Рефераты. О философии любви






и многое др. все эти виды любви существуют как вместе, так и раздельно.

Например, в половой любви проявляется как страсть, так и нежность, как

привязанность, так и сострадание

Страстной проповедью любви пронизано буквально все христианское

учение. Почти все тексты Нового завета восхваляют, воспевают, всесторонне

внедряя в духовный мир человека любовь к Богу, его творениям. Отцы церкви

на протяжении всей истории христианства проповедовали любовь как

божественный завет. Апостол Павел считает, что любовь возможна только в

браке, следовательно, и брак возможен только в любви. Любовь к ближнему в

Новом завете – необходимое условие любви к Богу.

Любовь к Богу – одно из древнейших светлых и глубоких человеческих

чувств. Оно в основе своей и в своем истоке уже само любовь . В общем виде,

я думаю, что любовь к Богу – это ощущение какого-то особого внутреннего

благоговения перед силой, породившей тебя и тебе подобных. Однако любовь к

Богу истинна только тогда, когда человек искренне любит как своего

ближнего, так искренне уважает врага своего : обоих сотворенных Богом. Не

зря ведь одной из самых главных заповедей, провозглашенных в христианстве

является заповедь, которая гласит : « … возлюби ближнего твоего, как самого

себя. Иной большей сих заповедей нет».

Августин разъяснял, что есть два вида любви: земная (плотская), а

другая – святая любовь, возвышающая людей до небесных высот; при этом он

указывал, что любовь должна составлять основу жизни всех людей и служить им

главным стимулом в познании смысла мира и его первопричины.

Раннехристианские, затем византийские мыслители усматривали в любви

важнейший и универсальный принцип Вселенной, на котором основывалось все ее

духовное и жизненное бытие. По их мнению, только любовь очищала дух

человека от ложных и низменных пристрастий и открывала духовные сокровища в

нем самом, в глубинах его сердца.

Чуть позже, уже у византийских «гуманистов» X – XII вв. наметилось

стремление достигнуть любовного совершенства средневекового человека и

соединение его с божественным началом. Они выработали принципиальное

представление о любви как «каритасе» – сострадании, милосердии, жалости.

При этом христианство проклинало половой акт и благословляло его

последствие – деторождение. Резко осуждая половую любовь как нечто

греховное, они стремились заменить ее чисто духовным видом – «вхождением в

Бога». Это было итогом христианского учения о любви.

«Любовь» в эпоху Возрождения возвратила себе статус жизненной

философской категории. Любовь была возведена во всепроникающую космическую

силу, которая делает человека непобедимым.

В XVII – XVIII вв. происходят существенные изменения в отношении к

любви и ее оценки. Для Гегеля любовь вовсе не уникальное переживание, а

только форма нравственной связи двух индивидов. Конечно, в разные эпохи и у

разных народов это ощущение выглядело по-разному. Но их объединяло то, что

любовь приносит человеку и человечеству не только радость, но и

ответственность. Она не только поднимает, вдохновляет людей, а порой и

требует от них особо нравственных поступков.

В истории философских размышлений о любви, ее смысле и назначении в

истории человечества особая роль принадлежит философам XVIII – XIX вв.

И. Кант был уверен, что любовь играет первостепенную роль в судьбе

человека, т. к. «когда дело касается выполнения долга, а не просто

представления о нем, когда речь идет о субъективной основе действия, в

первую очередь определяющей, как поступит человек (в отличие от объективной

стороны, диктующей, как он должен поступить), то именно любовь, свободно

включающая волю другого в свои максимы, необходимо дополняет несовершенства

человеческой натуры и принуждает к тому, что разум предписывает в качестве

закона»[5].

Мысль о том, что любовь представляет собой ответственность не только

перед собой и за себя, но и перед другими и за других людей, пронизывает

многие произведения философов XIX века.

Уже самые первые признаки любви – восхищение, благоговение, милосердие

– говорят сами за себя. Любят ведь не за что-то, а потому, что по-другому

нельзя. Я считаю, что любовь – это такое состояние человека, когда хочется

дать как можно больше другому, даже отдать самого себя и без остатка. Эта

же мысль подчеркивается в произведении Эриха Фромма «Искусство любить» :

«Наиболее общее определение активного характера любви можно сформулировать

так : любить – значит прежде всего давать, а не получать … Но самое важное

– отдавать не материальные, а специфически человеческие ценности. Что же

отдает один человек другому ? Он делится с ним самим собой, своей жизнью,

самим дорогим, что у него есть. Это отнюдь не значит, что он обязательно

должен жертвовать жизнью ради другого, - просто он делится тем, что есть в

нем живого : своей радостью, своими интересами, своими мыслями, знаниями,

своим настроением, своей печалью – всеми проявлениями своей жизни»[6]

Но нельзя упускать из виду и еще одну сторону любви, формирующую

личность. Отдавая все, что только можно отдать любимому человеку, любящий

стремится к получению ответной реакции – заслужить любовь к себе, т. к.

