Рефераты. Ницше и сверхчеловек






Ницше и сверхчеловек

НИЦШЕ И СВЕРХЧЕЛОВЕК

РЕФЕРАТ ЗА КУРС ФИЛОСОФИИ

СТУДЕНТА ГРУППЫ 5ИТ-1-18

Багоцкого Юрия

Преподаватель __________ Рецензент__________

1996 г.

ПЛАН РЕФЕРАТА

I. Введение

1. Что меня привлекает в этой теме. Нетрадиционность

философии Ницше.

2. Актуальность этой темы. Смена рационалистической

теории познания на иррационалистическую. Антропо-

логизм как основа новой “философии жизни”. Пред-

посылки этой философии в античности. Крах “фило-

софии жизни”.

3. Мой способ мыщления.

II. Основная часть

1. Определение темы как философской категории. “Фи-

лософия жизни” как нравственно-этическая. Жизнь

как “переживание”. Человек - мера всех вещей.

2. Волюнтаризм Ницше и А. Шопенгауэра. “Воля к влас-

ти” как критерий поведения. Новая мораль Ницше -

“мораль господ”. Христианство как “восстание рабов

в морали”. Сверхчеловек как субъект новой морали.

3. Вывод. Прообразы сверхчеловека в понимании Ницше. Фашистская

идеология как искажение его философии.

III. Заключение

Список литературы.

РЕФЕРАТ

Трудно сказать, чем меня привлекла философия Ф.Ницше, мне кажется, что

причина - в её новаторстве, нетрадиционности, неординарности, в резких и

категорических, но в то же время своевременных и логически обоснованных.

“Бог умер! Мы его убили - вы и я!”, - говорит Ницше словами “сумасшедшего”

в своей работе “Весёлая наука”. На место бога встаёт человек, но не

обычный, кык мы все, а сверхчеловек - идеал человека, лишённый многих

моральных запретов и наделённый почти неограниченными правами, то, к чему

должен стремиться каждый из “обычных” людей. Мы видим, что философия Ницше

имеет морально-этическую основу, что, на мой взгляд, сегодня очень

актуально и представляет большой интерес не только для философов.

Актуальность “философии жизни” как одного из ответвлений более

широкого направления - иррационализма - была исторически обусловлена.

Появление иррационалисти-ческих взглядов в философии явилось как бы ответом

на кризис в научных методах познания, естествознания. В основе

рационалистического миропонимания лежало понятие “материи” как первоосновы

всех вещей, и все процессы, происходящие в природе объяснялись (точнее,

могли бы быть объяснены) по законам перемещения атомов. Материализм,

выступая от лица науки, претендовал на роль окончательного “научного

мировоззрения”. И хотя на его основе возник также и “диалектическй

материализм”, старательно не замеченный буржуазными критиками рационализма

XIX в., но “кризис в физике” в этот период, хотя и давший последнему новые

подтверждения, роковым образом сказался на некоторых сторонах гносеологии

естественноисторического материализма этого времени.

В борьбе с материализмом “философы жизни” попытались использовать

несводимость биологических явлений к законам классической механики. Понятие

материи было заменено понятием “жизнь”, ”живая материя”, которая в

философском истолковании имеет значение психики, переживания. Рациональные

субъектно-объектые отношения заменяются субъектно-субъектными, человек

начинает рассматриваться как субъект общения. Таким образом, “философия

жизни”, как и иррационализм вообше, противо-поставляет гносеологическому

подходу рационализма аксиоло-гический, в основе которого лежат установки

антропологизма.

Предпосылки антропологизма можно встретить ещё и в античной

философии, в таких учениях, как, например, софизм, для которого человек -

единственное бытиё, существование бытия доказывается только через человека.

“Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, и

несушествуюших, что они не сушествуют”, - говорил Протагор. В этой

философии впервые ставится вопрос об отношении субъекта к объекту, духа к

природе, мышления к бытию. Но для неё важно не реальное разделение мира и

человека, а постоянное их соотнесение. Идеи софистов возрождаются далее и в

философии стоиков, дополнивших их системой нравственных ценностей, и

Эпикура, который проповедовал идею о возможности и необходимости достижения

индивидом счастливой жизни (т.е. раскрыть, реализовать самого себя, достичь

своих идеалов, что и есть одной из целей “философии жизни”), другой

немаловажной его идеей была идея о признании счучайности, отрицание

фатализма, предопределён-ности, т.е. в какой-то степени отрицание

рационального причинно-следственного подхода.

