Рефераты. Основные идеи философского наследия М. Вебера






Основные идеи философского наследия М. Вебера

[pic]

ИСТОPИя ПУБЛИКАЦИИ ТРУДОВ М.ВЕБЕРА. "ХОЗяЙСТВО И ОБЩЕСТВО". 1

ПОНИМАЮЩАя СОЦИОЛОГИя 5

СОЦИОЛОГИя ГОСПОДСТВА. 10

"ПРОТЕСТАНТСКАя ЭТИКА И ДУХ КАПИТАЛИЗМА" 14

ЭТИКА М.ВЕБЕРА. 16

ЗАКЛЮчЕНИЕ 17

ИСТОPИя ПУБЛИКАЦИИ ТРУДОВ М.ВЕБЕРА. "ХОЗяЙСТВО И ОБЩЕСТВО".

Основные идеи философского наследия М.Вебера были выражены в его

труде "Хозяйство и общество". Однако, среди исследователей творчества

Вебера не было полного единства в вопросе о том, что считать его главным

программным произведением. Одни, в лице жены философа - Марьяны Вебер,

считали "Хозяйство и общество" главным трудом философа, другие в лице

Фридриха Тенбруга утверждали, что основная заслуга М.Вебера состоит в

разработке теории социологии религии и хозяйственной этики. Оба тезиса

нельзя ни доказать, ни опровергнуть полностью, ибо не осталось каких-либо

замечаний по этому поводу самого автора.

Итак, самым сильным защитником первой позиции была Марьяна Вебер

- жена философа. Она не просто защищала "Хозяйство и общество", но и

реконструировала это произведение в последнем издании, чтобы показать

фундаментальность этого труда. Можно сказать , что "Хозяйство и общество"

во многом изобретение Марьяны Вебер. Это произведение состоит из двух

частей. Обе части остались незавершенными автором, они представляют собой

набросок будущей книги. Первая часть посвящена особенностям западного

развития капитализма, вторая - историческим вопросам. При этом социализм,

понимаемый как рациональный, считается составной частью западного

развития. Рациональный капитализм и рациональный социализм являются двумя

альтернативами, в которых развивалось общество. Таким образом, по мнению

Марьяны Вебер "Хозяйство и общество" - одна книга из двух частей.

Противоположный кризис заключается в трактовке "Хозяйства и

общества" как дидактического пособия, всего лишь как попытку которая не

была завершена. Но сердцем философского наследия М.Вебера считаются работы,

связанные с хозяйственной этикой и социологией религии. Такой подход

связан с пониманием и изучением М.Вебером социологии как интерпретирующей

исторической науки. По мнению М.Вебера социология занимается пониманием

конкретных исторических событий, действительности, она должна

устанавливать общие правила, но это не цель, а средство, ибо идеал

естественных наук отвергается, как неприемлемый. Но в данном случае

вопрос ставился острее: ошибочно считать книгой "Хозяйство и общество",

когда речь идет о собрании рукописей, об окончательной структуре которых

ничего неизвестно. Собрание очерков по социологии религии - вот куда надо

обращаться за пониманием творчества Вебера. Тенбруг Фридрих, написавший

работу "Прощание с "Хозяйством и обществом" - основной защитник второй

позиции.

Итак, перед нами два противоположных тезиса. Кто же прав?

Безусловно, "Хозяйство и общество" - важное произведение М.Вебера , но и

собрание очерков по социологии религии говорит о многом в творчестве

философа. "Хозяйство и общество" можно назвать главной работой потому, что

она содержит в себе "понимающую социологию", и собрание очерков по

социологии религии также является составной частью этого произведения.

Однако, анализ философского наследия М.Вебера был бы не полон, если бы

мы ограничились только "Хозяйством и обществом". Данная работа представляет

собой один проект, осуществленный в двух вариантах. Первый вариант

написан в 1910-14 годах, другой - в 1919-20 годах. Это означает, что второй

вариант является простым пересмотром первого. А жена М.Вебера

объединила оба варианта в одну книгу. Безусловно, если бы М.Веберу удалось

больше пожить, то ему бы удалось завершить второй вариант своей книги.

В своей социологии религии он дошел до античного еврейства , хотел

написать о раннем христианстве, предполагал сделать акцент на

средневековом христианстве. Таким образом, работа "Протестантская

этика и дух капитализма" получила бы полное обоснование.

Что касается первого и второго варианта "Хозяйства и общества", то

их синтез заключается в том, что эти два произведения - совокупность идей

М.Вебера. Но Тенбург по отношению к Марьяне Вебер прав, что речь идет не

о двух частях одной книги, а о двух вариантах разных книг. Далее мы

попытаемся подтвердить этот тезис.

