода ежегодно умирает 30-

40 миллионов.

Но что же мешает развивающимся странам преодолевать их отсталость?

Причин на это несколько.

Прежде всего следует иметь в виду, что это – аграрные страны. На их

долю приходится свыше 90 % сельского населения мира, но как это ни

парадоксально, они не в состоянии прокормить даже себя, поскольку рост

населения в них превышает прирост производства продовольствия.

Другая причина необходимость осваивать новые технологии, развивать

промышленность, сферу услуг, требует участия в мировой торговле. Однако она

деформирует экономику этих стран.

Еще одна причина отставания развивающихся стран – использование

традиционных источников энергии (физической силы животных, сжигание

древесины, и различного рода органики), которые ввиду их низкой

эффективности, не позволяют существенно повысить производительность труда

в промышленности, на транспорте, в сфере услуг, в сельском хозяйстве.

Мешает преодолению развивающимися странами их отставания от развитых и

такая причина, как полная зависимость от мирового рынка и его конъюнктуры.

Я уже приводил примеры с продовольствием, но то же самое можно сказать и о

нефти. Даже несмотря на то что некоторые из этих стран обладают огромными

запасами нефти, они не в состоянии полностью контролировать положение дел

на мировом нефтяном рынке и регулировать ситуацию в свою пользу.

Быстро растет долг развивающихся стран развитым, который также служит

препятствием на пути преодоления их отсталости.

Сегодня развитие производительных сил и социально-культурной среды

общества невозможно без повышения уровня образования всего народа, без

овладения современными достижениями науки и техники. Однако необходимое

внимание к ним требует крупных затрат и, конечно, предполагает наличие

педагогических и научно-технических кадров. Развивающиеся страны в условиях

бедности не могут должным образом решать эти проблемы.

Все большое число людей в мире осознает, что проблемы развивающихся

государств, стремительно выходит на авансцену истории.

Судьба этих стран, как теперь становится очевидным, касается не только

их самих. И дело не просто в нашем сострадании, в невозможности не

сопереживать их тяготы, в трудности смириться с вопиющей социальной

несправедливостью.

Устранение отставания развивающихся стран необходимо всем, в том числе

и самим развитым странам. Оно во многом и, пожалуй, даже в главном

определяет судьбу Человечества.

Политическая нестабильность, обусловленная в первую очередь низким

уровнем экономического развития, постоянно создает опасность возникновения

военных конфликтов в этих регионах. В настоящее время в условиях целостного

мира и стремительно возрастающей доступности совершенного оружия они могут

иметь любые, в том числе и трагические последствия для других стран и даже

для всего человечества.

Бедность и низкий уровень культуры с неизбежностью влекут за собой

неконтролируемый рост населения...[4]

Заключение.

В конце ХХ века стало очевидно, что Культура подошла к глубочайшему

внутреннему кризису. Все линии человеческой культуры дошли до предельных

концов, Цивилизация вышла за пределы многовековых этических ценностей.

Культуре более не подвластно контролировать развитие Человека и сдерживать

его «на опасных поворотах» исторического забега... Основная проблема ХХ

века – проблема отношения Культуры к бытию. На вершине техноэволюции

Человека мучит противоположность между тем, «чтобы создавать и творить и

тем, чтобы быть чем-то»

Цивилизация конца ХХ столетия, независимо от краха наиболее одиозных

тоталитарных режимов, это обесценение и утрата самой себя во имя

самонаживления и неограниченности в свободах. Чем бы не занимался Человек,

в «железной клетке» своей Цивилизации напоминает узника, который всё время

ведёт подкоп для побега из своей камеры, но всякий раз оказывается в другой

камере. Вышедшая из-под контроля Цивилизация, обрекает Культуру на «долю

аутсайдера». А может это вовсе не очередной кризис, а её исторический

тупик? Может Человечество накопила критическую массу энтропии? «Король

оказался голым?..»[1]

Не день ли скоро Страшного суда?

Как погляжу на этих я каналий,

Вся бочка вытекла, на дне бурда,

Невольно мысль приходит о финале...

Гёте.

Список использованной литературы.

1. Левяш И. Я. Культурология.– Минск: ТетраСистемс, 1999 г., стр. 457 –

480.

2. Гулыга А. В. Немецкая классическая философия.– М.: Наука, 1986 г.,

электронная версия.

3. Капто А. С. Философия мира. М., 1990 г., электронная версия.

4. Жибуль Н. Я. Экологические потребности: сущность, динамика,

перспективы.– М., 1991 г., стр. 8 – 10.

5. Хесле В. Философия и экология.– М., 1993 г., стр. 24 – 25.

6. Цивилизация.– Вашингтон, 1993 г., компьютерная программа.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.