Рефераты. Проблема свободы человека в условиях развертывающегося научно-технического развития






Проблема свободы человека в условиях развертывающегося научно-технического развития

Министерство образования Республики Беларусь

Гродненский государственный университет имени Я.Купалы

Кафедра философии

Реферат

по курсу философии на тему:

Проблема свободы человека в условиях развертывающегося научно-технического

развития

Студента физико-технического факультета Шегидевича А.И.

Руководитель: Кабяк Г.Н.

Гродно 1998

Содержание

Свобода и необходимость 3

Человек и техническое развитие 6

Общество в период информационно-компьютерной революции 14

Заключение 19

Литература 21

Свобода и необходимость

Ни одна философская проблема, наверное, не обладала столь большим

социальным и политическим звучанием в истории общества, как проблема

свободы. Особенно остро эта проблема ощущается в современную эпоху, когда

все возрастающая масса людей втянута в борьбу за ее практическое

достижение.

Свобода – одна из основных философских категорий, характеризующих

сущность человека и его существование, состоящие в возможности личности

мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями и желаниями, а

не вследствие внутреннего или внешнего принуждения.

Для личности обладание свободой – это исторический, социальный и

нравственный императив, критерий ее индивидуальности и уровня развития

общества. Произвольное ограничение свободы личности, жесткая регламентация

ее сознания и поведения, низведения человека до роли простого «винтика» в

социальных и технологических системах наносит ущерб, как личности, так и

обществу. В конечном счете, именно благодаря свободе личности общество

приобретает способность не просто приспосабливаться к наличным естественным

и социальным обстоятельствам окружающей действительности, но и

преобразовывать их в соответствии со своими целями. Конечно, нет и не может

быть какой-то абстрактной, тем более абсолютной свободы человека ни от

природы, ни от общества, но вместе с тем конкретным материальным носителем

свободы, ее субъектом всегда является личность, а соответственно и те

общности, в которые она включена – нации, классы, государства.

В истории философской мысли свобода традиционно рассматривалась в ее

соотношении с необходимостью. Сама же необходимость воспринималась, как

правило, в виде судьбы, рока, предопределения, повелевающих поступками

человека и отрицающих свободу его воли. Противопоставление понятий

«свобода» и «необходимость» как философских антимоний, отрицание или

подмена одного из них другим свыше двух тысячелетий были камнем

преткновения для мыслителей, так и не находивших удовлетворительного

решения проблемы.

Философское решение проблемы свободы и необходимости, их соотношения

в деятельности и поведении личности имеет огромное практическое значение

для оценки всех поступков людей. Обойти эту проблему не могут ни мораль, ни

право, ибо без признания свободы личности не может идти речь о ее

нравственной и юридической ответственности за свои поступки. Если люди не

обладают свободой, а действуют только по необходимости, то вопрос об их

ответственности за свое поведение теряет смысл, а «воздаяние по заслугам»

превращается либо в произвол, либо в лотерею.

Выделяют несколько моделей взаимоотношений человека и общества по

поводу свободы и ее атрибутов.

Во-первых, чаще всего это отношения борьбы за свободу, когда человек

вступает в открытый и часто непримиримый конфликт с обществом, добиваясь

своих целей любой ценой. Но это трудный и опасный путь, чреватый тем, что

человек может утратить все другие человеческие качества и, ввязавшись в

борьбу за свободу, попасть в еще худшее рабство. Во-вторых, это бегство от

мира, так называемое эскапистское поведение, когда человек не в силах

обрести свободу людей, бежит в монастырь в скит, в себя, в свой «мир»,

чтобы там обрести способ свободной самореализации. В-третьих, чаще всего,

человек адаптируется к миру, жертвуя в чем-то своим стремлением обрести

свободу, идя в добровольное подчинение, с тем, чтобы обрести новый уровень

свободы в модифицированной форме.

Человек и техническое развитие

Проблема свободы человека – одна из многочисленных проблем

современности встающих перед человеком. Для того чтобы понять суть этой

проблемы необходимо рассмотреть взаимодействие человека и «техносферы»,

развитие техники и ее роль в современном мире.

Современный мир – это «технизированное» пространство и

«технологизированное» время. Исчезни сегодня техника – исчезнет и человек.

Мы живем и действуем не в первозданном мире природы, а в «техносфере».

