Рефераты. Некоторые аспекты жизни и философии В.В. Розанова






Некоторые аспекты жизни и философии В.В. Розанова

Некоторые аспекты

жизни и философии

В.В. Розанова (1856-1917)

(Реферат по философии)

Санкт-Петербург

1998

СОДЕРЖАНИЕ

Биография Розанова 3

Личность и творчество Розанова. Современники о Розанове. 4

Тема России в творчестве Розанова 9

Розанов о религии и вопросах пола. 10

«Трилогия» Розанова 16

Очерки Розанова о других писателях 18

Библиография 21

Биография Розанова

Василий Васильевич Розанов родился 20 апреля 1856г. в Костроме

многодетной православной семье уездного чиновника, вышедшего из

священнического рода. В 1861 г. умер его отец, и семья жила почти в нищете.

Мать Розанова – строгая, жесткая оставила у него на всю жизнь ощущение

«страшного одиночества и затаенности души» и поразительную восприимчивость

ко всему, что его окружало.

1870г. - смерть матери. Старший брат (учитель) Николай Васильевич

Розанов берет одиннадцатилетнего Василия под свою опеку. Среднее

образование он получает в классических гимназиях Костромы (68 - 70),

Симбирска (70 – 72) и Нижнего Новгорода (72 –78).

В 1882г. Розанов окончил Императорский Московский университет, историко-

филологический факультет, но университет не наложил на него заметного

отпечатка. Он всегда считал, что «вовсе не университеты вырастили

настоящего русского человека, а добрые безграмотные няни».

После окончания университета Розанов отклонил предложение остаться на

кафедре и писать диссертацию для защиты ученого звания и предпочел

свободное философское творчество и службу провинциального учителя (11 лет в

Московском учебном округе: Брянск, Елец, Белый Смоленской губернии,

преподавал историю и географию). Его учениками был Сергей Булгаков и Михаил

Пришвин. Однако работа в гимназии не слишком его привлекала. Он любил

детей, но учительство было ему в тягость из-за своего однообразия и

прозаичности.

С 1893 по 1899 Розанов - чиновник 7-ого класса на службе в

Государственном контроле в Петербурге, но в мае 1899 оставляет службу и

принимает предложение А.С. Суворина стать постоянным сотрудником

консервативной газеты «Нового времени», где работал до её закрытия.

Первый брак с Апполинарией Сусловой (в прошлом возлюбленной

Достоевского) – несчастливый. Розанов женился вторично в 1891 на дочери

вдовы священника Варваре Дмитриевне Рудневой, но А.П. Суслова отказалась

дать Розанову развод, чем сильно осложнила его дальнейшую семейную жизнь.

Венчание с Рудневой было тайным, они всю жизнь прожили в гражданском браке.

От этого брака у них родились 4 дочери и сын, но они считались

незаконнорожденными.

В конце августа 1917 переехал с семьей в Сергиев Посад и умер от

истощения и голода. Похоронен в Гефсиманском скиту под сенью храма

Черниговской богоматери. Умер от инсульта. Через несколько лет скит был

уничтожен, кладбище срыто и превращено в свалку.

Личность и творчество Розанова. Современники о Розанове.

Моя душа сплетена из грязи, нежности и грусти...

«Уединенное»

Розанов был великим тружеником – вся его жизнь прошла, собственно, в

непрерывном писательском труде. «Вечно усталый», по его же словам, он

терпеливо нес бремя материальной заботы о большой семье. Писал он, как

известно, удивительно быстро, легко, и поэтому вполне естественно, что его

творческое наследие поистине необъятно. Тридцать книг им издано при жизни,

ряд больших работ дошел до нас в виде рукописей. Огромное количество его

статей, опубликованных в самых различных периодических изданиях, до сих пор

не собрано. В разных архивах хранится обширная переписка Розанова, а он и в

частной переписке выступал как истинный художник слова.

Голлербах, близкий друг философа, так характеризовал розановское

творчество: «Все его книги в целом и общем представляют собой интимный

дневник огромной, всеобъемлющей души, которая сама не знает, что в ней

ценно и важно, а что ничтожно и ненужно…»

Много переживаний, боли и тоски выпало на долю Розанова, едва ли не

больше всех среди сколько-нибудь значительных русских писателей. Его не

поняло большинство современников, в дальнейшем имя его было просто

вычеркнуто из истории русской литературы. Сам Розанов находил у себя массу

недостатков и просил, что если кто будет его любить (а это он в глубине

души допускал и на это, несмотря ни на что, надеялся), то воздержался бы

писать о нем хорошо или уж, по крайней мере, обязательно включил бы

«печальный материал». Розанов – писатель, который призывал к доброте и

нежности который считал, что недостоин того, чтобы о нем отзывались с

похвалой.