К 50-м годам XX в. “Философия жизни”, дискредитировавшая себя

откровенным иррационализмом и антинаучностью, а также союзом с фашизмом,

теряет своё самостоятельное значение и влияние. Но она имеет важное

значение как составная часть современного иррационализма и “философии

антропологии”.

“Философия жизни” во многом повлияла и на моё мировоззрение, в основе

которого лежит человеческое начало, но оно ещё не окончательно сформировано

и соединяет в себе что-то от материализма и идеализма, причём эти “что-то”

не противоречат друг другу а взаимодополняют.

“Философия жизни” - это культурно-логическое направ-ление в

философии. Культура и её роль в жизни человека - вот предмет её постижения.

Отсюда и тесная связь “филосо-фии жизни” с искусством: она повлияла на

творчество таких известных деятелей искусства, как Р.Рильке, Г.Гессе,

Р.Вагнер. Преодолевая рационалистическое учение материализма об

обшественном развитии и его объективном базисе, жизнь для которого - это

лишь отчёт о неживых, “застывших” фактах прошлого, новая философия

определяет жизнь как “переживание” или “вживание” историка в события

прошлого, делая их вновь “живыми”, непосредственными, настоящими. Таким

образом, деятельность историков и философов культуры, как истолкование

переживаний, превращается из рациональной в интуитивную. “Жизнь постигает

жизнь” - так выразил эту мысль немецкий философ Вильгельм Дильтей.

Понятие “жизнь” в “философии жизни” призвано заменить понятие

“бытиё”. Бытиё - это статическое состояние, жизнь - это движение,

становление. “Нет бытия, есть только становление”, - заявлял Ницше.

Становление есть динамическая первооснова жизни, в то же время жизнь - это

деятельность, созидание, творчество человека, его самовыраже-ние,

позволяющее ему реализовать и познать самого себя. Таким образом, жизнь -

это человеческая жизнь, человек в этой философии становится на главное

место, становится мерилом всего бытия. Человек рассматривается не как

бесстрастно-теоретическое существо, а как субъективно заинтересованный в

целях и задачах своей деятельности, как единственное существо, способное к

нравственной оценке.

Нравственность в философии Ницше имеет первоочеред-ное значение.

Главная идея ницшеанской морали - волюнта-ризм - учение о воле как о

первооснове всего сущего. Эту идею Ницше заимствовал у А. Шопенгауэра, кого

он считал своим учителем в начале своего пути. Но он отверг многие идеи

Шопенгауэра, заменив его монистический волюнтаризм плюрализмом

конкурирующих между собой центров “духовных сил”, а также противопоставив

его учению об отказе от воли, аскетизме, “добровольной жизни покаяния и

самобичевания ради непрестанного умерщвления воли” своё учение об

утверждении в жизни “воли к власти”. Жизнь, по его словам, “стремится к

максиимуму чувства власти”. Таким образом “воля к власти” становится

критерием любого типа поведения, любого явления. “Что хорошо? - Всё, что

повышает “волю к власти” и саму власть в человеке. Что дурно? - То, что

идёт от слабости” - так выражает он эту мысль в “Антихристе”. Рациональная

деятельность неукрепляет “волю к власти”, так как заменяет активную

деятельность резонированием. Общепринятая мораль также подрывает “волю к

власти”, проповедуя любовь к ближнему. То же - демократия как институт, при

котором масса составляет оппозицию праву одного. “Воля к власти” - лишь

“право сильного”, это распространяется даже на взаимоотношения между

мужчиной и женщиной: “Идёшь к женщине - бери плётку” (“Так говорил

Заратустра”). Из “права сильного” следует и мораль Ницше. Эта мораль

возникает из чувства превосходства одних людей, “аристократов”, ”господ”,

над другими - “рабами”, ”низшими”. Натолкнувшись на действительное

проявление своей морали - противоположность классов - Ницше открыто встал

на пози-цию защиты господствующего класса.

