Рефераты. Проблема глобальной цивилизации






Проблема глобальной цивилизации

Министерство здравоохранения Российской Федерации

Санкт-Петербургская государственная химико-фармацевтическая академия

Кафедра гуманитарных наук

д о

к л а д

ПРОБЛЕМЫ ГЛОБАЛЬНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

выполнил

студент Tholomeo

2001г.

После террористических актов 11 сентября сего 2001 года на

тему, вынесенную в заглавие доклада, заговорили практически все, кому не

лень. Однако пороки системы, приведшие к этому трагическому сбою, волновали

умы просвещенного человечества уже достаточно давно. В 1968 году

итальянский экономист А.Печчеи и другие небезызвестные деятели общественно-

экономических наук создали "Римский клуб", занимающийся изучением проблем,

вставших перед человечеством во второй половине XX века, в эпоху

глобализации, а также господства науки, техники и информации вообще. Ныне,

по прошествии нескольких десятилетий, можно сказать, что мрачноватые

пророчества так называемых "экологических пессимистов" так или иначе

сбываются, однако на первый план внезапно вышли проблемы скорее социального

и культурного плана. Таким образом, измышления Печчеи 60-70-х годов ничуть

не потеряли своей актуальности, и с небольшими поправками их можно читать и

сегодня.

"На протяжении моей жизни, - писал Печчеи - ход истории решительно и

внезапно переменился. За какие-то десятилетия завершился продолжавшийся

много лет период медленного развития человечества и наступила новая

динамическая эра. Что несет нам новый век? Станет ли он звездным часом

человечества или он ввергнет нас в пучину ужасов? Все перемены касаются

именно изменившегося положения самого человека на земле. Если раньше он был

не более, чем одним из многих живых существ, то теперь человек превратил

планету в свою безраздельную империю."

В течение всей своей истории люди бились над вопросом "Что значит

быть человеком и в чем состоит его земное предназначение?". Поиски ответов

на этот вопрос служили вечной темой философских и религиозных размышлений.

Теперь, впервые в истории, появился новый мощный фактор, который необходимо

принимать во внимание Это огромное и всевозрастающее материальное

могущество самого человека. Это могущество возрастает по экспоненте. Однако

развитие это в высшей степени неоднозначно, ибо оно может послужить на

благо Человеку только при разумном и сдержанном отношении, при безрассудном

же его использовании человеку грозит непоправимая катастрофа.

С тех пор, как появился человек, жизнь на планете постоянно и

непрерывно менялась, его влияние стабильно росло. Теперь, однако, когда оно

стало возрастать с поистине космической скоростью, судьба всех имеющихся

живых форм на Земле зависит от того, что делает или не делает человек.

Основной вопрос сегодня- как умудрится он разместить на Земле

дополнительные миллиарды себе подобных. Поднятая Человеком волна, если ее

не остановить, неминуемо настигнет и его самого. Ведь человек является

результатом значительной эволюции- процесса, в котором тесно и прихотливо

переплелись тысячи и тысячи организмов. Сможет ли он выжить в роскошном

замке, куда добровольно заточил себя, взяв с собой лишь нескольких

приближенных? Ведь, нарушая экологическое равновесие и непоправимо сокращая

жизнеобеспечивающую емкость планеты, человек может таким путем сам

расправиться со своим биологическим видом.

Современный человек научился дольше жить, что привело к

демографическому взрыву. Он научился производить больше всевозможных вещей

в очень короткие сроки. Уподобившись Гаргантюа, он развил в себе ненасытный

аппетит к потреблению и обладанию, производя все больше и больше, вовлекая

себя в порочный круг роста, которому не видно конца. Родилось явление,

которое стали называть промышленной, научной, научно-технической

революцией. Последняя родилась тогда, когда человек понял, что может

эффективно в промышленных масштабах применять на практике свои научные

знания об окружающем мире. Можно с уверенностью утверждать, что этот

безудержный поток из технического рога изобилия будет расти и расти.

Истоки этой зловещей благоприобретенной мощи человечества лежат в

комплексном воздействии всех названных изменений, а их своеобр. символом

стала техника. Еще несколько десятилетий назад мир человека можно было , в

весьма упрощенном, конечно, виде, представить тремя взаимосвязанными, но

достаточно стабильными элементами. Это природа, человек и общество. Ныне в

эту триаду вошел четвертый элемент- техника.

