Рефераты. Политические взгляды Платона






Политические взгляды Платона

Политические взгляды

Платона.

Платон (427-347до н.э.), ученик Сократа, изложил свои взгляды на

государство , демократию, политические режимы и формы правления в своем

известном произведении “Государство”.

Чтобы понять политические взгляды Платона,неоходимо сделать краткий экскурс

в его философские воззрения. Мир , с точки зрения Платона ,двойствен и

состоит из идей (эйдосов) и вещей(прагм).Идеи представляют собой не

мыслительные конструкции,но сверхреальность,или образцы вещей,их

отвлеченные сущности.В товремя как эйдосы являются истинными,вещи в силу

своей материальности неистенны,поскольку,как указывал Платон,сама их

материальность извещает их сущьность.Лишь идеи истинны,так как не отвечает

своей сущности.

В своих воззрениях на государство Платон исходил из того ,что существует

идеальное государство,идеальный образец и его многократные повторения--

искажения в реальном мире вещей.

По мнению Платона,высказанному им в трактате “Государство”,главной основой

идеального государства является справедливость.Она состоит в том ,чтобы

каждому гражданину было отведено особое занятие,наиболее соответствующее

его натуре,т.е. справедливость есть соответствие реальной вещи своей

идее,ведь государство тогда является идеальным (отвечающим идее

государства),когда каждый гражданин действует в согласии со своей

собственной сущностью.А поскольку между людьми существуют индивидуальные

различия,Платон предлагает деление общества на сословия: философов--

правителей, воинов--стражей и ремесленников--производителей. Эти сословия

Платон отождествляет с тремя началами в человеческой душе,а именно:

разумным,яростным и вожделяющим. В подкрепление своего аристократического

идеала Платон предлагал внушать гражданам мифы о том, как бог примешал в

души людей частицы металлов: в души тех из них, что способны править и

потому наиболее ценны, он примешал золота, в души их помошников-- серебра,а

в души земледельцев и ремесленников--железа и меди. Если же у последних

родится ребенок с примесью благородных металлов, то его перевод в высшие

разряды возможен только по инициативе правителей.

Для Платона идеальный строй--тот,где каждый гражданин тождествен в своих

интересах общественному целому,не представляет собой еще личности,

претендующей на индивидуальнуу самоценность и полную автономию в поступках.

У него государство и гражданское общество представлены в едином, гомогенном

, целостном , нерасчлененном понятии.

Для сохранения сословий Платон предлагает создать особую систему воспитания

для потомков правителей и стражей. В основу этой системы положены

мусическое и гимнастические искусства.Мусическое укрепляет дух и

воспитывает любовь к родине, гимнастическое укрепляет тело и готовит

граждан к защите своего государства. После окончания обучения этим

дисциплинам показавших себя наиболее знающими и добродетельными юношей

начинают готовить к деятельности правителей. Они изучают искусство

рассуждения и ведения споров, а затем философию, венчающую всю систему

знаний.

Целью государства, которое Платон считал идеальным , как раз и является

обеспечение для максимального числа их граждан условий для добродеятельной

жизни.

Платон выделяет следующие формы правления: царский строй (монархия),

аристократия, тимократия , олигархия , демократия , тирания. самым

правильным и разумным он считает царский строй и аристократию. Остальные

формы правления являются последовательным отклонением от идеального

государства. Сперва аристократия как власть лучших вырождается в

тимократию.

Аристократия --это правлениелучших с одобрением народа. Властью обладает и

правит тот , кто слывет доблестным и мудрым. В основе такой формы правления

лежит равенство по рождению. По мнению Платона , на роль правителя идеально

подходит лишь тот,кто добровольно не захочет быть правителем и заниматься

исправлением чужих пороков. Наименее подходят люди , руководствующиеся

честолюбием , деньгами , почетом.

Чтобы достигнуть единомыслия и сплоченности двух высших сословий,

образующих вместе класс стражей государства,Платон устанавливает для них

общность имущества и бюта. “Прежде всего никто не должен обладать никакой

частной собственностью,если в том нет крайней необходимости.Затем ни у кого

не должно быть такого жилища или кладовой, куда не имел бы доступа всякий

желающий” . Стражам запрещается иметь семью , для них вводится общность жен

и детей.

