Рефераты. Проблема, как форма развития знания в юриспруденции






После того, как проблема или задача поставлена, начинается поиск ее

разрешения. На этом этапе развития научных знаний центральное место

принадлежит гипотезе.

4. Гипотеза как предполагаемое решение проблемы.

§1

Гипотеза - предполагаемое решение некоторой проблемы. Заведомо истинный,

как и заведомо ложный ответ на нее не может выступать в качестве гипотезы.

Ее логическое значение находится где-то между истинностью и ложностью и

может вычисляться в соответствии с законами теории вероятностей.

Главное условие, которому должна удовлетворять гипотеза в науке - ее

обоснованность. Этим свойством гипотеза должна обладать не в смысле своей

доказанности. Доказанная гипотеза - это уже достоверный фрагмент некоторой

теории.

Основания, на которые опирается гипотеза, являются положениями

необходимыми, но не достаточными для ее принятия. Это то, что называется

известным в проблеме, ее предпосылками. Между ними и гипотезой имеет место

отношение следования: по законам дедукции из гипотезы выводятся предпосылки

проблемы, но не наоборот. Если же в качестве посылок взять предпосылки

проблемы, а в качестве заключения – гипотезу.

Почти всегда, когда человек начинает какое-либо исследование, он выдвигает

предположение о его результатах, т.е. как бы видит предполагаемый результат

в начале исследования. Такое предварительное решение вопроса, в большинстве

случаев, служит на пользу дела, поскольку позволяет разработать план

исследования. Если бы в своей работе ученые не пользовались

предположениями, то они превратились бы лишь в собирателей фактов, лишь в

регистраторов событий.

Предположения, позволяющие разработать план исследования, называются

гипотезами. Они науке и особенно ее изучению необходимы. Они дают

стройность и простоту, каких без их допущения достичь трудно. Вся история

наук это показывает. А потому можно смело сказать: лучше держаться такой

гипотезы, которая может оказаться со временем неверною, чем никакой.

Гипотезы облегчают и делают правильною научную работу — отыскания истины,

как плуг земледельца облегчает выращивание полезных растений.

Слово "гипотеза" греческого происхождения. Оно означает "предположение".

В научной литературе не любое предположение называют гипотезой. Гипотеза —

это предположение особого рода. Гипотезой называют также процесс познания,

который заключается в виде движении этого предположения. Таким образом, в

научной литературе слово "гипотеза" употребляется в двух смыслах. Гипотезой

-называют особого рода знание, а также особый процесс развития знания.

Гипотеза в первом смысле слова — это обоснованное (не полностью)

предположение о причинах явления, о ненаблюдаемых связях между явлениями и

т.д.

§2

Гипотеза во втором смысле слова — это сложный процесс познания,

заключающийся в выдвижении предположения, его обосновании (неполном) и

доказательстве или опровержении.

В этом процессе выделяют две ступени: развитие предположения;

доказательство или опровержение предположения.

Развитие предположения. Здесь можно выделить несколько этапов. 1-й этап —

выдвижение предположения.

Предположения выдвигаются на основе аналогии, неполной индукции, методов

Бэкона-Милля и т.д. Например, по аналогии с Солнечной системой была создана

планетарная модель атома. Выдвинутое таким образом предположение, чаще

всего еще не гипотеза. Это скорее догадка, чем гипотеза, поскольку оно, как

правило, не является хотя бы частично обоснованным.

В гуманитарных науках гипотезами неправомерно называют догадки, не

являющиеся в какой-либо мере обоснованными.

Второй этап — объяснение с помощью выдвинутого предположения всех имеющихся

фактов, относящихся к предметной области гипотезы (фактов, которые гипотеза

призвана объяснить, предсказать и т.д.), — тех фактов, которые были

известны до выдвижения предположения, но еще не принимались в учет, а также

тех фактов, которые были открыты после выдвижения предположения.

Так, планетарная модель атома из догадки превратилась в гипотезу лишь после

того, как на ее основе удалось объяснить ряд известных фактов, в частности

периодическую систему химических элементов Менделеева. До того времени эта

система являлась эмпирическим законом химии. Менделеев расположил

химические элементы в определенном порядке на основе их атомных весов и

закономерностей в изменении химических и физических свойств. Создание

планетарной модели атома позволило придать физический смысл расположению

элементов в таблице. Оказалось, что порядковый номер элемента в таблице

равен числу положительных зарядов его ядра.

Кроме прохождения этих двух этапов в своем развитии, предположение, чтобы

быть гипотезой, должно удовлетворять следующим требованиям.