Несколько слов необходимо сказать об общей тенденции трудов

М.Вебера. Условно можно выделить три периода в творчестве философа. Первый

период (до 1898) - до перелома, связанного с расстройством здоровья

М.Вебера. Заболевание началось в 1898 году и в продолжении четырех лет он

не мог приступить к творческой работе. Именно в эти годы Вебер

переосмысливает истоки и мотивы человеческой деятельности.

Второй период (1903-1910) По свидетельству жены философа М.Вебер

делает в эти годы чрезвычайное открытие: оказывается , специфический

вид рационализма пронизывает экономику и политику. По мнению Вебера над

миром господствует рационализм. Именно рационализм определяет отношения

человека к природе, отношения между людьми, причем господство

рационализма растет вместе с развитием техники и науки . В 1910 году

М.Вебер обосновал рационализм науки и искусства. Это вовсе не значило, что

искусство и наука совмещаются. Истинность, красота, рациональность всегда

будут различны , но вопрос ставился о развитии этих ценностей на Западе. В

третьем периоде (1910-1920) своего творчества М.Вебер занимался разработкой

рациональных основ религии.

В начале своей карьеры М.Вебер работал как историк права и

хозяйства. Существовала исторически сложившаяся школа как права , так и

хозяйства, и М.Вебер придерживался этой школы. Однако, он критически

подходил к тенденции объединения науки, искусства и этики, считая, что

наука имеет не ценностный характер. Для первого периода творчества М.Вебера

характерен интерес к науке: современный и античный капитализм, открытие

торгового общества в средневековье, правовое разделение между личным

имуществом и владением средств производства. Последнее изобретение

М.Вебер считает важным для возникновения современного капитализма.

После болезни, в 1902 году находим новое направление творчества

М.Вебера. Он начинает интересоваться методологическими вопросами.

Безусловно, его личный кризис повлиял на его создание теории капитализма.

В своей жизни М.Вебер очень быстро сделал свою профессиональную

карьеру. Он очень аскетически относился к светскому образу жизни. В

течение нескольких лет в период своей болезни, он не мог творчески

работать, не мог выполнять профессиональные обязанности. М.Вебер осознал

на собственном опыте, к чему может привести "жесткий образ жизни". В

данном случае личный кризис связан с пониманием кризиса предмета. М. Вебер

придерживался точки зрения, что этика, которую он реализовывал в своей

жизни, не могла быть истолкована материалистически. Люди в своей жизни

следуют не только своим эгоистическим интересам. С точки зрения

эгоиста бессмысленно накапливать капитал ради капитала, делать карьеру ради

карьеры, существуют силы, необъяснимые материалистически. С другой

стороны, возникла необходимость защитить логику исторического подхода,

которую он разрабатывал долгое время. В начале 20 века бурно стали

развиваться такие философские течения, как позитивизм и материализм. В это

время для М.Вебера характерны попытки сформировать идеи по ту сторону

материализма и идеализма. Понять человека, действующего не только под

эгидой эгоизма , но как человека способного к действию ради действия -

именно с этой проблемой, связана вера в надличное у М.Вебера.

В третий период своего творчества М.Вебер пытался проанализировать

все формы религии и те способы действия людей, которые они порождают.

Что является особенностью профессиональной этики? Как она возникла? Как ее

можно объяснить? Эти и подобные им вопросы волнуют М.Вебера в этот период

его жизни.

Когда М.Вебер создавал первую часть "Хозяйства и общества" , у него

было желание изложить не отношение идей, а способ действия людей. Это не

было осуществлено по причине второй мировой войны. Но часть материала,

предназначенного для целостного труда было использовано в статьях. По мере

работы над книгой исследование соотношений общества все более сводилось к

каким-то общим понятиям. Теперь исторические события рассматривались во

взаимодействии категорий, и этим отличается вторая часть "Хозяйства и

общества" от первой. Можно сказать, что второй вариант рукописи основан на

первом, ибо первый вариант просто включен во второй.

В 1913 году в письме к своему издателю М.Вебер пишет: "Я

разработал теорию господства, завершенную теорию господства, никогда и

нигде подобного не было". Эта цитата может рассматриваться как один из

последних аргументов того, что уже первый вариант рассматривался как

отдельное произведение. И в этом варианте уже существовала тенденция к

теоритизации господства.

Понимающая социология

Рассуждая о государстве, церкви, других общественных институтах,

мы не имеем ввиду действия отдельных людей. Большие формирования вытесняют

из рассмотрения человеческие мотивы. Однако , особенностью творчества

М.Вебера является то, что он выводит свойства больших структур из

свойств их составляющих.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.