«если ваша любовь безответна, то есть если ваша любовь не порождает любовь;

если, проявляя свою любовь, вы не добились ответа и не стали тоже любимы, -

значит, ваша любовь немощна, значит, она не удалась» ( К. Маркс )[7].

Для того, чтобы заслужить любовь другого человека к себе, по мнению

автора произведения, необходимо «заботиться, нести ответственность, уважать

и знать», « любовь есть деятельная озабоченность, заинтересованность в

жизни и благополучии того, кого мы любим».

Тема любви всегда была очень близка русской философской мысли. Много

глубоких и удивительных страниц написали о любви Владимир Соловьев, Лев

Толстой, В. Розанов, Николай Бердяев, И. Ильин, С. Франк и многие другие. В

философии любви известного русского религиозного мыслителя Вл. Соловьева

проповедуется интересная мысль об особом смысле любви в нравственном

преображении человека и всего человечества. Качественное преображение

человечества, по Соловьеву, - в красоте. А красота может быть достигнута

только любовью. «Признавая вполне великую важность и высокое достоинство

других родов любви, которыми ложный спиритуализм и импотентный морализм

хотели бы заменить любовь половую, мы видим, что только эта последняя

удовлетворяет двум основным требованиям, без которых невозможно решительное

упразднение самости в полном жизненном общении с другими. Во всех прочих

родах любви отсутствует ил однородность, равенство и взаимодействие между

любящим и любимым, или же всестороннее различие восполняющих друг друга

свойств»[8].

Как видим, на протяжении всей жизни человечества высказывались

различные мнения относительно того, что же такое Любовь и зачем она нужна,

какое значение она имеет для человека. Многие ученые, философы давали

различные ответы на этот непростой вопрос, но сходились они все в одном,

что любовь – это самая таинственная и самая парадоксальная реальность. В

чем же заключается эта реальность, ее философский смысл, каково ее значение

для человека и его духовного развития ?

Глава II. Философский смысл любви

О философском смысле любви говорят многие факты, хотя бы то, что

именно любовь представляет человека как личность и, более того, является

фактором более глубокого, а потому и более осознанного человеческого

формирования. При этом невольно возникают трудности в философском

осмыслении любви из-за того, что она всегда как бы «случается» спонтанно,

«любовь подобна лихорадке, она родится и гаснет без малейшего участия

воли»[9].

Не секрет, что любовь у людей возникает неожиданно и абсолютно ко

всему, что вообще может волновать сердце и ум человека. При этом каждый

человек обладает особым искусством индивидуально любить по-своему. Ведь

каждое любовное чувство, каждое любовное отношение хотя и похожи в своей

основе, но все-таки они совершенно иначе проявляются в повседневной жизни и

необычны по своему содержанию. Любовные проявления бывают очень и очень

уникальными по объекту и по своему содержанию в целом : любовь к родителям,

детям, близким, друзьям, Богу, половая любовь. Все эти и многие другие виды

любви примечательны своей эмоциональной окрашенностью и имеют

индивидуальное значение.

Воспринимается же любовь людьми как божественный дар и даже своего

рода вознаграждение. Человек ведь не может любить по чьей-то указке, как,

наверное, и по собственной воле и желанию в некотором смысле. Она, как гром

среди ясного неба, приходит вдруг и, казалось бы, без каких – либо на то

видимых причин. Все это так, но я считаю, что у настоящей любви есть свои

природные законы, т. е. она возникает только тогда, когда люди постигают

потребность в нежных любовных чувствах, их громадное общечеловеческое и

общественное назначение в сохранении и продолжении рода человеческого.

Философский смысл любви не в статике устроения личной жизни, а в

динамике движения ее, постоянном человеческом самотворчестве. Это очень

важно: нельзя ведь научиться правильно жить, не научившись страстно любить.

Ведь любовь не просто возвышенное чувство или прекрасная эмоция, - это мера

и степень нравственной чистоты человека, которая способна наполнить всю его

жизнедеятельность великим смыслом человеческого бытия. Чистая любовь

свидетельствует о духовной развитости человека. Не зря же говорят, что

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.