переработала их, включив в новые мыслительные схемы и наполнив новым
содержанием.
Не менее своеобразным, чем отношение к мифу, оказалось у древних
греков и отношение к усвоенным на Востоке зачаткам положительных
знаний о природе. И в Вавилоне и в Египте знания эти, возникшие из
практических нужд техники, торговли, путей сообщения, передавались
обычно в том виде, в каком были почерпнуты в процессе практического
освоения, без сколько-нибудь детального теоретического и логического
обоснования. Напротив, древние греки уже в космологических и
физических построениях V в. до н. э. обнаруживают поразительную
склонность к обоснованию выдвигаемых или используемых положений.
Так, элементарные истины алгебры и геометрии, сформулированные
вавилонянами и египтянами как тезисы, обнаруживают у греков
тенденцию превращаться в доказываемые теоремы. Своеобразной чертой
античной философии была связь её учений с учениями о природе, из
которых впоследствии развились самостоятельные науки: астрономия,
физика, биология. В VI и даже в V вв. до н. э. философия ещё не
существовала отдельно от познания природы, а знание о природе –
отдельно от философии. Однако особенность античной философии в том,
что внутри нерасчлененного единства зачаточных философских понятий и
понятий научных воззрений, относящихся к природе, играют роль во
многих отношениях решающую: первые греческие философы были не только
первыми математиками, физиками, астрономами, физиологами, их научные
представления о мире вместе с тем определяли свойственную для них
постановку и решение философских вопросов. И для науки древних
греков, и для античной философии характерно обилие почти
одновременно возникших научных гипотез и типов философских учений.
Объясняется это тем что при рано возникшей острой научной пытливости
древние греки могли удовлетворять её только в тех условиях и
границах, которые предоставляло им слабое развитие техники и почти
полное отсутствие эксперимента. Для античного рабовладельческого
общества характерно пренебрежительное отношение рабовладельцев к
физическому труду. Отношение это и сравнительная дешевизна рабской
рабочей силы слабо стимулировали развитие техники и становление
обусловленного техникой научного эксперимента. Следствие этого
основными способами научного исследования были только наблюдения и
опиравшиеся на наблюдение, но не допускавшие экспериментальной
проверки аналогия и гипотеза. Так как при разработке гипотезы мысль
идет от действия к его причине, а одно и то же действие может
вызываться различными причинами, то в условиях невозможности
экспериментальной проверки в умах различных мыслителей,
принадлежавших к высокоодаренному народу, возникали различные
гипотезы об одних и тех же явлениях природы. Для философии это
многообразие гипотез означало многообразие типов философского
объяснения мира. Так, уже в V в. до н. э. , после того как элейцы
обосновали мысль о вечности истинно- сущего бытия которое не может
ни возникать, ни исчезать, появились космогонические и физические
гипотезы Эмпедокла, Анаксагора и атомистов Левкиппа и Демокрита в
которых по-разному объяснялось происхождение миров и в которых
выдвигались различные догадки о природе и свойствах материальных
частиц, образующих своими сочетаниями все вещи. Разнообразие
возникавших в Древней Греции типов философских учений сделала
античную философию школой философского мышления для всех последующий
времен.
2. Рождение первых философских диалектических идей
Философия начиналась с поиска ответа на вопрос, уже
поставленный до неё в мифологии, - о происхождении мира. Философия
сформулировала его в более чистом теоретическом виде и сумела найти
принципиально новое решение с помощью учения о первоначале.
Идея первоначала была выдвинута первыми греческими философами,
представителями Милетской школы: Фалесом (конец VII – пер. пол.
VI вв. до н. э.), Анаксименом (VI в. до н. э.), Анаксимандром (VI в
до н. э.) и Гераклитом из Эфеса (544 или 540 – 480 гг. до н. э.).
Первоначало мыслилось им как нечто единое с природой. Сама природа,
а не что–то неприродное рассматривается ими как причина всего
сущего.
Указания на первоначало означало переход от мифологического к
философскому мышлению – выделялось всеобщее. Однако на первых парах
это всеобщее было представлено не в понятийной, а в наглядной форме:
Фалес таким началом считал воду, Анаксимен – воздух, Гераклит –
огонь. Вода, воздух, огонь, в дальнейшем стихии Эмпедокла (земля,
вода, воздух, огонь) были символами всеобщего. Они были не просто
вещественными, но также и разумными, даже божественными. Вода Фалеса
– это философское переосмысление мифологического Океана, огонь
Гераклита – не просто огонь, а огнелогос – разумный, вечный и
божественный космический огонь.
