Рефераты. Проблема самопознания в философии Фихте






, по Фихте , что «Я должно полагать себя как созерцающее», в салу чего оно

полагает и «нечто созерцаемое», которое «необходимо есть некоторое не-я»

(61. 1. 205). Фактически Фихте стремился объяснить тот реальный факт , что

действительные объекты выступают первоначально в сознании как чувственно

созерцаемые, давая этому факту, в отличие от Канта, идеалистическую

интерпретацию.

Вместе с тем в фихтевской характеристике деятельности «я» по

полаганию «не-я» имеется Немало аналогий тому, как в трансцендентальной

аналитике Канта трактовалась деятельность рассудка по созиданию «мира

явлений». Так; Фихте объявляет названную деятельность «я» бессознательной.

Предлагая это как «объяснение» того, что без знания, выдвигаемого

«наукоучением», мы «неизбежно должны предполагать , что получаем извне то,

что производим сами, нашими собственными силами и согласно нашим

собственным законам» (61. 1. 269). Перед нами идеалистическое

псевдообъяснение непоколебимой убежденности обыденного сознания (а также

материалистических утверждений философов) , что чувственно воспринимаемые

вещи не порождены человеческим сознанием, а существуют вне и независимо от

него.

От кантовского учения о «схематизме» находится в зависимости

утверждение Фихте, что «полагание созерцаемого ' совершается через силу

воображения». Это , несомненно, модификация кантовского взгляда на

«продуктивное воображение» и его функции. В известной зависимости от Канта

находится и положение Фихте о рассудке как такой «способности духа»,

благодаря которой осуществляется «хранение» и «закрепление» того, что

создано «силой воображения». «Закрепление» состоит, собственно, в том, что

именно в результате деятельности рассудка «получается наше твердое

убеждение о реальности вещей вне нас...». По Фихте, «сила воображения

творит реальность; но в ней самой нет никакой реальности; только через

усвоение и овладение в рассудке ее продукт становится чем-то реальным».

Значит, лишь в рассудке «впервые идеальное становится реальным», и потому

рассудок может быть определен как «способность действительного» (61. 1.

206, 209, 210).

Развернув эту субъективно-идеалистическую трактовку «не-я», Искусно

использующую ряд важнейших положений кантовского учения о рассудке , Фихте

затем сам наносит по ней сокрушительный, хотя и на первый взгляд, неявный,

удар. Он состоит в признании того, что для «действительной жизни» «я»

недостаточно его внутренних ресурсов, а «нужен еще некоторый особый толчок

на Я со стороны не-Я» (61. 1. 258). Исследователи фихтевской философии

справедливо усматривают в признании необходимости такого «толчка»

неосознанное восстановление основной функции кантовской «вещи-в-себе»,

указывая, что «тень» этой вещи неотступно преследует «наукоучение», которое

вначале решительно отвергло ее реальность. Конечно, при трансформации «вещи-

в-себе» в фихтевское «не-я» она подверглась идеалистическому

переосмыслению, однако вместе с тем само это «не-я» оказывалось наделяемым

свойствами объективной реальности.

Главная из них — это активность «не-я», признаваемая и даже

подчеркиваемая на данной стадии «наукоучения» в связи с объяснением той

«страдательности» (пассивности), которая с необходимостью присуща «я» при

«созерцании», чувственном восприятии им предметов. «Яне может полагать в

себе никакого страдательного состояния, не полагая в не-Я деятельности,—

указывал Фихте ,—но оно не может положить в не-Я никакой деятельности, не

положив себе некоторого страдания». Заметим, что указываемые здесь

«страдательное» состояние «я» и «деятельное» состояние «не-я»:

характеризуют «я» и «не-я» совсем иначе , чем на предшествующих стадиях

«наукоучения» , когда «я» определялось как всецело «деятельное», а «не-я»

—как всецело «страдательное». «Я» и «не-я» теперь включили в себя

определения своих противоположностей и в результате этого оказались

настолько сходными, что сам Фихте выражает недоумение по поводу того, «как

вообще при таких условиях различать еще Я и не-Я? Ибо то основание различия

между ними, благодаря которому первое должно быть деятельно, а второе

страдательно , отпало...» (61. 1: 125, 135).

