Рефераты. Переход к информационному обществу: дорога в будущее






способности эффективно использовать имеющуюся информацию. Прежде чем

предпринять

- 4-

какие-то действия, необходимо провести большую работу по сбору и

переработке информации, ее осмыслению и анализу. Отыскание рациональных

решений в любой сфере требует обработки больших объемов информации, что

подчас невозможно без привлечения специальных технических средств.

Возрастание объема информации особенно стало заметно в середине XX в.

Лавинообразный поток информации хлынул на человека, не давая ему

возможности воспринять эту информацию в полной мере. В ежедневно

появляющемся новом потоке информации ориентироваться становилось все

труднее. Подчас выгоднее стало создавать новый материальный или

интеллектуальный продукт, нежели вести розыск аналога, сделанного ранее.

Образование больших потоков информации обуславливается:

( быстрым ростом числа документов, отчетов, диссертаций и т.п., в

которых излагаются результаты научных исследований и опытно -

конструкторских работ;

( постоянно увеличивающимся числом периодических изданий по разным

областям человеческой деятельности;

( появлением данных ( геофизических, медицинских и др. ), записываемых

обычно на магнитных лентах и поэтому не попадающих в сферу действия системы

коммуникации.

Как результат - наступает информационный кризис, который имеет следующие

проявления:

( появляются противоречия между ограниченными возможностями человека по

восприятию и переработке информации и существующими мощными потоками и

массивами хранящейся информации. Так, например, общая сумма знаний менялась

вначале очень медленно, но уже с 1900 г. она удваивалась каждые 50 лет, к

1950 г. удвоение происходило каждые 10 лет, к 1970 г. - уже каждые 5 лет, с

1990 г. - ежегодно;

( существует большое количество избыточной информации, которая

затрудняет восприятие полезной для потребителя информации;

( возникают определенные экономические, политические и другие социальные

барьеры, которые препятствуют распространению информации. Например, по

причине соблюдения секретности часто необходимой информацией не могут

воспользоваться работники разных ведомств.

Эти причины породили весьма парадоксальную ситуацию - в мире накоплен

громадный информационный потенциал, но люди не могут им воспользоваться в

полном объеме в силу ограниченности своих возможностей. Информационный

кризис поставил общество перед необходимостью поиска путей выхода из

создавшегося положения. Внедрение компьютеров, современных средств

переработки и передачи информации в различные сферы деятельности послужило

началом нового эволюционного процесса, называемого информатизацией, в

развитии человеческого общества, находящегося на этапе индустриального

- 5 -

развития. ( Информатизация общества - организованный социально -

экономический и научно - технический процесс создания оптимальных условий

для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан,

органов государственной власти, органов местного самоуправления,

организаций, общественных объединений на основе формирования и

использования информационных ресурсов.)

Информатизация общества является одной из закономерностей современного

социального прогресса. Этот термин все настойчивее вытесняет широко

используемый до недавнего времени « компьютеризация общества ». При

внешней схожести этих понятий они имеют существенное различие.

При компьютеризации общества основное внимание уделяется развитию и

внедрению технической базы компьютеров, обеспечивающих оперативное

получение результатов переработки информации и ее накопление.

При информатизации общества основное внимание уделяется комплексу мер,

направленных на обеспечение полного использования достоверного,

исчерпывающего и своевременного знания во всех видах человеческой

деятельности.

Таким образом, « информатизация общества » является более широким

понятием, чем « компьютеризации общества », и направлена на скорейшее

овладение информацией для удовлетворения своих потребностей. Информатизация

на базе внедрения компьютерных и телекоммуникационных технологий является

реакцией общества на потребность в существенном увеличении

производительности труда в информационном секторе общественного

производства, где сосредоточено более половины трудоспособного населения.

Так, например, в информационной сфере США занято более 60% трудоспособного

населения, в СНГ - около 40%.