Соединив в первоначале субстанциальную основу (то, что является
причиной возникновения всего) и материальной субстрат (то, из чего
сделаны все вещи), первые греческие философы положили конец
теогонической трактовке мира, так как миф был заменен логосом,
разумным словом, философским понятием.
> Всё последующее развитие античной философии было спором о
первоначале, последовательным развертыванием мышления о всеобщем.
Натурфилософское представление о первоначале было внутренне
противоречивым и в дальнейшем тупиковым ходом развития мысли. Сразу
возникали вопросы: почему, на каких основаниях отдается предпочтение
тому или иному началу – воде, воздуху, огню или сразу четырём
стихиям, можно ли объяснить всю природу при помощи её части – ведь
природа не может быть и тем, что объясняется, и принципом
объяснения.
> В философском мировоззрении древних греков значительное место
принадлежало и диалектическим идеям. Сама концепция первоначала как
единой основы мира во всем его многообразии содержала диалектический
подход к миру, который наиболее ярко проявился у Гераклита.
Идея борьбы противоположных начал сочеталось у Гераклита с
мыслью о вечности происходящих в мире изменений, символизируемых в
образе потока, течения реки. Высказывания Гераклита «всё течет, все
изменяется» и Кратило «нельзя дважды войти в одну и ту же реку»
давно вошли в философскую культуру.
Диалектика Гераклита ещё не была выражена в понятиях, а
строилась на основе наглядных, предельно конкретных, чувственно
достоверных образах-понятиях и смыслообразах.
Зарождающаяся греческая философия хотя уже вышла на уровень
философских проблем, но ещё не была философией в собственном смысле
слова, а протофилософией или предфилософией. Для нее было характерно
наличие многих образов мифологии, не разработанность собственной
философской терминологии, отсутствие философской аргументации.
3. От протофилософии к философии: единство и множественность
бытия
Труды философов Элейской школы (Элеатов), основателем которой
был Ксенофан (р.ок 570 г. до н. э.), а главными представителями –
Парменид (р.ок 540 г до н. э.) и Зенон (р.ок 480 – 430 гг. до н.
э.), ознаменовали переход от протофилософского к философскому
знанию. Элиаты сделали серьёзный шаг вперед от некритически-
нерасчлененного мышления первых философов к логическому прояснению
сложившихся философских представлений и выработке новых философских
понятий.
Парменид впервые выработал философское понятие «бытие». Он также
поставил вопрос о том, как можно мыслить бытие, в то время как его
предшественники мыслили бытие, не задумываясь об этом.
В центре внимания Парминида были проблемы соотношения бытия и
небытия, бытия и мышления. На вопрос о соотношении бытия и небытия
Парменид отвечал: бытие есть, а небытия нет. Он впервые применил
доказательство для обоснования своего тезиса. То, что есть, можно
выразить в мысли; То, чего нет, выразить в мысли нельзя. Небытие
невыразимо, непознаваемо, недоступно мысли, потому оно и есть
небытие. Ибо, по Пармениду, «одно и то же есть мысль и бытие».
Бытие – это то, что всегда есть; Оно едино и вечно – вот главные
его признаки. Вечность бытия и его единство для Парменида неразрывно
связаны. То, что у бытия нет ни прошлого ни будущего, как раз и
означает, что оно едино, тождественно себе. Вечное, единое,
неделимое бытие, по Пармениду, неподвижно. Ибо откуда взяться
движению из того что не изменяется?
Невозможность движения доказывал последователь Парменида Зинон в
своих апориях «Дихотомия», «Ахиллес и черепаха», «Стрела»,
«Стадион». Логика доказательств Зенона следующая: мыслить движения
нельзя, так как мысль о возможности движения приводит к
противоречиям. А то, что нельзя мыслить, не существует.
