Министерство здравоохранения Российской Федерации
Санкт-Петербургская государственная химико-фармацевтическая академия
Кафедра гуманитарных наук
д о
к л а д
ПРОБЛЕМЫ ГЛОБАЛЬНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
выполнил
студент Tholomeo
2001г.
После террористических актов 11 сентября сего 2001 года на
тему, вынесенную в заглавие доклада, заговорили практически все, кому не
лень. Однако пороки системы, приведшие к этому трагическому сбою, волновали
умы просвещенного человечества уже достаточно давно. В 1968 году
итальянский экономист А.Печчеи и другие небезызвестные деятели общественно-
экономических наук создали "Римский клуб", занимающийся изучением проблем,
вставших перед человечеством во второй половине XX века, в эпоху
глобализации, а также господства науки, техники и информации вообще. Ныне,
по прошествии нескольких десятилетий, можно сказать, что мрачноватые
пророчества так называемых "экологических пессимистов" так или иначе
сбываются, однако на первый план внезапно вышли проблемы скорее социального
и культурного плана. Таким образом, измышления Печчеи 60-70-х годов ничуть
не потеряли своей актуальности, и с небольшими поправками их можно читать и
сегодня.
"На протяжении моей жизни, - писал Печчеи - ход истории решительно и
внезапно переменился. За какие-то десятилетия завершился продолжавшийся
много лет период медленного развития человечества и наступила новая
динамическая эра. Что несет нам новый век? Станет ли он звездным часом
человечества или он ввергнет нас в пучину ужасов? Все перемены касаются
именно изменившегося положения самого человека на земле. Если раньше он был
не более, чем одним из многих живых существ, то теперь человек превратил
планету в свою безраздельную империю."
В течение всей своей истории люди бились над вопросом "Что значит
быть человеком и в чем состоит его земное предназначение?". Поиски ответов
на этот вопрос служили вечной темой философских и религиозных размышлений.
Теперь, впервые в истории, появился новый мощный фактор, который необходимо
принимать во внимание Это огромное и всевозрастающее материальное
могущество самого человека. Это могущество возрастает по экспоненте. Однако
развитие это в высшей степени неоднозначно, ибо оно может послужить на
благо Человеку только при разумном и сдержанном отношении, при безрассудном
же его использовании человеку грозит непоправимая катастрофа.
С тех пор, как появился человек, жизнь на планете постоянно и
непрерывно менялась, его влияние стабильно росло. Теперь, однако, когда оно
стало возрастать с поистине космической скоростью, судьба всех имеющихся
живых форм на Земле зависит от того, что делает или не делает человек.
Основной вопрос сегодня- как умудрится он разместить на Земле
дополнительные миллиарды себе подобных. Поднятая Человеком волна, если ее
не остановить, неминуемо настигнет и его самого. Ведь человек является
результатом значительной эволюции- процесса, в котором тесно и прихотливо
переплелись тысячи и тысячи организмов. Сможет ли он выжить в роскошном
замке, куда добровольно заточил себя, взяв с собой лишь нескольких
приближенных? Ведь, нарушая экологическое равновесие и непоправимо сокращая
жизнеобеспечивающую емкость планеты, человек может таким путем сам
расправиться со своим биологическим видом.
Современный человек научился дольше жить, что привело к
демографическому взрыву. Он научился производить больше всевозможных вещей
в очень короткие сроки. Уподобившись Гаргантюа, он развил в себе ненасытный
аппетит к потреблению и обладанию, производя все больше и больше, вовлекая
себя в порочный круг роста, которому не видно конца. Родилось явление,
которое стали называть промышленной, научной, научно-технической
революцией. Последняя родилась тогда, когда человек понял, что может
эффективно в промышленных масштабах применять на практике свои научные
знания об окружающем мире. Можно с уверенностью утверждать, что этот
безудержный поток из технического рога изобилия будет расти и расти.
Истоки этой зловещей благоприобретенной мощи человечества лежат в
комплексном воздействии всех названных изменений, а их своеобр. символом
стала техника. Еще несколько десятилетий назад мир человека можно было , в
весьма упрощенном, конечно, виде, представить тремя взаимосвязанными, но
достаточно стабильными элементами. Это природа, человек и общество. Ныне в
эту триаду вошел четвертый элемент- техника.
