Рефераты. Основы философии (Шпаргалка)






идеалистич. трактовку, при кот. ч-к рассматривается прежде всего как

духовное существо. По Ф., тело в его целостности как раз и составляет

сущность чел-ского Я; дух. начало в ч-ке не м. быть отделено от телесного,

дух и тело - две стороны той реальности, которая называется организмом.

Чел. природа толкуется Ф. преимущ. биологически, и отдельный индивид для

него - не исторически-духовное образование, как у Гегеля, а звено в

развитии человеч. рода. Маркс, признавая важное историч. значение мат-ма

Ф., особенно его критику религии, в то же время отмечал, что у Ф. “человеч.

сущность может рассматриваться только как “род”, как внутр. всеобщность,

связующая множество индивидов только природными узами”. По Марксу, ч-к явл.

историч. и соц. существом, а потому его сущность “не есть абстракт,

присущий отдельному индивиду. В своей действит-сти она есть совокупность

всех обществ. отношений”. Т.к. обществ. жизнь людей является по существу

практической, Ф., упускает из виду роль практики как в ходе историч. жизни

человека, так и в процессе познания. Критикуя идеалистическую трактовку

познания и недовол. абстрактным мышлением, Ф. апеллирует к чувств.

созерцанию, полагая, что ощущение составл. единств. источник познания.

Только то, что дано нам через органы чувств - зрение, слух, осязание,

обоняние обладает подлинной реальностью. С пом. орг. чувств мы познаем как

физич. объекты, так и психич. состояния других людей; не признавая никакой

сверхчувств. реальности, Ф. отверг. и возможность чисто отвлеченного

познания с пом. разума. Антропологич. принцип Ф. в теории познания выр. в

том, что он по-новому интерпретирует само понятие “объект”. По Ф. понятие

объекта первоначально формируется в опыте чел. общения, поэтому первый

объект для ч-ка - это другой человек. Любовь к другому ч-ку есть путь к

признанию его объ. сущ-я, а тем самым к признанию сущ-я вообще внешних

вещей. Из внутр. связи людей, основанной на чувстве любви, возникает

альтруистич. мораль, кот., по Ф., должна встать на место иллююзорной связи

с Богом. Любовь к Богу есть лишь отчужденная, ложная форма подлинной любви

к другим людям. Антроп. мат-м Ф. возник как реакция на идеализм, и прежде

всего на учение Гегеля. Ф. встал на защиту именно природно-биологического

начала в человеке.

18. Философские взгляды Беркли и Юма

Чел-к пытается найти ответ на наиб. общие и глуб. вопр.: что предст. собой

окр. мир и каково место и предназн. ч-ка в мире? Что лежит в основе всего

существ-го: матер./дух.? Подчинен ли мир к-л законам? Может ли ч-к познать

окр. мир, что предст. собой это познание? Дж. Беркли - представ. субъ.

идеализма. Осн. соч.: “Опыт новой теории зрения”, “Трактат о началах чел.

знания". Ф. учение Б. проникнуто стремл. опровергнуть матер-м и дать

обоснование религии. Выступил с критикой понятия материи как веществ.

основы (субстанции) тел. Согласно Б., в основе понятия материи лежит

допущение, будто ч-к может, отвлекаясь от частных свойств вещей, образовать

отвлеченную идею общего для них веществ. субстрата. Однако это, по Б.,

невозможно: у нас нет и не может быть чувств. восприятия материи как

таковой; наше восприятие каждой вещи разлагается без остатка на восприятие

известной суммы отд. ощущений - “идей”. Для вещей “быть” всегда означ.

“быть в восприятии”. Б. утверждал, что наш ум может образовать общую идею

вещи, но не общую идею материи, в каковой вообще не нуждаются ни наука, ни

ф., т.к. идея материи ничего не прибавляет к свойствам вещей сверх того,

что может дать чувств. восприятия. Используя метафизич. односторонность

номинализма, отвергавшего объективность общего в единичных вещах, Б.

выступил с отрицанием реальности универсалий и самой возможности абстр.

понятий. Номинализм Б. смыкается с эмпирич. ограниченностью, с недооценкой

рационального познания. Б. выступил против различения первичных и вторичных

качеств: все качества вторичные, т.к. бытие их целиком сводится к

способности быть воспринимаемыми. Признав ошибочной идею разделении

первичных и вторичных качеств, Б. отрицал и основанную на ней идею материи

как субстанции. Отвергнув бытие материи, Б. признавал существование только

духовного бытия, к-рое он делил на “идеи” и “души”. “Идеи”, воспринимаемые

нами субъ. кач-ва - пассивны, непроизвольны; содержание наших ощущений и

восприятий не зависит от нас. Напротив , “души” деятельности активны. Все

“идеи” сущ. только в душе (как мысли и страсти, так и различные ощущения).

“Идеи” не м. быть копиями или подобиями внешн. вещей: “идея” м. быть сходна

только с “идеей”. Пытаясь отвергнуть неизбежные для субъективного идеализма

выводы, Б. утверждал, что воспринимающий субъект - не один, и вещь, к-рую

перестал воспринимать один субъект, может восприниматься др. субъектами. Но

даже если бы все субъекты исчезли, вещи продолжали бы существовать как

сумма “идей” в уме Бога - субъекта, к-рый вечно существует и “вкладывает” в

сознание отд. субъектов содержание их ощущений. Учение Б., явл. реакцией на

механистич. материализм и эмпирич. естествознание 17 - 18 вв.

