Рефераты. Ноосферное будущее человечества






моментально оказался предсказуемым, банальным, бесчувственным. И навязчивым

для самого себя, наперед знающего любой исход.

Наряду с кризисом духовным, конец двадцатого века преподнес нам и

кризис экологический. Он явился обратной стороной бурного развития

технологий, в том числе - информационных, и в отличие от духовного,

переживаемого каждым в отдельности, экологические изменения не просто видны

для всех, они осязаемы. Аномалии в экологии и климате планеты становятся

повсеместными. В Африке идет снег, тают вечные ледники, неизвестно откуда

берущаяся вода заливает целые страны, температура бьет вековые рекорды не

только по величине, но и по скорости изменения. Выделяя очередные суммы на

ликвидацию спонтанных погодных аномалий, мэр Москвы уже помнит телефон

Гидрометцентра наизусть. Сегодня можно с полным основанием говорить, что

погода кончилась. Тысячелетиями выстраивавшиеся схемы планетного климата

нарушены и приобретают непрогнозируемый характер.

На конференции были затронуты и другие угрозы человечества, такие как

исчерпание энергетических ресурсов - фундамента всей цивилизации на

сегодняшний день, глобальное потепление, перенаселение, войны на

религиозной и экономической почве, ускоряющийся рост наркомании и

зараженных ВИЧ, техногенные катастрофы, метеоритные и иные космические

угрозы. Откуда все это взялось в таком количестве, сразу? - Вот, что

хочется воскликнуть в ответ. Мелко шалившее и не знавшее особых бед и

напастей человечество вплоть до конца двадцатого века в веке двадцать

первом оказалось ими плотно окружено. Более того, анализируя каждую из

угроз более детально, используя новейшие достижения современной науки,

неминуемо приходишь к выводу, что существование человечества

непосредственно в этот данный момент - чудо, которого уже могло не быть.

В этом смысле всеобщая эпидемия ожидания конца света, опять-таки, в

последнее десятилетие прошедшего столетия начинает восприниматься как

нечто, не лишенное какого-либо смысла. Все это позволяет сделать вывод о

том, что где-то в начале девяностых современная цивилизация достигла своей

возможной вершины, когда ее достижения еще перевешивали ее же собственный

вред и разрушительность в усредненных ценностных рамках того времени. В

кулуарах конференции указывали девяносто второй год, как дату исторического

и идеологического конца, исчерпания цивилизации, излома ее созидательного

развития, после которого, чисто теоретически, наиболее осознанным шагом

была бы ее жесткая унификация и поэтапный демонтаж.

Однако еще более интересной датой в этом смысле, по единодушному

согласию и эзотериков, и представителей различных областей науки был назван

девяносто девятый год, а именно - день солнечного затмения 11 августа. По

различным оценкам на основании открытия космических, галактических и

вселенских циклов, было установлено и показано, что Земля вошла в область

космоса с иными физическими характеристиками, тесным образом касающимися и

человека. Иной космический микроклимат вполне мог вызвать исчезновение

человечества, как вида. На подобное же заключение указывает и календарь

солнечных циклов цивилизации Майя. Так или иначе, очевидность крайне

деструктивного характера нашей цивилизации в то время уже проявилась в

полной мере - сегодня в здравом уме не признавать его уже просто

невозможно. Особо тяжкое впечатление в этой связи вызвал доклад профессора

А. Федотова, ведущего специалиста в области экономического развития и

прогнозирования, указавшего на то, что через три года коллапс цивилизации,

ее разрушение изнутри из-за необратимого кризиса потребления станет

неизбежной реальностью, если сохранить прежние приоритеты и направление

экономического развития.

На конференции то и дело звучали понятия экологии сознания, экологии

духа. Было признано, что идеологическая конструкция цивилизации не

предусматривает обратной связи и по своему экономическому происхождению

напрочь лишена механизмов торможения. Однако она все же держится на нас и

управляется нами, а значит, вопрос ее управляемости в новых реалиях бытия

решаем. Очевидно, ключом этого решения может стать духовно-экологическое,

ноосферное мировоззрение, в ценностных рамках которого человечество не

может стать угрозой для себя самого же или для своего дома - планеты Земля.

По последним данным исследований энергия мысли человека сопоставима с

энергией звезд, а значит, наше воображение создает не такие уж и

виртуальные миры. Значит простая мечта человека, как высшее проявление

мысли, может спасти Землю и сохранить человечество. Ноосферное

мировоззрение устанавливает приоритетным право человека на мечту.