Многие авторы фиксируют «самодвижение» техники с ее устремленностью

от ручных орудий к полностью автоматизированным, компьютеризированным

системам. Важно подчеркнуть одно: нет человека и общества вне «техносферы»,

техника исторична, не стоит на месте, обновляется. Технические инновации

выступают как катализатор, импульс коренных изменений во всей системе

человеческой жизни.

Отношение человека к миру техники неоднозначно. Так, до наших дней

дошли идеи недоверия, враждебности к технике технофобии. В древнем Китае

были старцы-мудрецы, предпочитавшие носить воду из реки в бадейке, а не

пользоваться техническим приспособлением – колесом для водочерпания.

Они мотивировали свои действия тем, что, используя технику, попадаешь от

нее в зависимость, утрачиваешь свободу действий. Дескать, техника, конечно,

облегчает жизнь и делает ее комфортнее, но плата за это непомерна –

человеческое «я» порабощается.

История знала и луддитов, разрушителей станков появившихся в конце

XVIII-начале XIX вв., и современных неолуддитов, обвиняющих бездушную

машинерию наших дней, превращающую каждого в безмолвную деталь социального

механизма, целиком зависящую от производительной и бытовой техники, не

могущей жить вне и помимо нее. Мыслители разных направлений не раз

высказывали и продолжают высказывать опасения о возможном выходе техники из-

под контроля людей. От Аристотеля[1] до Мохандаса Карамчанда Ганди[2]

подобных опасений высказано немало. Еще в 30-е гг. нашего века Освальд

Шпенглер[3] в книге «Человек и техника» утверждал, что человек властелин

мира, сам стал рабом машин. Техника вовлекает всех нас, помимо нашего

желания, в свой бег, подчиняет собственному ритму. И в этой бешеной гонке

человек, считающий себя властелином, будет загнан насмерть. «Бунт машин» -

расхожая тема в современном масс-культе.

Когда-то в 1846 г. Мэри Шелли[4] создала образ Франкенштейна,

искусственного чудовища, восставшего против создавших его людей. С тех пор

этот неомифологический образ не покидает страниц печати, кинолент и экранов

телевизоров. Он стал нарицательным для подогрева технофобии во всех ее

формах

Механизация и моторизация проникают в нашу жизнь, делают подчас

человека своеобразным гибридом организма и технического устройства. Стоит,

например, оценить воздействие современных транспортных систем. По данным

известной книги рекордов Гиннеса, в 1991 г. в мире было произведено 46 с

половиной миллионов автомобилей, в том числе почти 35 миллионов легковых

моделей. Это обстоятельство накладывает специфический рисунок на

повседневный ход жизни, психологию людей. Автомобиль во многих странах –

показатель уровня престижности, вожделенная цель, символ успеха.

Автомобильная промышленность и транспортная система становится одним из

основных потребителей нефтяных ресурсов, цветных и черных металлов, занимая

главенствующее положение в индустриальной системе. Их интересы во многом

формируют внутреннюю и международную политики, финансовые отношения, быт и

нравы. Предполагается, что к концу нашего столетия по дорогам планеты будет

курсировать до 300 миллионов собственных автомобилей, т.е. по одному на

каждые пять человек, находящихся в продуктивном возрасте.

Вторжение техники во все сферы человеческого бытия – от глобальных до

сугубо интимных, - иной раз порождает безудержную апологию техники,

своеобразную идеологию и психологию техницизма. Трубадуры подобных идей с

восторгом переносят на человечество и личность характеристики, присущие

машинам и механизмам. Старый тезис материалистов XVIII в. «человек есть

машина», облекается в модную электронно-кибернетическую,

компьютеризированную терминологию. Широко пропагандируется идея о том, что

человек и человечество так же, как и механизмы обладают системным

свойством, могут быть промерены техническими параметрами и представлены в

технологических показателях.

К чему приводит одностороннее «технизированное» рассмотрение

человеческих проблем, можно судить по той релятивистской концепции

отношения к телесно-природной структуре человека, которая выражена в

концепции «киборгизации». Согласно этой концепции, в будущем человек должен

будет отказаться от своего тела. Современных людей сменят «киборги»

(кибернетические организмы), где живое плюс техническое дадут какой-то

новый сплав. Такое упоение техническими перспективами опасно и антигуманно.

Без тела нет человека. Разумеется, включение в человеческую телесность

искусственных органов (различных протезов, кардиостимуляторов и т.д.) –

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.