Рефераты. Правовые идеи философии Локка






Правовые идеи философии Локка

Национальный институт

Имени

Екатерины Великой

Юридический факультет

Контрольная работа по Философии

Тема:

Правовые идеи философии Джона Локка

Работу выполнила:

Студентка 2-го курса,

Вечернего отделения;

Лебина Н.В.

Работу проверил:

Чернавин Ю.А.

Москва 2002г.

Содержание:

. Введение………………………………………2

. Естественное право……………………….4

. Общественный договор и Государство..6

. Равенство…………………………………….10

. Закон………………………………………… .12

. Принцип разделения властей…………….13

. Заключение………………………………….15

. Библиография……………………………….17

Введение.

Целью моей работы является рассмотрение правовых идей английского

философа, иногда называемого «интеллектуальным вождем 18 в.» и первым

философом эпохи Просвещения, Джона Локка (1632-1704).

Локк считал, что философы, как и естествоиспытатели, должны

продвигаться шаг за шагом с помощью опыта. Прежде чем переходить к

рассмотрению “ больших” проблем, необходимо изучить наши средства, то есть

наши понятия. Поэтому Локк начинает с критики познания и анализа языка.

Локк является одним из классиков педагогики и политической теории.

Его теория познания и социальная философия оказали глубокое воздействие на

историю культуры и общества, в частности на разработку американской

конституции.

Локка часто называют в числе основных теоретиков демократического

государственного устройства. Его идеал - английская конституционная

монархия, в которой воплощено равновесие интересов личности, и государства.

Локк родился 29 августа 1632 в Рингтоне. Происходил из семьи

мелкого судейского чиновника. Получил философское и медицинское образование

в Оксфордском университете. В 60-е годы занимался экспериментированием в

лаборатории знаменитого химика Роберта Бойля, позднее воспитатель и врач в

семье первого графа Шефтсбери, одно время занимавшего должность лорда-

канцлера Англии.

В 1696 Локк стал комиссаром по делам торговли и колоний, что

заставило его регулярно появляться в столице. К тому времени он был

интеллектуальным лидером вигов, и многие парламентарии и государственные

деятели часто обращались к нему за советом и с просьбами.

Локк участвовал в проведении денежной реформы и способствовал

отмене закона, препятствовавшего свободе печати. Он был одним из

учредителей банка Англии.

Выступая против религиозного фанатизма различных сект, Локк

настойчиво призывал к веротерпимости. Защите религиозной свободы он

посвятил четыре письма о веротерпимости (изданы в 1689, 1690, 1692 и 1706).

В сочинении "Разумность христианства" (1695) Локк в духе протестантизма

старался отделить "подлинное" учение Христа от последующих видоизменений.

Классическим трактатом по педагогике стали "Некоторые мысли о

воспитании" (1693), где Локк исходит из идей о решающем влиянии среды на

воспитание, необходимости учета естественной склонностей ребенка,

формирования у него здорового тела и духа. В начале ребенок всецело

находится под влиянием родителей и воспитателей, которые должны быть для

него примером; по мере того как он взрослеет, он получает свободу. Относя

"пользование разумом", а, следовательно, и плодотворное обучение к зрелому

возрасту, Локк считал, что к учению следует приступать лишь после того, как

сформирован характер ребенка (притом в семье, а не в школе) и ему привиты

основы морали.

Социально-политическая концепция Локк содержится в "Двух трактатах о

государственном правлении" (1690). Первый трактат посвящен опровержению

феодально-патриархальных взглядов Р. Филмера на божественное право

абсолютной королевской власти, второй - содержит теорию конституционной

парламентарной монархии, по существу являясь оправданием и обоснованием

социально-политического строя, утвердившегося в Англии после переворота

1688-1689. Неизбежность института государственной власти Локк рисует с

позиций теории естественного права и общественного договора.

В 1700 Локк отказался от всех должностей и удалился в Отс. Умер

Локк в доме леди Мешэм 28 октября 1704.

Естественное право.

