Рефераты. Понятие мировоззрения






его узловые моменты, его основа, по сути, всегда тяготеют к тому, чтобы

стать более или менее целостным комплексом убеждений. Включаясь в

мировоззрение, различные его составляющие (знания, ценности, программы

действий) приобретают новый статус: они вбирают в себя отношение,

позицию человека (группы людей), окрашиваются эмоциями, сочетаются с

волей к действию. Убеждения – взгляды, активно принимаемые людьми,

соответствующие всему складу их созна-ния, жизненным устремлениям. Во

имя убеждений – так велика их побудительная сила – люди порой рискуют

жизнью и даже идут на смерть.

Новый облик в целостном составе мировоззрения получают знания.

Срастаясь со всей совокупностью взглядов, позиций, чувств, они в

тенденции становятся больше, чем просто знанием, превращаются в

познавательные убеждения – в целостный способ видения, понимания мира,

ориентации в нем. Силу убеждения приобретают также нравственные,

правовые, политические и другие взгляды – ценности, нормы, идеалы. В

сочетании с волевыми факторами они становятся основой жизни, поведения,

действия личностей, общественных групп, наций, народов, а в пределе –

всего мирового сообщества.

Важное условие (и показатель) переплавки взглядов в убеж-дения –

возрастающая степень доверия к их содержанию, смыслу. Диапазон

человеческой веры, уверенности широк. Он прости-рается от практической,

жизненной, познавательной несомнен-ности (или очевидности), то есть

вполне рациональной веры, до религиозных верований или даже легковерного

принятия нелепых вымыслов, что тоже свойственно человеческому сознанию

определенного типа и уровня.

Существенная роль убеждений в составе мировоззрения не исключает

положений, принимаечых с меньшей уверенностью или даже недоверием.

Сомнение – обязательный момент самостоятельной, осмысленной позиции в

области мировоззрения. Фанатичное, безоговорочное принятие той или иной

системы ориентаций, срастание с ней – без внутренней критичности,

собственного анализа – называют догматизмом. Жизнь показывает, что такая

позиция слепа и ущербна, не соответствует сложной, развиваю-щейся

действительности, более того, религиозные, политические и другие догмы

нередко оказывались в истории, включая и исто-рию советского общества,

причиной тяжких бед. Вот почему, ут-верждая сегодня новое мышление, так

важно формировать ясное, непредвзятое, смелое, творческое, гибкое

понимание реальной жизни во всей ее сложности. Важную роль в

расшатывании догм играют здоровое сомнение, вдумчивость, критичность. Но

при нарушении меры они могут породить другую крайность – скептицизм,

неверие ни во что, утрату идеалов, отказ от служения высоким целям.

Итак, мировоззрение – сложное, напряженное, противоречивое единство

знаний и ценностей, и интеллекта и эмоций, миропони-мания и

мироощущения, разумного обоснования и веры, убежде-ний и сомнений,

общественно значимого и личностного, тради-ционного и творческого

мышления. В мировоззрении реально различичы – по степени познавательной

глубины, логической последовательности, интеллектуальной силе аргументов

– также повседневно-практический и теоретический пласты, уровни.

Жизненно-повседневное и теоретическое миропонимание

Во все исторические эпохи обнаруживали себя и продолжают сохранять

важное значение в наши дни мировоззренческие взгляды, идеи, основанные

на здравом смысле, обширном и многообразном повседневном опыте. Их

нередко называют «жизненной философией­. Эта стихийно складывающаяся

форма мировоззре-ния заключает в себе мироощущение, умонастроение

широких слоев общества. Данный пласт сознания очень важен, поскольку

является массовым и реально «работающим» сознанием. Вот почему, кстати,

так необходимо, чтобы утверждаемые сегодня в нашей стране принципы

нового политического, экономического, экологического, социального,

нравственного мышления коснулись не единиц, а вошли в сознание тысяч,

миллионов людей, стали импульсом их Жизни, действия.

