Рефераты. Ницше и его концепция сверхчеловека






учить о добродетелях и о целях жизни.

Но какие законы, какие скрижали хочет диктовать Ницше? Какие ценности

он возвысит, какие обесценит? Есть ли у него право избирать и строить

здание красоты и добродетели если в природе царит механический порядок?

Это, конечно, право поэта, гений которого, творец иллюзий, предлагает

воображению людей ту или иную любовь или ненависть, то или иное Добро и

Зло.

"Я ХОЧУ УЧИТЬ ЛЮДЕЙ СМЫСЛУ ИХ БЫТИЯ : ЭТОТ СМЫСЛ ЕСТЬ СВЕРХЧЕЛОВЕК,

МОЛНИЯ ИЗ ТЕМНОЙ ТУЧИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.

СМОТРИТЕ, Я - ПРОВОЗВЕСТНИК МОЛНИИ, Я - ТЯЖЕЛАЯ КАПЛЯ ИЗ ГРОЗОВОЙ

ТУЧИ; А ИМЯ ТОЙ МОЛНИИ - СВЕРХЧЕЛОВЕК."

Пусть соединят воедино дух и доброту всех великих душ : и совокупно

не были бы они в состоянии произнести хотя бы одну речь Заратустры. Велика

та лестница, по которой он поднимается и спускается, он дальше видел,

дальше хотел, дальше мог, чем какой бы то ни было другой человек. Он

противоречит каждым словом, этот самый утверждающий из всех умов, в нем все

противоположности связаны в новое единство. Самые высшие и самые низшие

силы человеческой натуры, самое сладкое, самое легкомысленное и самое

страшное с бессмертной уверенностью струятся у него из единого источника.

До него не знали, что такое глубина, что такое высота, еще меньше знали,

что такое истина. Нет ни одного мгновения в этом откровении истины, которое

было бы уже предвосхищено, угадано кем-либо из величайших. Не было

мудрости, не было исследования души, не было искусства говорить до

Заратустры; самое близкое, самое повседневное говорит здесь о неслыханных

вещах. Самое могучая сила образов, какая когда-либо существовала, является

убожеством и игрушкой по сравнению с этим возвращением языка к природе

образности. Здесь в мгновении преодолевается человек, понятие

"Сверхчеловек" становится здесь высшей реальностью, - в бесконечной дали

лежит здесь все, что называлось великим в человеке лежит ниже его. О

совмещении злобы и легкомыслия и обо всем, что вообще типично для типа

Заратустры, никогда никто еще не мечтал как о существенном элементе

величия. Заратустра именно в этой шири пространства, в этой доступности

противоречиям чувствует себя наивысшим проявлением всего сущего, и когда

услышит как он это определяет, откажутся от поисков ему равного.

"Я ЛЮБЛЮ ТОГО, КТО ЖИВЕТ РАДИ ПОЗНАНИЯ И СТРЕМИТСЯ ПОЗНАВАТЬ ВО ИМЯ

ТОГО, ЧТОБЫ ЖИЛ НЕКОГДА СВЕРХЧЕЛОВЕК. ИБО ТАК ХОЧЕТ ОН ГИБЕЛИ СВОЕЙ."

"Падающего - толкни." Ницше прежде всего имел в виду критику

христианства, которое считал религией слабых, униженных рабов. Христианская

религия отрицает свободу мышления, самостоятельность действий человека.

Человек свободен, а смирение есть оковы, которые надевает на людей

лицемерная каста жрецов ради достижения собственной власти. Вывод Ницше :

не свержение строя, порождающего несвободу, а возрождение идеала сильной и

свободной личности - идеала античности и возрождения, отказ от культа

слабости и униженности, покаяние, жертвы и самопожертвование, навязанного

религией лицемерия. Фашистская интерпретация идей Ницше до крайности

искажала его мысли, превращала мыслителя в шовиниста и

человеконенавистника, каким он не был. Вины философа в такой интерпретации

его трудов нет, читатель может убедиться в этом, внимательно прочитав

перевод "Антихристианина". Нацизм в свое время ухватился за эти рассуждения

Ницше, истолковав их на свой лад и объявив войну "слабым, а именно тем,

кого следовало бы поработить или уничтожить ради процветания высшей расы.

2.2. "ИДЕАЛ ЧЕЛОВЕКА - СВЕРХЧЕЛОВЕК"

Человек имеет цель внутри себя; его цель - это жизнь. Вот эта идея

абсолютной ценности человеческой жизни по существу явилась тем лозунгом,

который объединяет все творчество Ницше. С этим лозунгом связан и

ницшеанский идеал человека - Сверхчеловек. Этот идеал, по замыслу Ницше

может быть реализован лишь при условии, если человечество возвратится к

истокам своей истории, когда бал жизни будут править люди высшей расы -

"хозяева", люди, представляющие собой совершенство прежде всего в

биологическом отношении. Они не будут отягощены ни бытовыми, ни

социальными, ни религиозными ограничениями и предрассудками и потому будут

абсолютно свободны.

