Рефераты. Петрарка - основоположник послесредневекового гуманизма






Петрарка - основоположник послесредневекового гуманизма

ПЕТРАРКА - ОСНОВОПОЛОЖНИК ПОСЛЕСРЕДНЕВЕКОВОГО ГУМАНИЗМА

Возрождение, или Ренессанс ( от фр. renaitre - возрождаться ), одна из

самых ярких эпох в развитии европейской культуры, охватывающая почти три

столетия с середины XIV в. до первых десятилетий XVII в. Это была эпоха

крупных перемен в истории народов Европы. В условиях высокого уровня

городской цивилизации начался процесс зарождения капиталистических

отношений и кризис феодализма, происходило складывание наций и создание

крупных национальных государств, появилась новая форма политического строя

- абсолютная монархия, формировались новые общественные группы- буржуазия и

наемный рабочий люд. Менялся и духовный мир человека. Человек эпохи

Возрождения был охвачен жаждой самоутверждения, великих свершений, активно

включался в общественную жизнь, заново открывал для себя мир природы,

стремился к глубокому ее постижению, восхищался ее красотой. Для культуры

Возрождения характерно светское восприятие и осмысление мира, утверждение

ценности земного бытия, величия разума и творческих способностей человека,

достоинства личности. Гуманизм ( от лат. humanus - человеческий ) стал

идейной основой культуры Возрождения.

Гуманисты выступили против диктатуры католической церкви в духовной

жизни общества. Они критиковали метод схоластической науки, основанный на

формальной логике ( диалектике ), отвергали ее догматизм и веру в

авторитеты, расчищая тем самым путь для свободного развития научной мысли.

Гуманисты призывали к изучению античной культуры, которую церковь отрицала

как языческую, воспринимая из нее лишь то, что не противоречило

христианской доктрине. Восстановление античного наследия не было для них

самоцелью, а служило основанием для решения актуальных проблем

современности, для построения новой культуры. Зарождение ренессансной

литературы во второй половине XIV в. связано с именами Франческо Петрарки и

Джованни Боккаччо. Они утверждали гуманистические идеи достоинства

личности, связывая его не с родовитостью, а с доблестными деяниями

человека, его свободой и правом на наслаждение радостями земной жизни.

Явление Петрарки огромно. Оно не покрывается пусть даже самым высоким

признанием его собственных литературных заслуг. Личность, поэт, мыслитель,

фигура общественная - в нем нераздельны. Вот уже более шестисот лет

человечество чтит великого итальянца прежде всего за то, что он, пожалуй,

как никто другой, способствовал наступлению новой эпохи открытия мира и

человека, прозванной Возрождением.

Франческо Петрарка (1304-1374) был первым великим гуманистом, поэтом и

гражданином, который сумел прозреть цельность предвозрожденческих течений

мысли и объединить их в поэтическом синтезе, ставшей программой грядущих

европейских поколений. Своим творчеством он сумел привить этим грядущим

разноплеменным поколениям Западной и Восточной Европы сознание - пусть не

всегда четкое - некоего духовного и культурного единства, благотворность

которого сказывается и в современный наш век.

Петрарка - родоночальник новой современной поэзии. Его “Книга песен”

надолго определила пути развития европейской лирики, став своего рода

непререкаемым образцом. Если на первых порах для современников и ближайших

последователей у себя на родине Петрарка являлся великим реставратором

классической древности, провозвестником новых путей в искусстве и

литературе, непогрешимым учителем, то, начиная с 1501 года, когда

стараниями Пьетро Бембо и типографщика Альдо Мануцио Ватиканский кодекс

“Книги песен” (“Canzoniere”) был предан широкой гласности, началась эпоха

петраркизма, причем не только в поэзии, но и в области эстетической и

критической мысли. Петраркизм вышел за пределы Италии. Свидетельством тому

“Плеяда” во Франции, Гонгора в Испании, Камоэнс в Португалии, Шекспир и

елизаветинцы в Англии, Кохановский в Польше. Без Петрарки их лирика была бы

не только непонятной для нас, но и попросту невозможной.

Мало того, Петрарка проторил своим поэтическим наследникам путь к

познанию задач и сущности поэзии, познанию нравственного и гражданского

призвания поэта.

В невольно возникающем при чтении Петрарки автопортрете бросается в

глаза черта: потребность в любви. Это и желание любить и потребность быть

любимым. Предельно четкое выражение эта черта нашла в любви поэта к Лауре,

главному предмету сонетов и других стихотворений, составляющих “Книгу

песен”. Любви Петрарки к Лауре посвящено неисчислимое количество ученых и

беллетризованных произведений. Лаура - фигура вполне реальная. Любовь к

ней, как это часто бывает в настоящей поэзии, сублимированная, к концу

жизни поэта несколько приутихшая и едва ли не слившаяся с представлением о

любви райской, идеальной.

