Рефераты. Понятие культуры






мы ценим жизнь и благосостояние личности. Точно так же у нас существуют

десятки законов, запрещающих кражу со взломом, присвоение чужого имущества,

порчу собственности и пр. В них отражено наше стремление к защите личной

собственности.

Ценности не только сами нуждаются в обосновании, но и, в свою очередь,

сами могут служить обоснованием. Они обосновывают нормы или ожидания и

стандарты, реализующиеся в ходе взаимодействия между людьми.

Нормы могут представлять собой стандарты поведения. Но почему люди

склонны подчиняться им, даже если это не соответствует их интересам? Во

время сдачи экзамена студент мог бы списать ответ у соседа, но боится

получить плохую отметку. Это один из нескольких потенциально сдерживаемых

факторов. Социальные поощрения ( например, уважение ) стимулируют

соблюдение нормы, требующей от студентов честности. Социальные наказания

или поощрения, способствующие соблюдению норм, называются санкциями.

Наказания, сдерживающие людей от определенных поступков, называются

негативными санкциями. К ним относятся штраф, тюремное заключение, выговор

и др. Позитивными санкциями ( например, денежное вознаграждение, наделение

властью, высокий престиж) называют поощрения за соблюдение норм.

3. Закономерности в культуре.

Ответить на вопрос, по каким закономерностям

развивается культура, нелегко. В западной социологии

существует по крайней мере три альтернативных теории культуры. Это

пользовавшаяся большой популярностью в ХIХ в. теория однолинейной

эволюции, утверждающая, что все общества проходят одни и те же стадии

культурного развития; теория культурного релятивизма, исходящая из

положения о том, что пути развития отдельных культур

уникальны, и

потому настаивающая на том, что прежде всего необходимо изучать

индивидуальные черты; теория многолинейной

эволюции, допускающая, что хотя некоторые типы культур могут

развиваться в сходных условиях близкими путями, регулярная

последовательность всех известных культур устанавливается лишь в

очень незначительной степени и только для ограниченного множества

культурных компонентов.

Каждое общество осуществило свой отбор культурных

форм. Каждое общество с точки зрения другого пренебрегает главным и

занимается маловажными делами. В одной культуре материальные ценности

едва признаются, в другой они оказывают решающее влияние на

поведение людей. В одном обществе к технологии относятся

с невероятным

пренебрежением, даже в сферах, необходимых для выживания людей; в

другом аналогичном обществе постоянно

совершенствующаяся технология соответствует требованиям времени. Но

каждое общество создает огромную культурную надстройку, которая

охватывает всю жизнь человека - и юность, и смерть, и память о нем

после смерти.

В результате такого отбора прошлые и нынешние культуры

совершенно различны. В некоторых обществах считали войну

самой благородной деятельностью человека. В других ее

ненавидели, а представители третьих не имели о ней представления.

В соответствии с нормами одной культуры женщина имела право выходить

замуж за своего родственника. Нормы другой культуры это

решительно запрещают. В нашей

культуре галлюцинации считаются симптомом психического заболевания.

Другие общества расценивают "мистические видения" как высшую форму

сознания. Короче говоря, существует великое множество различии между

культурами.

В 1944 году американский культуролог А. Кребер

поставил перед собой задачу выявить те пути, по которым различные

общества шли к высшей ступени развития своей культуры. В результате

проведенного на большом фактическом материале исследования он

пришел к выводу, что в основе каждой культуры лежит некая модель,

которая, изменяясь, вбирает в себя только то, что соответствует ее

характеру и особенностям. С течением времени возможности модели

исчерпываются и она уже не может оказывать влияния на новые области и

отрасли человеческой деятельности. Тогда прогресс культуры сменяется

стадией повторением старого, упадка и устаревшая модель культуры

в конечном счете погибает. "Смерть культуры" не означает ее полного

исчезновения - ведь старая модель сменяется новой, вызревшей

в лоне старой культуры.

Исследование Кребера содержит немало интересных наблюдений,

однако не дает ответа на самые главные вопросы. Например, Кребер

затрудняется в решении проблемы возникновения основной модели

культуры той или иной конкретной исторической эпохи. Без

ответа остаются и вопросы о причинах долговременности модели

культуры, смены стадий в ее развитии. В общем, можно сказать, что в

этой концепции закономерности развития культуры отходят на

второй план и не раскрываются.

4. Этноцентризм и культурный релятивизм при изучении культуры.

Даже беглое соприкосновение с двумя или несколькими

культурами убеждает, что различиям между ними нет числа. Мы и Они ездим по

разным сторонам, Они говорят на ином языке. У нас разные мнения о том,

какое поведение безумное, а какое нормальное, у нас разные понятия

добродетельной жизни. Значительно труднее определить общие

черты, свойственные всем культурам, - культурные универсалии. Социологи

выделяют более 60 культурных универсалей. К ним относятся спорт,

украшение тела, совместный труд, танцы, образование, похоронные

ритуалы, обычай дарить подарки, гостеприимство, запреты кровосмешения,

шутки, язык религиозные обряды, изготовление орудий труда и попытки

влиять на погоду.