В атомистическом учении Демокрита (460-370 гг. до н. э.) была
выдвинута идея множественного первоначала, которая позволяла мыслить
движение, возникновение и уничтожение вещей. Демокрит исходил из
того, что, не только бытие, но и небытие существует. При этом он
представлял бытие в виде атомов (мельчайших, неделимых, невидимых
частиц), а небытие как пустоту. Движением атомов Демокрит объяснял
те свойства чувственного мира, которые элиаты объявили пустой
видимостью – изменчивость всех предметов и явлений.
В концепции Демокрита атом рассматривался одновременно и как
материальная причина существования вещей, и как их сущность,
невидимая зрением, но постигаемая умом.
На основе атомистической гипотезы предлагалось решение целого
ряда философских проблем. Прежде всего объяснялось единство мира –
мир един, так как основу его составляют атомы. Далее, давалось
решение проблемы множественности вещей и состояний мира. На основе
принципа атомизма стало возможным объяснить образование множества
разнообразных вещей путем различных сочетаний атомов. Наконец,
атомизм объяснял процессы возникновения и уничтожения вещей как
процессы соединения и разъединения атомов. Атомы вечны, а их
сочетание носят временный, преходящий характер. К концу V века до н.
э. учение атомистов представляло собой последнюю и наиболее
теоретически развитую форму классической натурфилософии, которая уже
завершала свое развитие и приходило к саморазложению.
ВЫВОД
Обозревая общую историю античной философии, мы приходим к одному
непреложному выводу, который не делается у многих исследователей только
потому, что большинство излагателей заканчивает период античной философии
Аристотелем с игнорированием последующей философии, а эта последующая
античная философия заняла ещё почти целое тысячелетие. Но какой же вывод мы
должны делать, если иметь ввиду не только первые два века античной
философии, но и всё её тысячелетнее существование?
А) Вывод этот заключается в том, что античная философия началась с
мифологии и кончилась тоже мифологией. Но та мифология, которая была
вначале, была мифологией, нерасчлененной в идеологических понятиях, была
полностью слитной в этом отношении, была мифологией дорефлективной. В связи
с наступлением эпохи рефлективного мышления (а это эпоха началась в связи с
разделением умственного и физического труда, т. е. в связи только с
рабовладельческой формацией) мифология в качестве цельной и нераздельной
уже стала трактоваться в античности как преодоленный и уже архаический
период. В связи с этим античное сознание уже шло от мифа к логосу, т. е. от
единого и целостного чувственно-материального космоса к его построению на
основах разума.
Б) Однако отдельные элементы, из которых состоял древний миф, в конце
концов тоже приходили к своему исчерпанию, и возникала потребность снова
объединить все эти отдельные моменты мифа, но объединить их уже на основе
разума. А так как миф весь состоял из противоречий, совмещаемых в одно
целое, то новое совмещение этих противоречий, а именно совмещение на основе
разума, необходимым образом становилось диалектикой, а с исчерпанием этой
диалектики наступал конец и самой античной философии.
В) Таким образом, античная философия началась с дорефлективной
мифологии, которую она преодолевала путём рефлексии, и кончилась уже
мифологией рефлективной, т.е. диалектикой. Идеальное и материальное, общее
и единичное, ум и душа, душа и тело – все эти пары противоположностей,
создавшие собою тематику всей античной философии, в конце этой последней
стали диалектически преодолеваться, почему античная философия и кончилась
диалектикой мифа. Поэтому необходимо сказать, что античная философия
началась с мифологии и кончилась мифологией. Но при этом необходимо
строжайше установить, что путь от первобытной, дорефлективной мифологии к
рефлективной мифологии периода высшей античной цивилизации проходил через
разные этапы того, что иначе и нельзя назвать как диалектикой. При этом,
несмотря на мифологическую подоплеку, античная философия проходила через
ряд тончайших диалектических этапов и в конце концов пришла тоже к высшему
торжеству разума в виде строжайше и систематически построенной диалектики.
С исчерпанием исходной мифологии была исчерпана и вся построенная на ней
диалектика, а с исчерпанием диалектики погибла и вся античная мифология.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Асмус В.Ф., Античная философия, Москва «Высшая школа», 1976 г. с 3-
17
2. Богомолов А.С., Античная философия, Московский Университет, 1985г.
3. Лавриненко В.Н., Ратникова В.П., Философия: учебник для вузов.
–М.:ЮНИТИ, 2000 г.
4. Лосев А.Ф., История античной философии, -М.: Черо, 1998 г., с 3-4
Страницы: 1, 2