Первое требование — предположение не должно быть логически противоречивым

(не должно быть само противоречивым) и не должно противоречить

фундаментальным положениям науки.

Противоречивыми могут оказаться гипотезы, выдвинутые даже Крупными

мыслителями. Так, К. Маркс пишет об Адаме Смите по поводу его гипотезы,

объясняющей природу стоимости и ценообразования, что у него можно найти "не

только два, но и целых три, а говоря совсем точно — даже четыре резко

противоположных взгляда стоимость, которые мирно располагаются у него рядом

или Переплетаются друг с другом".

По поводу требования предположение не должно противоречить фундаментальным

положениям науки следует заметить, что оно не является абсолютным. Если

гипотеза противоречит каким-то из таких положений, в некоторых случаях

полезно подвергнуть сомнению сами положения, особенно если речь идет об

исследованиях в социальной сфере.

Положения естествознания тоже не являются незыблемыми. Так, в прошлом веке

Французская академия наук приняла решение не рассматривать исследования о

камнях, падающих с неба, так как падать им неоткуда.

Если же фундаментальные положения науки, которым противоречит выдвигаемое

предположение, не поддаются опровержению, под сомнение берется

предположение.

Второе требование — предположение должно быть принципиально Проверяемым.

Различают два рода проверяемости — практическую и принципиальную.

Предположение является практически проверяемым, рели оно может быть

проверено в данное время или в относительно недалекий период времени.

Предположение является принципиально доверяемым, когда оно может быть

проверено. В качестве гипотез не признаются догадки, которые в принципе

нельзя проверить (обосновать или опровергнуть).

Требование принципиальной проверяемости было использовано в 90-х годах в

Академией наук США. В это время ряд школ США ввели преподавание

креационистского учения — религиозного учения, согласно которому мир создан

богом из ничего. Это решение было признано неконституционным, так как оно

противоречит первой 1оправке конституции, запрещающей "установление" той

или иной религии. Чтобы обойти поправку, сторонники креационизма заявили,

что это не религия, а наука, и обратились 10 декабря 1986 г. в Верховный

суд США. Последний обратился за разъяснением в Академию наук. В письме в

Верховный суд Академия наук указала, что акт отворения требует прямого

вмешательства сверхъестественного разума и таким образом не может быть

непосредственно проверен научными методами". В письме было также сказано:

"Если нельзя придумать эксперимент, который мог бы опровергнуть

предположение, такое предположение не является научным".

Третье требование — предположение не должно противоречить ранее

установленным фактам, для объяснения которых оно не предназначено (не

относящимся к предметной области гипотезы).

Четвертое требование — предположение должно быть приложимо к возможно более

широкому кругу явлений. Это требование позволяет из двух или более гипотез,

объясняющих один и тот же круг явлений, выбрать наиболее простую. Оно

называется принципом простоты. Этот принцип сформулировал английский

философ Уильям Оккам, живший 600 лет назад в Англии и Германии. Поэтому

данное требование (в разных формулировках) называется "бритвой Оккама".

Под простотой здесь имеется в виду отсутствие фактов, которые гипотеза

должна объяснять, но не объясняет. В таком случае придется делать оговорки,

что предположение объясняет все факты, кроме таких-то и таких-то, и для

объяснения последних фактов выдвигать вспомогательные гипотезы (для данного

случая).

Четвертое требование тоже не имеет абсолютного характера. Оно является лишь

эвристическим.

После выдвижения предположения (1-й этап), объяснения на его основе всех

имеющихся фактов, относящихся к предметной области гипотезы (2-й этап), а

также после проверки выполнения всех перечисленных требований (если они

выполнены) предположение обычно считают обоснованным (не полностью), т.е.

гипотезой. Гипотеза — это не достоверное, а лишь вероятное знание.

Доказательство и опровержение гипотез. Простые гипотезы о существовании

явлений и предметов доказываются или опровергаются путем обнаружения этих

явлений и предметов или установлением их отсутствия.

Наиболее распространенным способом опровержения сложных гипотез, особенно

гипотез, объясняющих ненаблюдаемые связи между явлениями, является

опровержение посредством приведения к абсурду, дополненное проверкой

следствий опытным или практическим путем. При этом способе опровержения из

гипотезы выводятся следствия, которые сопоставляются с действительностью.

Если какие-то из этих следствий оказываются ложными, то ложной считается

гипотеза или ее часть, если гипотеза — сложное утверждение.

Гипотезы могут также опровергаться путем доказательства утверждения,

являющегося отрицанием гипотезы.