Теория познания Юма сложилась в результате переработки им материалистич.

теории познания Локка и субъ. идеализма Беркли в духе агностицизма.

Агностицизм Ю. оставлял теоретически открытым вопрос, сущ. ли матер.

объекты, вызывающие наши впечатления. Первичными восприятиями Ю. считал

непосредств. впечатления внеш. опыта (ощущения), вторичными - чувств.

образы памяти (“идеи”) и впечатления внутр. опыта (аффекты, желания,

страсти). Поскольку Ю. считал проблему отношения бытия и духа теор.

неразрешимой, он заменил ее пробл. зависимости простых идей (т. е.

чувственных образов памяти) от внеш. впечатлений. Образование сложных идей

толковал как психологич. ассоциации простых идей друг с другом. С

убеждением Ю. в каузальном характере процессов ассоциирования связан центр.

пункт его гносеологии - учение о причинности. Поставив проблему

объективного сущ-я прич.-следств. связей, Ю. решил ее агностически;

полагал, что их сущ-ние недоказуемо, т. к. то, что считают следствием, не

содержится в том, что считается причиной, логич. из нее невыводимо и не

похоже на нее. Психологич. механизм, вызывающий убеждение людей в объ. сущ-

ии причинности, основан, по Ю., на восприятии регулярного появления и

следования во времени события “Б” после пространственно смежного с ним

события “А”; эти факты принимаются за свидетельство необходимого порождения

данного следствия причиной; но это - ошибка, и она перерастает в устойчивую

ассоциацию ожидания, в привычку и в “веру”, что в будущем всякое появление

“А” повлечет за собой появление “Б”. Если, по Ю., в науках о природе

убеждение в сущ-ии причинности основано на внетеоретич. вере, то в области

наук о психич. явлениях каузальность бесспорна, т.к. она действует как

порождение идей впечатлениями и как мех-м ассоциирования. По Ю.,

каузальность сохраняется в тех науках, к-рые удается превр. в ветвь

психологии, что он и стремился осуществить в отнош. гражд. истории, этики и

религиеведения. Используя критику понятия субстанции, развитую Беркли, Ю.

выступил с критикой понятия духовной субстанции. Личность, по Ю., есть

“связка или пучок разл. восприятий, следующих друг за другом.” Критика дух.

субстанции перерастала у Ю. в критику религ. веры, к-рой он противопоставил

привычки обыденного сознания и расплывчатую “естеств. религию”. Религ.

вера, по Ю., произошла от страха людей за свое “земное” будущее. Ю. остро

критиковал церковь. В основе этики Ю . - концепция неизменной человеч.

природы. Ч-к по Ю.- существо слабое, подверженное ошибкам и капризам

ассоциаций; образование приносит ему не знания, но привычки. Ю. считал, что

моральн. оценки проистекают из чувства удовольствия. От этого гедонистич.

принципа Ю. перешел к утилитаризму, но в поисках мотивов, к-рые заставили

бы людей следовать требованиям “обществ. блага”, обратился к альтруистич.

чувству общечеловеч. “симпатии”, к-рое призвано умерить крайности

индивидуализма. Эстетика Ю. сводилась к психологии художеств. восприятия;

прекрасное он преимущ. толковал как эмоц. реакцию субъекта на факт практич.

целесообразности объекта.

*31. Историко-филос. становл. кат. “материя” и ее методолог. знач.

Мир явл. материальным. Он сост. из разл. предметов и процессов, которые

превр. друг в друга, возник. и исчез., отражаются в сознании, существуя

независимо от него. Ни один из этих предметов, взятый сам по себе, не м.

быть отождествлен с материей, но все их многообразие, включая их связи,

составляет мат. дейст-сть. В домарксовском материализме материя часто

поним. как нечто существующее наряду с вещами, как некот. телесность,

праматерия, из кот. возникают и в кот. исчезают конкр. вещи. Диалект. мат-м

развивает иное представление о субстанциональности материи, рассматривая ее

как бесконечно развивающееся многообразие единого мат. мира. С этой точки

зрения материя сущ. только в многообразии конкретных объектов, через них, а

не наряду с ними. Категория материи является фундаментальным философским

понятием. Диалектико-материалистич. определение этого понятия было дано

Лениным в книге “Мат-м и эмпириокр-м”: “Материя есть ф. категория для

обозначения объ. реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая

копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя

независимо от них.” В этом определении выделено 2 осн. признака: 1) материя

сущ. независ. от сознания; 2) она копируется, фотографируется, отображается

ощущениями. 1я х-ка озн. признание первичности материи по отн. к сознанию,

вторая - признание принципиальной познаваемости мат. мира. Т.о. опр.

материи предстает как сжатая, свернутая формулировка материалистического

решения ОВФ. Сл., оно сразу позволяет провести разграничительные линии

между материализмом, с одной стороны, и идеализмом и агностицизмом - с

другой. Вместе с тем ленинское определение материи заключает в себе и такое

содержание, которое отличает диалектическое понимание мира от

метафизического. В этом определении отсутствуют ссылки на конкретные

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.