Василий Розанов всю жизнь, и особенно в юности увлекался

самообразованием. Делал попытки классифицировать полученные знания (посещал

курсы естественных и гуманитарных наук). В этот период на его мировоззрение

оказывали влияние: Белинский, Писарев, Добролюбов, Чернышевский, Милль,

Фохт, Бокль, Дрепер и многие другие. В его юношеском мировоззрении

главенствовала идея счастья, как верховной идеи человека. «Идея счастья как

верховного начала человеческой жизни есть... придуманная идея, созданная

человеком... но не есть цель, вложенная в него природою» – вот итог

юношеского философского созерцания. Молодой Розанов видит жизнь, конечно, в

красках – огромным красочным полотном, где каждая деталька интересна,

содержит целый мир. Русские радикалы же создали для удобства ориентации в

жизни нечто подобное карте-схеме бытия, стремительно двигаясь по которой,

надеялись добежать к своим вожделенным социальным целям (равенство и

братство) всего за несколько лет. Розанов же смотрит на жизнь эстетически,

любит ее яркие краски и причудливость ее линий. И ему очень жаль что бы то

ни было в этой жизни менять».

Затем он обратился к естественным целям человеческой жизни, то есть

пытался раскрыть природу человека, к проблемам бытия. (О себе и жизни

своей. М. 1990)

Несколько трудов Розанова прошли незамеченными философской

общественностью и это привело к творческому кризису, Розанов не писал

несколько лет. Восстановление литературной деятельности в 1889 и вхождение

в общественно– литературную жизнь произошло при знакомстве и поддержке трех

консерваторов, заканчивавших свой путь: Страхова, проф. Рачинского и

К.Н.Леонтьева. Розанов выступал с традиционными для консервативной печати

второй половины ХIХ в. русскими темами: монархия, православие, проблема

Восток-Запад, русские историософские проблемы и т.п. Писания этого периода

были проникнуты духом патриотизма и антилиберализма. Очерк «С и Н»

воспевает разнообразие жизни, ее удивительность и в нем Розанову рукой

подать до биологизма. Это особо чувствуется в розановском «гимне» идеям

К.Леонтьева. Леонтьев – большой авторитет для молодого Розанова,

мыслитель, согласный с тем, что жизнь красива и должна оставаться красивой,

чтобы и впредь волновать чувства. Уподобление развития исторической жизни

развитию природы, развитию биологических организмов и их групп – основное,

что влечет Розанова в воззрениях Леонтьева.

Весь свой досуг в этот период Розанов отдавал работе над большим

философским сочинением «О понимании», на который потратил пять лет труда и

в 1886 г. опубликовал на собственные средства, скопленные с большим трудом,

тиражом в 600 экземпляров. «О понимании» этот капитальный труд, принесший

бы известность автору в другой стране, в России остался незамеченной; хотя

проблема понимания (такая проблема существует в теории познания)

рассматривалась им по-новому. Свыше ста лет эта книга не переиздавалась, а

Розанов ценил ее до последних дней своей жизни.

Д. Мирский, автор труда по истории русской литературы писал о

Розанове: «Стиль в Розанове – это все. Кто не чувствует стиля Розанова, тот

ничего не поймет и оценит. По глубине интуиции он превосходит всех

писателей мира, даже Достоевского».

Интересной и даже шокирующей казалась в Розанове та внешне

безосновательная дерзость, с какой этот, по всем признакам «маленький

человек», брался за решение вопросов брака, проблем пола, критику

ортодоксального христианства – за, по тем временам, авангардное и

«стыдное». Розанов явно позволял себе то, что из его скромного

общественного статуса не вытекало и это вызывало острое любопытство.

Розанов – необыкновенно оригинальный мыслитель. Он оказал заметное

влияние на настроение русского декаданса, на поэтов-символистов, предложил

концепцию «интегрального понимания»: путем сочетания умозрения и опыта

можно преодолеть антагонизм между философией и наукой.

Осмысление его жизненного и творческого пути – через понимание

социально-духовных корней. Он – часть русского мещанства (по С.Носову

мещанство русское, это не пошлость и бездуховность. Русское мещанство есть

душевное неспокойствие, обнажающее человеческую натуру, суть; оно порождало

лихорадку неутоленных стремлений, беспокойство духа, стремление жить не по

шаблону). Розанов не принимал никакой официальности, чуждался славы, так

как считал ее формой душевного покоя, неподвижности, за которой вырождение

и небытие.

Иванов-Разумник говорил о Розанове, что он «играет роль юродивого

русской литературы»

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.