Она так же стара, как и сам человек, но вначале она была скорее
средством, нежели самоцелью. Вплоть до недавнего времени человеку удавалось
поддерживать разумное равновесие между тем материальным прогрессом, который
она обеспечивала и той социокультурной жизнью, которой она должна была
служить. Ныне, когда техника в своей новой версии зиждется исключительно на
науке и ее достижениях, она приобрела статус доминирующего и предельно
независимого элемента. Техника превратилась в абсолютно неуправляемый,
прямо-таки анархический фактор. Однако даже в том случае, если нам удастся
поставить ее под надежный контроль, все равно она уже принесла в наш мир и
будет продолжать в нем вызывать поистине эпохальные изменения. И новый факт
здесь состоит в том, что техника, созданная человеком, - на радость или
горе, - стала главным фактором изменений на Земле.
Водораздел между двумя эпохами связан с появлением высокоразвитой
техники и сложных искусственных систем в авиации, космонавтике, транспорте,
информации etc. Гигантский мир, созданный нами, не только ошеломлял нас, но
порою производил пугающее впечатление. Любое повреждение или нарушение в
каком-либо из элементов этой сети может легко перекинуться на другие
элементы, приобретая порой характер эпидемии. Перед нами, как неясный
мираж, манящий и соблазнительный, но в то же время полный угроз и
неизвестности, маячит век безраздельной империи человека.
Триумфальное развитие Западной цивилизации неуклонно приближается к
критическому рубежу. Набирая все новые силы, цивилизация нередко
обнаруживала явную склонность навязывать свои идеи с помощью миссионерской
деятельности или прямого насилия, идущих от религиозных традиций. Трудовая
этика и прагматический стиль послужили источником, с помощью которого она
навязывала свои привычки и взгляды другим культурам и традициям.
Так, используя все возможные средства, цивилизация распространялась
по планете. Мало-помалу все страны и народы стали жить по ее законам, ее
нравы стали объектом подражания, и даже если их отвергают, все равно от них
отталкиваются в поисках иных решений и альтернатив.
Развитие цивилизации, однако, сопровождалось расцветом радужных
надежд и иллюзий, которые не могли осуществиться хотя бы по причинам
социально-психического характера. В основе ее философии лежал элитаризм. А
Земля, как бы щедра она ни была, не в состоянии разместить непрерывно
растущее население и удовлетворить все его потребности. Вот почему сейчас в
мире наметился глубокий раскол между развитыми и слаборазвитыми странами.
Но даже и этот бунт мирового пролетариата, который стремится
приобщится к богатствам своих более благополучных собратьев, протекает в
рамках все той же господствующей цивилизации.
Маловероятно, чтобы она оказалась способной выдержать и это новое
испытание, особенно сейчас, когда ее собственный общественный организм
раздирают различные кризисы. НТР же становится все строптивее, усмирять ее
все труднее.
Далек ли от нас критический порог? Уже в 1984 году население достигло
5*109 человек. Число безработных - полмиллиарда. Европейское экономическое
сообщество по-прежнему бьется над тем, как безболезненно реформировать
многоликую денежную систему и координировать развитие входящих в него
стран. Стремительно иссякают минеральные ресурсы, влажные тропические леса
уничтожаются со скоростью 20га/мин. Никто не может сказать сейчас, какая
именно проблема развяжет цепную реакцию, которая поставит человека на
колени. Вполне возможно, что ближайшие годы- это и есть последняя отсрочка,
дарованная человечеству, чтобы оно наконец образумилось и переменило курс.
Что мы можем предпринять в последний час? Прежде всего, пора наконец
понять, что нельзя без конца уповать на всякого рода общественные
механизмы, на обновление и усовершенствование социальной организации
общества, когда на карту поставлена судьба человечества как вида.
Истинная проблема человеческого вида- в том, что он оказался
неспособным в культурном отношении идти в ногу и полностью приспособиться к
тем изменениям, что он сам внес в этот мир. Таким образом, проблема
находится внутри человеческого существа, а не вне его, взятого как на
индивидуальном, таки на коллективном уровне, так что решение должно
исходить прежде всего изнутри.
Проблема сводится к человеческим качествам и путям их
усовершенствования. Именно через их развитие можно добиться изменения всей
ориентированной на материальные ценности цивилизации и использовать ее для
благих целей.
Исследуя сложность бесконечно большого и проникая в тайны
невообразимо малого, человек постиг единство вселенной и открыл элементы
того природного миропорядка, который объединяет все сущее на свете. Однако
в этом процессе он не уделил внимания тому, что находится между двумя
крайностями и что на самом деле важнее всего для него самого- его
собственному миру и своему месту в нем.
Первый аспект- сам человек и его поведение, которое мы должны лучше
понять. Второй касается взаимосвязи человека и окружающей среды. Именно
здесь существуют в высшей степени опасные пробелы, связанные с
недостаточным осознанием пределов и последствий деятельности человека в
мире.
Нам удалось усовершенствовать отдельные качества атлетов,
Страницы: 1, 2