Биологически обусловленным, считает Ницше, является все, что в

человеческом общежитии считается добром, что составляет для людей ценность,

включая и ценность моральную. Соответственно, нет и быть не может

объективно обусловленной морали. Каждый имеет такую мораль, которая в

наибольшей мере соответствует требованиям его жизни : мораль одного

оправдывает все, к чему он стремится; мораль другого делает его

умиротворенным; мораль третьего призывает к мщению врагам и т.д. Люди даже

могут не осознавать, каков на самом деле источник их моральных убеждений и

представлений, но это не меняет дела. Всяк имеет тот тип морали, который

больше всего соответствует его природе.

Наиболее существенное различие между людьми, по мнению Ницше, состоит

в том, что некоторые из них от природы слабы, другие сильны опять-таки по

природе. Соответственно различается и их мораль. Сильные ("хозяева", по

терминологии Ницше) ценят личное достоинство, решительность, настойчивость,

самоуверенность, несгибаемую волю и неистощимую энергию в достижении

поставленной цели. Слабые ("рабы" по той же терминологии) ценят то, что в

большей мере выражается в их слабости - сострадательность, мягкосердечие,

альтруизм, и рассудительность и т.п.

Некогда хозяева господствовали в жизни. У них была своя мораль, свои

понятия и представления о добре и зле. Но со временем их одолели рабы, но

победили они не силой, а числом. Добром стало признаваться то, что в

большей мере соответствует их интересам; мягкосердечие, любовь к ближнему,

покорность, доброта - все эти и им подобные качества возвышены до уровня

добродетели. В эпоху после восстания рабов господствующей стало и

продолжает оставаться рабская мораль.

В оценке господствующей морали Ницше хотел занять беспристрастную,

научно обоснованную, натуралистическую поэзию. Он отмечал, что все идет

так, как и должно идти в условиях, когда рабы приемлют мораль рабов. Одно

тут плохо : даже хозяева начинают подчиняться этой морали. Однако Ницше не

мог удержаться на этой объективной, беспристрастной позиции, так как ощущал

себя принадлежащим к расе хозяев и признавал их мораль не только более

высокой, но и единственно достойной этого названия. Релятивистская этика с

ее тезисом : "каждый имеет тот тип морали, который подходит ему"

оказывается только внешней видимостью. В ее основании лежит этика

абсолютизма, согласно которой правильной является только одна мораль -

мораль хозяев.

Если попытаться суммировать различные разрозненные оценки, данные

Ницше господствующей морали, то, вероятно их можно свести к некоторому

общему знаменателю и выразить в виде следующих трех претензий.

Господствующая мораль, по мнению Ницше, своим основанием имеет

предположение, во-первых, о всеобщем равенстве; во-вторых, о свободе -

каждый должен быть свободен в той мере, в какой он не посягает на свободу

других; в-третьих, об абсолютности моральной ценности, которая якобы не

требует никаких доказательств, поскольку она не средство, а цель.

Основанная на этих предположениях мораль вполне закономерно включает

в себя принципы справедливости, альтруизма или любви к ближнему,

сострадания, милосердия, превосходства духовных ценностей над

материальными, преимущество общественного блага перед личным и т.п.

Собственная моральная позиция Ницше, позиция хозяина почти прямо

противоположна господствующей в обществе морали. Ее краеугольными камнями

служат : во-первых, ценность жизни в ее биологическом смысле - только жизнь

имеет абсолютную ценность и порождает все то, что имеет ценность; во-

вторых, свобода сильного - свобода принадлежит только тому, кто имеет

достаточно силы, чтобы завоевать и отстоять ее; в-третьих, неравенство -

люди не равны, они лишь лучше или хуже, в зависимости от того, сколько

жизненной силы заключено в каждом из них. Естественно, этим устоям

соответствуют и принципы морали. Справедливость в том виде, как ее понимает

господствующая мораль есть ложь. Истинная справедливость, считает Ницше,

основана отнюдь не на равенстве - каждый имеет столько, сколько

заслуживает, а заслуги его измеряются количеством жизни. Равенство - это

признак упадка. Ложным является и принцип полезности - назначение жизни

состоит не в увеличении добра. Сама жизнь есть высшее и величайшее добро, и

только это имеет значение. Ложью является и принцип альтруизма : если и

может у кого-либо быть великая цель, то она наверняка важнее благополучия

ближнего. Дело не в любви к ближнему; уважения и поклонения достойны лишь

лучшие, а лучшие - это наиболее сильные. Кроме того, альтруизм есть не что

иное, как эгоизм, но только эгоизм слабого. Не видит Ницше каких-либо

достоинств и у принципа милосердия - оно есть пустая трата энергии на

слабых и вырождающихся. Требованием жизни является не спасение и даже не

помощь слабым. Лозунгом, достойным подлинной жизни, должен быть :

"Падающего подтолкни!". То же и в случае с принципом общественного блага -

только великие индивидуальности имеют ценность. Что касается массы, то она

может представлять интерес или как копия великого, или как сила,

сопротивляющаяся ему, или как орудие в его руках.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.