Однако для разных культур могут быть характерно разные виды спорта,

украшений и т.д. Окружающая Среда является одним из факторов, вызывающие

эти различия. Кроме того, все культурные особенности обусловлены историей

определенного общества и формируется в результате уникального развития

событий. На основе разных видов культур возникли разные виды спорта,

запреты на кровные браки и языки, но главное в той или иной форме они

имеются в каждой культуре.

Общую схему исторических типов культуры можно

представить следующим образом: первобытная культура, культура

рабовладельческого строя, культура азиатского деспотического общества,

культура феодального общества, культура капиталистического общества,

социалистическая культура. Каждая общественно-экономическая

формация, являясь качественно своеобразным историческим этапом в

процессе поступательного развития общества, создает свой тип культуры,

свою специфическую, т.е. только ей присущую, совокупность материальных и

духовных ценностей и способов

деятельности для их создания.

Поскольку ни одна общественно-экономическая формация, кроме

исторически самой первой - первобытнообщинной, никогда не

существовала "в чистом виде", как единственная, а должна была делить место

под солнцем с другой или другими такими формациями, постольку мы всегда

наблюдаем в истории борьбу культур различных типов, их взаимовлияние и

даже взаимопроникновение. Так что действительный исторический

процесс развития мировой культуры значительно сложнее, нежели его

представляют однолинейная и многолинейная концепции или теория

культурного релятивизма. Материалистическое понимание истории

указывает только общие принципы развития культуры, предполагая при этом,

что анализ каждого конкретного ее исторического типа на основе

установленных закономерностей всегда должен проводиться заново.

В обществе возникает тенденция судить о других

культурах с позиции превосходства своей собственной. Эта тенденция

называется - энтоцентризмом. Принципы

этноцентризма находят отчетливое выражение в деятельности миссионеров,

которые стремятся обратить, "варваров" в свою веру. Этноцентризм связан

с ксенофобией - страхом и неприязнью к чужим взглядам и обычаям.

Этноцентризмом отмечена деятельность первых антропологов.

Они были склонны сравнивать все культуры со своей, которую

считали самой передовой . По мнению американского социолога

Уильяма Грем Самнера культуру можно понять только на основе анализа ее

собственных ценностей , в ее собственном контексте. Такая точка

зрения называется культурным релятивизмом. Читатели книги Самнера

были

потрясены, прочитав, что людоедство и детоубийство имели смысл в

тех обществах, где практиковались подобные обычаи.

Культурный релятивизм способствует пониманию тонких различий

между близкими культурами. Например, в Германии двери в учреждении всегда

плотно закрыты, чтобы разъединить людей. Немцы считают, что иначе

служащие отвлекаются от работы. Наоборот, в США двери кабинетов обычно

открыты. Американцы , которые работают в Германии, часто жаловались, что

закрытые двери вызывали у них ощущение неприветливости окружающих и

чувство отчуждения. Закрытая дверь для

американца имеет совсем не тот смысл, что для немца.

5.Заключение.

Культура - цемент здания общественной жизни. И не только

потому, что она передается от одного человека к другому в процессе

социализации и контактов с другими культурами, но также и потому,

что формирует у людей чувство принадлежности к определенной группе.

По всей видимости, члены одной культурной группы в большей мере

испытывают взаимопонимание, доверяют и сочувствуют друг другу, чем

посторонним. Их общие чувства отражены в сленге и жаргоне, в любимых

блюдах, моде и других аспектах культуры.

Культура не только укрепляет солидарность между людьми, но и

является причиной конфликтов внутри групп и между ними. Это можно

проиллюстрировать на примере языка, главного элемента культуры. С

одной стороны, возможность общения способствует сплочению членов

социальной группы. Общий язык объединяет людей. С другой - общий

язык проблема тех, кто не говорит на этом языке или говорит на нем

несколько иначе. В Великобритании представители различных

общественных классов употребляют несколько отличающиеся формы

английского языка. Хотя все владеют "английским языком", некоторые

группы употребляют " более правильный" английский, чем другие. В

Америке имеется буквально тысяча и одна разновидностей английского языка.

Кроме того, социальные группы отличаются друг от друга своеобразием

жестикуляции, стиля одежды и культурных ценностей. Все это может

стать причиной конфликтов между группами.

6.Список литературы:

1. Культурология. Учебное пособие для студентов высших учебных

заведений. М.: Феникс. 1995. - 576 с.

2. Смезлер Н. Социология: пер. с англ. - М.: Феникс. 1994.- 688 с.

3. "Цивилизации" под редакцией М.А.Барг 1 и 2 выпуски

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.