Натолкнувшись на эту трудность, вызванную стремлением понять

реальное взаимодействие субъекта и объекта в процессе познания с позиций

субъективного идеализма, Фихте выдвигает третье 'основоположение , которое

имеет иной, объективно-идеалистический смысл и резюмируется так: «Я»

полагает «я» и «не-я» . «Я» с большой буквы обозначает в этом

основоположении «всеобщее Я», которое в ходе своей созидательной

деятельности разделяется на «эмпирические» «я» и «не-я», иначе называемые

еще «делимыми». Как пишет Фихте, «я противополагаю в Я делимому я делимое

не-я. За пределы этого познания не заходит никакая философия; добраться же

до него должна каждая основательная философия; и, поскольку она это делает,

она становится наукоучением» (61. 1. 87). «Всеобщее Я» именуется Фихте еще

«абсолютным». Фактически оно выступает в «наукоучении» как над

индивидуальный , сверхчеловеческий, мировой дух (и потому фихтевское

"наименование его «Я» заключает в себе некорректность). Это «Я» под углом

зрения приписываемой ему все созидающей функции может быть названо духовной

субстанцией, что достаточно ясно выразил сам Фихте: «Поскольку Я

рассматривается как охватывающее в себе весь и всецело определенный круг

всяческих реальностей, оно есть субстанция» (61.7. 119). Данный поворот

«наукоучения» явился еще одним (после аналогичного поворота берклиевской

философии в начале XVIII в.) ярким свидетельством невозможности построения

системы идеалистической философии на субъективистской основе . Надо

сказать, что объективно-идеалистическая тенденция может быть обнаружена уже

в первом основоположении «наукоучения».

Интеллектуальная драма Фихте состояла в том , что сам он не

осознавал наличия в «наукоучении» двух существенно разнородных

идеалистических тенденций и не усматривал отсутствия убедительного

обоснования перехода к третьему основоположению. Указания же многих

вдумчивых слушателей фихтевских лекций и читателей его произведений на эту

необоснованность повергли его в крайнее раздражение. Попытки Фихте свести

несогласие с его ходом мысли к их «непонятливости» и настаивание на том,

что названный переход «ясен, как солнце», вызывали сильное ответное

раздражение. Ансельм Фейербах (отец Людвига Фейербаха), возмущенный

фихтевским авторитаризмом при утверждении своего «наукоучения», писал: «Я

заклятый враг Фихте как безнравственного человека , и его философии, как

отвратительнейшего исчадия суемудрия, изувечивающего разум и выдающего за

философию вымыслы разнузданной фантазии...С Фихте опасно не соглашаться.

Эта неукротимый зверь, не выносящий никакого сопротивления и считающий

каждого врага своего безумия врагом своей личности. Я убежден, что он был

бы способен разыграть из себя Магомета, если бы еще были магометовы

времена, и вводить свое наукоучение мечом и темницами, если бы его кафедра

была королевским троном» (Цит. по: 73. 6. 139-140).

Расходящаяся с субъективным идеализмом тенденция фихтевского

«наукоучения» представляла собой , по сути дела, первый шаг, неосознанный и

непоследовательный , на пути близящейся решительной переориентации

Шеллингом и Гегелем немецкой классической философии на объективно-

идеалистическое системосозидание.

Антитетическая диалектика. Важнейшее достижение «наукоучения» — это

осуществлявшаяся в его рамках разработка Фихте диалектического способа

мышления. Отталкиваясь от кантовской «антитетики» и вместе с тем избавляясь

от свойственного Канту отрицания ее познавательной значимости, Фихте назвал

«антитетическим» как способ деятельности «я», так и способ построения

«наукоучения». Фихте трактовал «антитетику» как такой процесс созидания и

познавания, которому присущ триадический ритм полагания, отрицания и

синтезирования , причем" последнее выступает как новое полагание (тезис),

за которым опять с необходимостью следует противополагание (антитезис) ,

синтез и т. д. Тем самым под именем «антитетики» утверждались

диалектические по своей сути принципы познающего мышления и диалектические

определения самой познаваемой реальности. Хотя и в чрезвычайно абстрактной

форме, у Фихте вырабатывалось понимание противоречивости всего сущего,

единства противоположностей и взгляд на противоречие как источник развития.

Кантовскую статику в понимании категорий Фихте заменил

диалектической динамикой. Для Фихте категории это не наличная совокупность

априорных форм рассудка, а система, развивающаяся в ходе деятельности «я».

Поскольку последняя охарактеризована под углом зрения взаимодействия

субъекта и объекта, постольку категории предстают в «наукоучении»

фактически как обязательно имеющие объективное содержание, являющиеся

интеллектуальными отражениями вещей. Именно в ходе взаимодействия «я» и «не-

я» возникают, по Фихте, категории реальности и отрицания, делимости,

границы качественной и количественной определенности, взаимодействия и

причинности .На пути такого рода «дедукции» категорий Фихте сделал лишь

самые первые шаги, но открываемый им при этом путь оказался чрезвычайно

перспективным.

Таков же намеченный Фихте путь «дедукции» логических законов. И

они, по его мнению, выдвигаются в мышлении по мере развития его

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.