Мораль Ницше - это вечное противоборство двух классов. С давних пор

рабы пытались отомстить господам, навязать им свои принципы. Начало этому

положила нагорная проповедь Христа в “Ветхом завете”. По словам Ницше,

“Аристократическое уравнение ценностей (хороший=знатный=

могучий=прекрасный=счастливый=любимый Богом) евреи сумели с ужасающей

последовательностью вывернуть наизнанку и держались за это зубами бездонной

ненависти бессилия. Именно только одни несчастные, бедные, бессильные,

низкие - хорошие, блаженны, благочестивы. ... Зато вы, знатные и

могущественные, - злые, жестокие, похотливые, ненасытные, и вы навеки

будете несчастными, проклятыми и отверженными”. Почти цитируя нагорную

проповедь, Ницше пытается осудить христианскую мораль. Философ не пытается

увидеть то, что в изначальном христианстве немаловажное место занимали

другие мотивы, мотивы подчинения рабов господам (в земной жизни) и то, что

христианство было поставлено на службу господам. Лицемерную форму

христианской морали, обещающей люям блаженство в потустороннем мире ценой

примирения с эксплуатацией в этом, он воспринял как определяющий её

сущность бунтарский гнев. Поэтому нужно произвести “переоценку ценностей”:

восстановить “мораль господ” и упразнить результаты “восстания рабов в

морали”.

Определяющие понятия “морали господ” - это: 1.) Ценность

жизни есть безусловная ценность и она совпадает с уровнем “воли к власти”.

2.) Существует прироное неравенство людей, обусловленное различием их

“жизненных сил” и “воли к власти”. 3.) Сильный человек, прирождённый

аристократ, абсолютно свобоен и не связывает себя никакими морально-

правовыми нормами. Субъектом этой морали, удовлетворяющим этим требованиям,

является сверхчеловек - центральное понятие философии Ницше. Он определяет

его следующим образом: это люди, “которые ... проявляют себя по отношению

друг к другу столь снисходительными, сдержанными, нежными, гордыми и

дружелюбными, - по отношению к внешнему миру ... они немногим лучше

необузданных хищных зверей. ... Они возвращаются к невинной совести дикого

зверя, как торжествующие чудовища, которые идут с ужасной смены убийств,

поджога, разгрома, насилия с гордостью и душевным равновесием... уверенные,

что поэты теперь надолго будут иметь тему для творчечтва и прославления”.

Примечательная особенность этих “белокурых бестий” - это их врождённые

благородство, аристократичность, которых так не хватает нынешним

“господам”, “фабрикантам” и “торговым деятелям”, чтобы автоматически

обеспечить себе господство. Ведь только внешность даёт ему право господства

над массами. Сверчеловек - это высший биологический тип, который относится

к человеку как тот относится к обезьяне. Но этого человека нужно вырастить,

а для этого у Ницше нет каких-либо специальных рецептов: он выступает лишь

как пророк, предвещающий приход нового “вождя”, “фюрера”, полубога, а то

даже и Бога. Заратустра - это не сверхчеловек, это “мост” к сверхчеловеку.

Обычные люди - это исходный материал, почва для выращивания сверхчеловека.

Сверхчеловек - это новый “культ личности”, далеко выходящий за рамки

“культа личности” обычных людей и легший в основу мифологии Ницше,

изложженной более полно в “Заратустре”.

Неудивительно, что германо-фашистский “миф XX века” опирался на

философию Ницше. Философ видел прообразы сверхчеловека в римском, арабском,

германском дворянстве, в гомеровских героях, в скандинавских викингах.

Идеалом, близким к сверхчеловеку, были Цезарь, Макиавелли, Наполеон. Но

возникновение сверхчеловека не предполагалось быть связанным с какой-либо

из существующий рас того времени. Кроме того, он является членом какого-то

класса не в силу своего рождения, а предназначен к этому самой природой.

Таким образом антибуржуазная философия Ницше находилась в полном

противоречии с идеологией и практикой фашизма. Ницше был против любых форм

проявления массового сознания, господствовавшего в Германии, его

сверхчеловек - гармонический человек, сочетающий в себе физическое

совершенство, высокие моральные и интеллектуальные качества.

ЛИТЕРАТУРА

1.) Ф. Ницше. “Так говорил Заратустра”

2.) “Буржуазная философия кануна и начала империализма”

(учебное пособие под редакцией А.С. Богомолова)

3.) А. Радугин.



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.