Жизненно-практическое мировоззрение неоднородно, по-скольку

неоднородны – по характеру образования, уровню интеллектуальной,

духовной культуры, по национальным, религиозным и другим традициям – его

носители. Отсюда широта диапазона «жизненной философии­ – от самых

примитивных, отсталых, обывательских форм сознания до проявления

полноценного, просвещенного здравого смысла, трезвой, разумной жизненной

ориентации в среде ученых, художников, политиков

и др.

Своеобразной разновидностью жизненно-практического миро-воззрения

являются взгляды, формирующиеся под влиянием знаний и опыта людей в

различных сферах деятельности. Так, по праву говорят о мировоззрении

ученых, инженеров, политических деятелей, чиновников. Обобщения

жизненного опыта через де-ятельность педагогов, публицистов, писателей,

представителей творческих профессий в различных видах искусства

внедряются в общественное сознание, реально живут и функционируют в нем.

Современная ситуация наглядно свидетельствует о том, что люди,

составляющие цвет науки, культуры, глубоко и масштабно размышляющие о

больших, жизненно важных проблемах, оказывают формирующее воздействие на

общественное мировоззрение.

Мировоззренческие идеи, возникающие в процессе научного,

художественного, политического и другого творчества, могут в

определенной степени воздействовать и на мышление профессиональных

философов. Яркий пример тому – огромное влияние творчества Л. Н.

Толстого, Ф. М. Достоевского на отечественную и мировую философию.

Мировоззрение, выраженное в его обыденных, типовых, массовых,

элементарных проявлениях, заключает в себе не только богатую «память

веков», убедительный жизненный опыт, навыки, традиции, веру и сомнения,

но и множество предрассудков. Такое миропонимание порой слабо защищено

от ошибок, подвержено влиянию нездоровых настроений (националистических

и других), современных («мифов» (например, вульгарно толкуе-мого

равенства) и иных не вполне зрелых проявлений общественного сознания, не

говоря уже о целенаправленном воздействии со стороны преследующих свои

узкоэгоистические цели отдельных социальных групп. Не застрахованы от

такого рода влияний и взгляды некоторых людей, профессионально занятых

научным, литературным, инженерным и другим трудом.

Житейское миропонимание в его массовых, повседневных формах носит

стихийный характер, не отличается глубокой про-думанностью,

систематичностью, обоснованностью. Вот почему на этом уровне не всегда

выдерживается логика, порой не «сходятся концы с концами», эмоции могут

в критических ситуациях захлест-нуть разум, обнаруживая дефицит здравого

смысла. И наконец, ловседневное мышление пасует перед проблемами,

требующими серьезных знаний, культуры мыслей и чувств, ориентации на

высокие человеческие ценности. Эти черты присущи жизненно-практическому

миропониманию лишь в наиболее зрелых его проявлениях. Но и на этом

уровне воззрения, формирующие мысли и действия, все же нечасто сами

подвергаются специальному критическому анализу, осмыслению.

Это осуществляется уже на другом, теоретическом уровне миропонимания,

к которому принадлежит и философия. Поня-тие мировоззрения охватывает

более широкий круг явлений, чем понятие философии. Их соотношение

схематично можно пред-ставить в виде двух концентрических кругов, где

больший круг – мировоззрение, а входящий в него меньший – философия.

В отличие от всех других форм и типов мировоззрения, философские

системы взглядов претендуют на теоретическую мировоззрение

обоснованность как содержа-ния, так и способов достижения обобщенных

знаний о действительности, а также принципов философия и идеалов,

определяющих цели, средства и характер деятельности людей. Философ в

высоком смысле этого слона не только сам является носителем, творцом,

реформатором определенного мировоззрения, но и видит свою задачу в том,

чтобы сделать мировоззрение вообще предметом своего теоретического

анализа, специального изучения, обязательно подвергнуть его

критическому суду разума (характерно в этом отношении название трех

важнейших философских сочинений И. Канта: «Критика чистого разума»,

«Критика практического разума», «Критика способности суждения»),

воссоздать систему миропонимания и наиболее зрелой интеллектуальной

форме.

Однако рассмотренная нами градация «обыденное – теоретическое»

недостаточна для понимания своеобразия философского мировоззрения.

Необходимо также определить место философии среди других социально-

исторических типов мировоззрения.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.