Опыт информатизации и перспективные идеи

В настоящее время все страны мира в той или иной степени осуществляют

процесс информатизации. Неправильно выбранная стратегия информатизации или

ее недостаточные динамизм и мобильность могут привести к существенным, а

подчас драматическим изменениям во всех сферах жизни страны. Как известно,

первая страна, которая начала информатизацию, - это США. Другие промышленно

развитые страны мира, поняв перспективность и неизбежность этого

направления, достаточно быстро сориентировались и стали наращивать темпы

внедрения компьютеров и средств телекоммуникаций. В настоящее время вся

деловая и политическая пресса США полна бесконечных дискуссий о потере

рынков сбыта этой страной в компьютерной и микроэлектронной областях за

счет вытеснения США другими развитыми странами ( Японией, Германией и др.).

- 6 -

В большинстве развитых стран понимают, что без чрезвычайных усилий

отставание в области информационных и коммуникационных технологий может

стать необратимым для их развития в целом. Руководители некоторых стран

« третьего мира » с нарастающей тревогой наблюдают за все большим

отставанием их от промышленно развитых стран, осуществляющих

информатизацию. Это может привести к тому, что страна будет восприниматься

как сырьевой придаток сообщества информационно и промышленно развитых

стран. Это в полной мере относится и к России.

В любой стране, независимо от уровня ее развития понимают в той или иной

мере неизбежность и необходимость претворения в жизнь идей информатизации

общества. Многие страны имеют национальные программы информатизации с

учетом местных особенностей и условий. Однако при создании и внедрении

таких программ следует опираться на опыт передовых стран, учесть их успехи

и неудачи, отразить в них существующие и перспективные тенденции

информатизации.

Результатом процесса информатизации является создание информационного

общества, где манипулируют не материальными объектами, а символами, идеями,

образами, интеллектом, знаниями. Если рассмотреть человечество в целом, то

оно в настоящее время переходит от индустриального общества к

информационному.

Для каждой страны ее движение от индустриального этапа развития к

информационному определяется степенью информатизации общества.

Роль средств массовой информации

Одной из отличительных особенностей жизни в современном обществе

является гигантское развитие средств массовой информации. Поставленные

современными научно-техническими разработками на качественно новый уровень

и объединенные средствами связи в мировые информационно-коммуникационные

сети, они оказывают чрезвычайно сильное влияние на психологию громадной

массы людей во всем мире. Особенно сильно и отчетливо это обнаруживается в

наиболее развитых странах Западной Европы, США, Японии, Великобритании. С

помощью средств массовой информации возможно манипулирование общественным

мнением, создание необходимых психологических предпосылок для формирования

политических решений в различных сферах деятельности.

Развитию средств массовой информации во многом способствует процесс

информатизации общества. Появление новых технических средств,

информационных технологий и др. обеспечивает своевременный сбор,

накопление, оперативную обработку и передачу информации в любую точку

- 7 -

мирового пространства. Как следствие, становится возможным принятие

оперативных решений и целенаправленных воздействий на общество. Это одна из

причин, вследствие которых правительства наиболее передовых стран в

последние годы стали уделять большое внимание развитию информационной сферы

производства. Наряду с позитивным влиянием информатизации общества на

средства массовой информации существует и негативное. Так, ряд ученых во

многих странах заявляют, что технический прогресс в сфере массовой

коммуникации служит в некоторых случаях социальному регрессу общества, так

как порой разрушает веками создаваемые социальные коммуникационные связи.

В свою очередь, и средства массовой информации могут оказывать влияние

на процесс информатизации общества, рекламируя новые информационные

продукты и услуги, формируя общественное мнение о приоритетности этого

процесса по сравнению с другими, о первостепенной важности проводимых

мероприятий по его интенсификации, о роли информационной сферы в модели

будущего информационного общества.

Об информационной культуре

В период перехода к информационному обществу кроме решения описанных

выше проблем необходимо подготовить человека к быстрому восприятию и

обработке больших объемов информации, овладению им современными средствами,

методами и технологией работы. Кроме того, новые условия работы порождают

зависимость информированности одного человека от информации, приобретенной

другими людьми. Поэтому уже недостаточно уметь самостоятельно осваивать и

накапливать информацию, а надо научиться такой технологии работы с

информацией, когда подготавливаются и принимаются решения на основе

коллективного знания. Это говорит о том, что человек должен иметь

определенный уровень культуры по обращению с информацией. Для отражения

этого факта был введен термин информационная культура.