Она так же стара, как и сам человек, но вначале она была скорее

средством, нежели самоцелью. Вплоть до недавнего времени человеку удавалось

поддерживать разумное равновесие между тем материальным прогрессом, который

она обеспечивала и той социокультурной жизнью, которой она должна была

служить. Ныне, когда техника в своей новой версии зиждется исключительно на

науке и ее достижениях, она приобрела статус доминирующего и предельно

независимого элемента. Техника превратилась в абсолютно неуправляемый,

прямо-таки анархический фактор. Однако даже в том случае, если нам удастся

поставить ее под надежный контроль, все равно она уже принесла в наш мир и

будет продолжать в нем вызывать поистине эпохальные изменения. И новый факт

здесь состоит в том, что техника, созданная человеком, - на радость или

горе, - стала главным фактором изменений на Земле.

Водораздел между двумя эпохами связан с появлением высокоразвитой

техники и сложных искусственных систем в авиации, космонавтике, транспорте,

информации etc. Гигантский мир, созданный нами, не только ошеломлял нас, но

порою производил пугающее впечатление. Любое повреждение или нарушение в

каком-либо из элементов этой сети может легко перекинуться на другие

элементы, приобретая порой характер эпидемии. Перед нами, как неясный

мираж, манящий и соблазнительный, но в то же время полный угроз и

неизвестности, маячит век безраздельной империи человека.

Триумфальное развитие Западной цивилизации неуклонно приближается к

критическому рубежу. Набирая все новые силы, цивилизация нередко

обнаруживала явную склонность навязывать свои идеи с помощью миссионерской

деятельности или прямого насилия, идущих от религиозных традиций. Трудовая

этика и прагматический стиль послужили источником, с помощью которого она

навязывала свои привычки и взгляды другим культурам и традициям.

Так, используя все возможные средства, цивилизация распространялась

по планете. Мало-помалу все страны и народы стали жить по ее законам, ее

нравы стали объектом подражания, и даже если их отвергают, все равно от них

отталкиваются в поисках иных решений и альтернатив.

Развитие цивилизации, однако, сопровождалось расцветом радужных

надежд и иллюзий, которые не могли осуществиться хотя бы по причинам

социально-психического характера. В основе ее философии лежал элитаризм. А

Земля, как бы щедра она ни была, не в состоянии разместить непрерывно

растущее население и удовлетворить все его потребности. Вот почему сейчас в

мире наметился глубокий раскол между развитыми и слаборазвитыми странами.

Но даже и этот бунт мирового пролетариата, который стремится

приобщится к богатствам своих более благополучных собратьев, протекает в

рамках все той же господствующей цивилизации.

Маловероятно, чтобы она оказалась способной выдержать и это новое

испытание, особенно сейчас, когда ее собственный общественный организм

раздирают различные кризисы. НТР же становится все строптивее, усмирять ее

все труднее.

Далек ли от нас критический порог? Уже в 1984 году население достигло

5*109 человек. Число безработных - полмиллиарда. Европейское экономическое

сообщество по-прежнему бьется над тем, как безболезненно реформировать

многоликую денежную систему и координировать развитие входящих в него

стран. Стремительно иссякают минеральные ресурсы, влажные тропические леса

уничтожаются со скоростью 20га/мин. Никто не может сказать сейчас, какая

именно проблема развяжет цепную реакцию, которая поставит человека на

колени. Вполне возможно, что ближайшие годы- это и есть последняя отсрочка,

дарованная человечеству, чтобы оно наконец образумилось и переменило курс.

Что мы можем предпринять в последний час? Прежде всего, пора наконец

понять, что нельзя без конца уповать на всякого рода общественные

механизмы, на обновление и усовершенствование социальной организации

общества, когда на карту поставлена судьба человечества как вида.

Истинная проблема человеческого вида- в том, что он оказался

неспособным в культурном отношении идти в ногу и полностью приспособиться к

тем изменениям, что он сам внес в этот мир. Таким образом, проблема

находится внутри человеческого существа, а не вне его, взятого как на

индивидуальном, таки на коллективном уровне, так что решение должно

исходить прежде всего изнутри.

Проблема сводится к человеческим качествам и путям их

усовершенствования. Именно через их развитие можно добиться изменения всей

ориентированной на материальные ценности цивилизации и использовать ее для

благих целей.

Исследуя сложность бесконечно большого и проникая в тайны

невообразимо малого, человек постиг единство вселенной и открыл элементы

того природного миропорядка, который объединяет все сущее на свете. Однако

в этом процессе он не уделил внимания тому, что находится между двумя

крайностями и что на самом деле важнее всего для него самого- его

собственному миру и своему месту в нем.

Первый аспект- сам человек и его поведение, которое мы должны лучше

понять. Второй касается взаимосвязи человека и окружающей среды. Именно

здесь существуют в высшей степени опасные пробелы, связанные с

недостаточным осознанием пределов и последствий деятельности человека в

мире.

Нам удалось усовершенствовать отдельные качества атлетов,

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.