Одним из способов доказательства гипотез является разделительное логическое

доказательство. Оно заключается в опровержении всех возможных

предположений, кроме одного.

Гипотеза может доказываться путем ее выведения логическим путем из более

общих положений.

Все рассмотренные способы доказательства гипотез имеют ограниченное

применение в социальной сфере.

Первый применим лишь к простым гипотезам. Второй работает в тех случаях,

когда можно перечислить все возможные предположения. Третий не применим к

наиболее общим и наиболее фундаментальным гипотезам о социальных явлениях.

Как же доказываются сложные гипотезы о социальных явлениях, в частности

такие, которые после доказательства получают статус теорий? Такие гипотезы,

как правило, нельзя доказать полностью. После доказательства они

представляют собой относительную истину, но одержат и истину абсолютную,

поскольку их основные положения с течением времени не отбрасываются,

а, может быть, лишь подчиняются.

Доказательством таких гипотез является практическая деятельность идей. На

практике подтверждаются следствия, вытекающие из гипотез. Факты,

описываемые следствиями, могут быть неизвестными время, когда следствия

выводятся. Затем факты могут быть обнаружены. Это повышает степень

правдоподобия гипотез. Таким образом, вероятность гипотезы повышается, если

она обладает предсказательной силой. Сложная гипотеза, кроме того,

позволяет объяснять природу явлений, которые она описывает. Если, знать

природу явлений, можно на практике получить эти явления из их условий, )

гипотеза становится более правдоподобной. Подтверждение отдельных следствий

гипотезы и выявление отдельных случаев ее практического использования еще

не делают гипотезу достоверным знанием, большом числе подтверждений

следствий и ее многократном использовании, а также при установлении

определенных между следствиями происходит переход количественных в

качественные, и гипотеза становится доказанной в диалектическом смысле,

т.е. в том смысле, что она содержит моменты особой и относительной истины.

Такая гипотеза может с течением времени уточняться, однако основные ее

положения остаются верны в существенных чертах, т.е. она становится

теорией.

5. Специфика постановки и решения проблем в юриспруденции

§1

Важно отметить то, что появление самой юриспруденции напрямую связано с

проблемами человеческого общества. С появлением государства и совместной

человеческой деятельности люди столкнулись с проблемой «как упорядочить»

отношения между собой придать им определенность и последовательность.

Вследствие этого появились законы, как основные регуляторы взаимоотношений

протекающих в обществе, а затем возникла юриспруденция как наука о законах

и праве, призванная работать на благо общества. В юриспруденции как и в

любой другой науке встречаются свои характерные только для нее проблемы.

Одна из самых старых и актуальных проблем юриспруденции, является проблема

справедливости суда, для преодоления данной проблемы был введен

состязательный суд, который на данный момент считается самой совершенной

судебной системой. Данная система является наиболее справедливой на данном

этапе развития юриспруденции, так как помимо обвинения предоставляет

возможность обвиняемому защищаться, как самостоятельно, так и с помощью

адвоката. Несомненно наличие проблем в данной области свидетельствует о ее

дальнейшем развитии и совершенствовании, так как любая проблема порождает

решение.

Заключение

В заключении мне хотелось бы сделать ряд выводов, которые позволят подвести

итог моей работе.

1) Проблема является достаточно важной категорией и имеет огромное

практическое значение, так как является фактором любого развития.

2) Проблема имеет свое определение и достаточно сложную внутреннюю

логическую структуру.

3) Существуют разные виды проблем также как существуют разные пути их

решений.

4) Любая проблема предполагает решение.

Таким образом, проблема является неотъемлемой частью логики и представляет

собой «знание», которое вызывает потребность к изучению определенного

аспекта.

Терминологический словарь

Проблемами называют важные в практическом или теоретическом отношении

задачи, способы решения которых неизвестны или известны не полностью.

Неразвитая проблема — это задача, которая характеризуется следующими

чертами.

Развитой проблемой, называется проблема, которая содержит более или менее

конкретные указания на пути решения.

Гипотеза - предполагаемое решение некоторой проблемы. Заведомо истинный,

как и заведомо ложный ответ на нее не может выступать в качестве гипотезы.

Используемая литература:

1. Ивлев Ю.В. «Логика». М., 1994г. «Наука».

2. Гончаров С. С. «Введение в логику и методологию науки», 1994г., М.,

«Интерпракс».

3. Кириллов В. И. Старченко А. А. «Логика», М., 1995г., «Юристъ».

4. Берков В. Ф. «Логика», М., 1996г., «Тетрасистемс».

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.