Конкретнее в жизни Петрарки любовь к домашним ( матери, брату Герардо,

племяннику Франческо ), к многочисленным друзьям: Гвидо Сетте, Джакомо

Колонна, Джованни Боккаччо и многим другим. Вне дружбы, вне любви к ближним

и вообще к людям Петрарка не мыслил себе жизни. Это накладывало

определенный нравственный отпечаток на все им написанное, привлекало к

нему, повсеместно делало своим, любимым.

Еще одна черта, которую обнажил в себе сам поэт, за которую порой (

особенно на склоне лет ) себя бичевал: это любовь к славе. Не в смысле,

однако, простого тщеславия. Желание славы у Петрарки было теснейшим образом

связано с творческим импульсом. Оно-то в большей степени и побудило

Петрарку заняться писательством. С годами и эта любовь, любовь к славе,

стала умеряться. Достигнув славы беспримерной, Петрарка понял, что она

вызывает в окружающих куда больше зависти, чем добрых чувств. В “Письме к

потомкам” он с грустью пишет о своем увенчании в Риме, а перед смертью даже

готов признать триумф Времени над Славой.

Любопытно, что любовь к Лауре и любовь к Славе между собой не только

не враждовали, но даже пребывали в тесном единении, что подтверждается

устойчивой в поэзии Петрарки сим великой: Лаура и лавр. Но так было до поры

до времени. В годы самоочистительных раздумий Петрарка вдруг почувствовал,

что и любовь к Лауре, и желание Славы противны стремлению обрести вечное

спасение. И вовсе не потому - а это чрезвычайно существенно для Петрарки! -

что они греховны сами по себе. Нет! просто они мешали вести тот образ

жизни, который надежно подвел бы его к спасению. Осознание этого

противоречия повергло поэта в глубокое душевное смятение, умеряемое,

впрочем, писанием трактата. где он пытался со всей откровенностью обнажить

свое душевное состояние.

Конфликт этот был лишь частным случаем конфликта более общего и

философски более значимого: конфликта между многочисленными радостями

земного бытия и внутренней религиозной концепцией.

К земным радостям Петрарка относил прежде всего окружающую природу.

Он, как никто из современников, умел видеть и наблюдать ее, умел

наслаждаться травой, горами, водой, луной и солнцем, погодой. Отсюда и

столь частые и столь любовно написанные в его поэзии пейзажи. Отсюда же и

тяга Петрарки “к перемене мест”, к путешествиям, к возможности открывать

для себя все новые и новые черты окружающего мира.

К несомненным земным радостям относил Петрарка и веру в красоту

человека и могущество его ума. К ним же он относил любое творческое

проявление: будь то в живописи ( его суждения о Симоне Мартини и Джотто ),

в музыке, философии, поэзии и т. д. Но все это таило и множество побочных

соблазнов, которых, по мнению Петрарки, человеку, по слабости его, трудно

избежать. Отсюда и сомнения в абсолютной ценности земных радостей.

Петрарка был поразительно восприимчив ко всему, что его окружало. Его

интересовало и прошлое, и настоящее, и будущее. Поразительна и широта его

интересов. Он писал о медицине и о качествах, необходимых полководцу, о

проблемах воспитания и о распространении христианства, об астрологии и о

падении воинской дисциплины, о выборе жены и о том, как лучше устроить

обед.

Петрарка превосходно знал античных мыслителей, но сам в области чистой

философии не создал ничего оригинального. Критический же его взгляд был

цепок и точен. Много интересного написано им о практической морали.

Сторонясь мирской суеты, Петрарка жил интересами времени, не был чужд

и общественных страстей. Так, он был яростным патриотом. Италию он любил до

исступления. Ее беды и нужды были его собственными, личными. Тому множество

подтверждений. Одно из них - знаменитейшая канцона “Италия моя”. Заветным

устремлением его было видеть Италию единой и могущественной. Петрарка был

убежден, что только Рим может быть центром папства и империи. Он оплакивал

разделение Италии, хлопотал о возвращении папской столицы из Авиньона в

Вечный город, просил императора Карла IV перенести туда же центр империи. В

какой-то момент Петрарка возлагал надежды на то, что объединение Италии

будет проведено усилиями Кола ди Риенцо. Самое страшное для Петрарки -

внутренние раздоры. Сколько усилий он приложил, чтобы остановить

братоубийственную войну между Генуей и Венецией за торговое преобладание не

Черном и Азовском морях! Однако красноречивые его письма к дожам этих

патрицианских республик ни к чему не привели.

Петрарка был не только патриотом. Заботило его и гражданское состояние

человеческого общежития вообще. Бедствия и нищета огорчали его, где бы они

не случались.

Но ни общественные и политические симпатии, ни принадледность к

церковному сословию не мешали основному его призванию ученого и литератора.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.