Информационная культура - умение целенаправленно работать с информацией

и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерную

информационную технологию, современные технические средства и методы.

Для свободной ориентации в информационном потоке человек должен обладать

информационной культурой как одной из составляющих общей культуры.

Информационная культура связана с социальной природой человека. Она

является продуктом разнообразных творческих способностей человека и

проявляется в следующих аспектах:

( в конкретных навыках по использованию технических устройств;

( в способности использовать в своей деятельности компьютерную

информационную технологию;

- 8 -

( в умении извлекать информацию из различных источников: как из

периодической печати, так и из электронных коммуникаций, представлять ее в

понятном виде и уметь ее эффективно использовать;

( во владении основами аналитической переработки информации;

( в умении работать с различной информацией;

( в знании особенностей информационных потоков в своей области

деятельности.

Информационная культура вбирает в себя знания из тех наук, которые

способствуют ее развитию и приспособлению к конкретному виду деятельности

( кибернетика, теория информации и др. ). Неотъемлемой частью

информационной культуры являются знание новой информационной технологии и

умение ее применять как для автоматизации рутинных операций, так и в

неординарных ситуациях, требующих нетрадиционного творческого подхода.

В информационном обществе необходимо начать овладевать информационной

культурой с детства, сначала с помощью электронных игрушек, а затем

привлекая персональный компьютер. Для ВУЗов социальным заказом

информационного общества следует считать обеспечение уровня информационной

культуры студента, необходимой для работы в конкретной сфере деятельности.

Причем наряду с изучением теоретических дисциплин информационного

направления много времени необходимо уделить компьютерным информационным

технологиям, являющимся базовыми составляющими будущей сферы деятельности.

Качество обучения должно определяться степенью закрепленных устойчивых

навыков работы в среде базовых информационных технологий при решении

типовых задач сферы деятельности.

В информационном обществе центр тяжести приходится на общественное

производство, где существенно повышаются требования к уровню подготовки

всех его участников. Поэтому в программе информатизации следует особое

внимание уделить информатизации образования как направления, связанного с

приобретением и развитием информационной культуры человека. Это, в свою

очередь, ставит образование в положение « объекта » информации, где

требуется так изменить содержание подготовки, чтобы обеспечить будущему

специалисту не только общеобразовательные и профессиональные знания в

области информатики, но и необходимый уровень информационной культуры.

Повсеместное внедрение персонального компьютера во все сферы народного

хозяйства, новые его возможности по организации « дружественной »

программной среды, ориентированной на пользователя, использование

телекоммуникационной связи, обеспечивающей новые условия работы

специалистов, применение информационных технологий для самой разнообразной

деятельности, постоянно растущая потребность в специалистах, способных ее

осуществлять, ставят перед государством проблему по пересмотру всей системы

подготовки на современных технологических принципах. В нашей

- 9 -

стране решение этой проблемы находится на начальной стадии, поэтому

целесообразно учесть опыт наиболее развитых стран, где этот процесс уже

получил значительное развитие.

- 10 -

Список используемой литературы:

1) Блюменау Д.И. Информация и информационный сервис. - М.:Наука,1989.

2) Информационные ресурсы России. - М.:Росинформресурс,1996

3) Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. - М.:Политическая

литература,1990.

4) Урсул А.Д. Информатизация общества. - М.:1990.

5) Голицын Г.А., Петров В.М. Информация.Поведение.Творчество. -

М.:Наука,1991.

6) Фигурнов В.Э. IBM PC для пользователя. - М.:Инфра-М,1995.

7) Кушниренко А.Г. и др. Основы информатики и вычислительной техники. -

М.: Просвещение,1990.

8) Бауэр Ф.Л. Информатика. - М.:Мир,1990

9) Подшивки журналов:

Компьютер пресс,

Компьютерра,

Мир ПК за 1996-1998.

10) Словарь современных компьютерных терминов.

- 11 -

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.