В естественном (до государственном) состояние, согласно Локку

господствует естественный свободный закон, закон природы, отличающийся от

гоббсовской теории “война против всех”. В отличие от Гоббса, Локк считает

выражением естественного равенства готовность людей следовать разумным

естественным, природным законам. Локк не представляет, что люди когда-либо

могли жить без порядка и закона. Закон природы определяет посредством

разума, что хорошо, что плохо; если закон нарушается, виновника может

наказать каждый. По этому закону обиженный сам судья в своем деле и сам

исполняет приговор. Закон природы, будучи выражением разумности

человеческой природы, ”Требует мира и безопасности для всего

человечества”.[1]И человек в соответствии с требованием разума также и в

естественном состоянии, преследуя свои интересы и отстаивая свое - свою

жизнь, свободу и собственность стремится не навредить другому.[2]

Естественное состояние это - полная свобода действий и распоряжения

своим имуществом и личностью. Защита закона природы и проведение его в

жизнь в естественном состоянии обеспечивается властью каждого человека;

наказывать нарушителей закона и охранять невинных. Власть не может

покушаться на неотчуждаемые права граждан.

Свобода мнений – по Локку, неотъемлемое право человека. Он полагал,

что в сфере суждений каждый является высшей и абсолютной властью. Этот

принцип распространяется и на религиозные убеждения, но свобода веры, по

его мнению, не безгранична, она ограничивается соображениями морали и

порядка.

Традиционное требование ” воздать каждому свое, его собственное” Локк

обозначает как основное право; право на собственность (право на свое,

собственное).

Под собственностью Локк понимает не только чисто экономические

нужды, но и "жизнь, свободу и стремление к счастью". Имущество и жизнь

выступают как воплощение свободы, и в них реализуется выбор призвания,

полагаются и достигаются цели. Локк расценивает свободу личности как

великое основание собственности. Локк полагал, что люди не потому

становятся собственниками, что овладевают предметами природы, но они в

состоянии присваивать посредством труда предметы природы, ибо изначально

свободны, и уже в силу этого – собственники. Так он замечает, что каждый

человек по закону природы имеет право отстаивать “свою собственность, то

есть свою жизнь, свободу и имущество”.[3]

Начинается теория Локка с вопроса: оправдана ли частная

собственность? Так как каждый владеет собственностью в виде себя самого, то

плоды труда его рук можно счесть его собственностью. Труд создает

собственность. Таким образом, Локк оправдывает собственность не потому, что

ее защищает закон, установленный людьми, а потому, что она соответствует

высшему закону - "естественному праву".

Общественный договор и

Государство.

Разумное преодоление недостатков естественного состояния ведет, по

Локку, к общественному договору об учреждении политической власти и

государства. Люди стремятся перейти из естественного состояния в

политически организованное общество не из-за страха смерти, а потому что

они понимают, что им будет безопаснее в упорядочном обществе, чем в

естественном состоянии. Как следствие, необходимо образование государства,

которое создается путем заключения общественного договора.

Общественный договор заключается между людьми и государством.

“Основной целью вступления людей в общество является стремление мирно и

безопасно пользоваться своей собственностью, а основным орудием и средством

для этого служат законы, установленные в этом обществе; первым и основным

позитивным законом всех государств является установление законодательной

власти; точно так же первым и основным естественным законом, которому

должна подчиниться сама законодательная власть, является сохранение

общества и каждого члена общества”[4]

Однако “по общественному договору“ люди не отказываются от своих

естественных прав, да и сам закон природы продолжает действовать и в

государственном состоянии, определяя тем самым цели, характер и пределы

полномочий политической власти. Существенным моментом локковского

государства является ”доктрина законности сопротивления всяким незаконным

проявлением власти”[5]. После заключения договора народ остается судьей

решающим, правильно ли учрежденные и уполномоченная им власти выполняют

возложенные на них договорные обязанности или стали нарушать договор. Если

правительство (правитель) поступает вопреки действующему праву и извращает

законы или вообще не считается с ними, то подданные вправе расторгнуть

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.