Гражданам третьего сословия разрешалось иметь частную собственность, деньги

, торговать на рынках ...

Гениально предугадав значение разделения труда в экономической жизни

общества , Платон тем не менее выступал за ограничение хозяйственной

активности и сохранение аграрно замкнутого, “самодостаточного “ государства

.

Вырождение аристократии мудрых,по его словам, влечет за собой утверждение

частной собственности и обращение в рабов свободных землевладельцев из

третьего сословия. Так возникает критско-спартанскй тип государства, или

тимократия ( “ тиме “- честь), господство сильнейших воинов. Государство с

тимократическим правлением будет вечно воевать.

Следующий вид государственного устройства-- олигархия-- появляется в

результате скопления богатства у частных лиц . Этот строй основан на

имущественном чензе. Власть захватывают немногие богатые,тогда как бедняки

не участвуют в управлении.Олигархическое государство, раздираемое враждой

богачей и бедняков ,будет постоянно воевать само с собой.

Следующей формой государственного правления, является демократия,которая

логически вытекает из олигархии.Победа бедняков приводит к установлению

демократии--власти народа.Здесь царят своеволие и безналичие. Наконец,

чрезмерная свобода обращаеся в свою противоположность--чрезмерное

рабство.Устанавливается тирания ,наихудший вид государства. Власть тиранов

держится на вероломстве и насилии. Главной причиной смены всех форм

государства Платон считал порчу человеческих нравов.Выход из порочных

состояний общества он связывал с возвратом к изночальному строю--правлению

мудрых.

Диалог “Законы” является последним сочинением Платона. В нем он изображает

“второй по достоинству” государственный строй, приближая его к реальной

действительности греческих полисов.

Основные отличия диалога “Законы” от диалога “Государство” таковы.

Во-первых,Платон отказывается от коллективной собственности философов и

воинов и устанавливает для граждан единый порядок пользования имуществом.

Земля является собственностью государства.Она делится на равные по

плодородию участки.Каждый гражданин получает земельный надел и дом ,

которыми пользуется на правах владения. Все остальные виды имущества

граждане могут приобретать в частную собственность , но ее размеры

ограничены.

Во-вторых, деление граждан на сословия заменяется градацией по

имущественному цензу.Политические права граждане приобретают в зависимости

от размеров имущества, звписавшись в один из четырех классов. Разбогатев

или обеднев, они переходят в другой класс.Все вместе граждане образуют

правящую верхушку. Помимо занятий в собственном хозяйстве им вменяется в

обязанность служба в войске, отправление тех или иных государственных

должностей, участие в совместных трапизах, жертвоприношения...

В-третьих, производственные потребности земледелия предполагается теперь

полностью обеспечить за счет рабского труда. Вместе с признанием рабства у

Платона появляется и ипренебрежительное отношение к производительному труду

. Предвидя выступления невольников,Платон советует землевладельцам

приобретатькак можно меньше рабов одной национальности и не провоцировать

их недовольство жестоким обращением.

В-четвертых, Платон подробно описывает в диалоге организацию

государственной власти и законы наилучшего строя.

Идеальным государственным устройством Платон называет правление, где

совмещены начала демократии и монархии. К таким началам относятся:

демократический принцип арифметического равенства (выборы по большенству

голосов) и монархический принцип геометрического равенства(выбор по

заслугам и достоинству). Демократические начала государства находят свое

выражение в деятельности народного собрания.

Все выборные государственные органы и правители обязаны действовать в

точном соответствии с законом.

В диалоге “Законы” Платон писал: “ Я вижу близкую гибель того

государства,где закон не имеет силы и находится под чьей-то властью.Там же

,где закон--владыка над правителями, а они--его рабы, я усматриваю спасение

государства и все блага,какие только могут даровать государствам боги”.

Изложенные в диалогах Платона социально-политические программы являлись с

точки зрения консервативными.



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.