Энергоинформационная безопасность

Жизнь современного человека далека от идеала. Техногенная цивилизация

опосредовала достижение человеком благополучия, вынудив его оказаться в

замкнутом кругу пустых целей. Человек перестал думать и заботиться

непосредственно о себе - он забыл про себя. Он доверил себя бездушной

технике, превратившись в один большой спрос, порождающий предложения. Их

безотчетное удовлетворение создало иллюзию, создав новый вид человеческой

деятельности - зарабатывание. Эта иллюзия превратила зарабатывание в

несомненное условие самой возможности благополучия сегодня. Но может ли

человек, посвятивший себя чему-то, не имеющему к нему самому никакого

отношения, достичь благополучия? Может ли он купить его на заработанное

таким образом? События 11 сентября в США показали, что это становится

рискованным занятием. Сегодня человек оказался в двойном капкане

цивилизации: он стал чужд самого себя и лишен самой возможности какого-либо

благополучия, поскольку оно может быть лишь индивидуальным, рукотворным, а

идеология пользователя несовместима с мироощущением творца.

Любимая работа - раритет, счастливая семья - небывальщина. Человек

сегодня поставлен в условия, когда аморальность становится для него

единственно доступной степенью свободы, а о благополучии речи уже даже не

идет. Потратить заработанные средства можно лишь на то, что ценностно

идентично пути получения этих средств - этот закон ценностной адекватности

непоколебим и не имеет обратной силы. "Жизньдающий" аспект человеческой

жизни по праву устанавливает ценностный ценз, верхний предел ценностей,

доступных для сознания человека, - человек стоит того, что он делает, того,

что он выбирает как источник для возможности жить. А значит и попытки

наладить жизнь на государственном уровне, или искать лучшей жизни в какой-

либо антигосударственной деятельности, одинаково бесперспективны, поскольку

исходят из ценностей, характерных для данного общества. Идея государства,

на протяжении веков вынашиваемая великими умами, сегодня, в условиях

расцвета технологий и информационной интеграции, когда наконец-то могут

быть созданы условия для полной реализации человеческого, творческого

потенциала, когда каждый человек может стать творцом собственного

благополучия, стала неприступно довлеющей в сознании каждого. Многовековая

идея эффективного государства, давшая нам сегодня технологическую свободу,

грозит погрести под собой общество, поскольку ориентирована, прежде всего,

на сверхустаревшую задачу защиты от конкретного внешнего врага и абсолютно

неприспособленна к новейшим угрозам человечества, поскольку просто

несовместима с идеей духовного становления человека. Идеологическая опора

на противостояние истощает общество в отсутствии объекта противостояния,

который просто не может существовать все время. Отсутствие реального врага

в условиях глобализации превращает любую идеологию, не содержащую понятия

единого человечества, не основанную на ноосферных принципах, в быстро

проявляющуюся утопию. Сегодня все препятствия на пути духовного развития

человека устранены, а значит отсутствие единства человечества, его

конкурентная разрозненность поддерживается искусственно.

Будет хуже - вывод, который на конференции не нуждался в гласном

объявлении, поскольку стал очевиден всем. Устаревшая идея государственности

по инерции будет неограниченно разлагать общество до тех пор, пока оно не

"споткнется" - пока не проявится во всей своей ужасающей реальности новая

угроза, последствия от которой оценивать, возможно, будет уже просто ни к

чему. Пожалуй, впервые никто не страшился фатальной честности сделанного

вывода, но был готов к нему. Осознание своего дела, могущего реально

изменить ход событий, рождало эту уверенность в себе и в важности своей

работы. Очевидность угроз, ясность нового пути и, прежде всего, вера в

самих себя позволили участникам конференции эту честность.

Инертность цивилизации, коренящаяся в идеологической разобщенности

человечества, была названа на конференции главной угрозой его сохранения.

Глобальность этой угрозы была констатирована еще десять лет назад, на

первом Всемирном Саммите по устойчивому развитию в Рио-де-Жанейро,

инициированном ООН. Сейчас, в преддверии очередного саммита, стало

очевидно, что выполнение программы реформ ООН, ориентированных на

достижение устойчивого развития цивилизации, сорвано, что наводит на мысль

о неадекватности предпринятого подхода. Глобальность угроз предполагает

глобальность средств борьбы с ними, но падающий рейтинг и дееспособность

ООН в мире, как самой авторитетной международной организации, заставляет

пересмотреть методологию, направленность и характер действий, необходимость

предпринятия которых перезрела.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.