Рефераты. Мои кратчайшие шпоры по философии






своего предназначения, то есть в итоге каждый человек должен осознавать

свои обязанности и права. Платон отрицал такие виды гос-ва как тирания,

олигархия.

8. Древнегреческая философия. Аристотель.

- бытие – предметный мир, воспринимаемый с помощью ощущений. Он первичен,

«МАТЕРИЯ», без нее вообще нет бытия. Но материя пассивна, бесформенна –

выливается в форму. Форма – сущность, свойства предмета. Форма + материя

вместе!! (а у Платона??)

- у всего живого есть душа. Душа бывает 3х типов: растительная (рост,

питание, размножение), животная (то же + ощущения), человеческая (все то

же + разум). Душа дает смысл и направленность жизни.

- Познание. Познание формы, то есть сути! С помощью чувствительных

ощущений. Хоть они дают лишь знание единичного, но в них потенциально

содержится и знание общего. Над опытом наука, над наукой философия и

логика. Создал учение о логике: там - осн логич законы, суждение,

умозаключение, определение, док-во…

- Государство отождествлял с обществом. У него есть несущественная часть

(все люди) и существенная (воины, правители). Признавал необходимость

сохранения рабства. Монархия - хорошо.

9. Средневековая философия.

Главное – БОГ!!! Вера, церковь.

Ранние:

Филон.

- жил на рубеже эр

- разработал учение о логосе, который есть то высшая идея, то верховный

архангел

- иудейские законы – это законы природы и они имеют значение для всех

- человек – интеллектуальное существо, которое связано с телом,

разрывающимся между алчностью и отвращением.

- Цель – следовать логосу и уподобиться Богу посредством экстаза.

Ориген.

- критиковал Цельса. Цельс говорил, что христианское учение не оригинально,

Бог не приблизиться к человеку, если не испортится, применение христ

учения на практике опасно для государства.

- Христос у Оригена не избавитель, а образец.

- Святой дух - посредник между Христом и миром.

Восточное направление:

Ареопагит рассуждал о связь христианства с язычеством.

Григорий.

- поддерживал учение о тождественности Бога-отца с Христом и Святым Духом.

- Примыкал к Каппадокийскому кружку, в котором занимались не фрагментарной

философией, а систематизацией церковной доктрины с опорой на платоновское

умозрение.

- Искал адекватное описание христ концепции ступеней познания Бога в

философских терминах.

Западное направление.

Августин.

- учение о предопределении

- человеческую историю видел в борьбе двух царств: земного (светского) и

божьего. Божье царство на Земле – Римская католическая церковь.

- При сотворении мира Бог заложил в материальный мир в зародыше формы всех

вещей.

- Самодостоверность человеческого сознания.

Фома Аквинский.

- связал христ вероучение с философией Аристотеля: душа создана Богом, она

бессмертна, приобретает знания с помощью чувств восприятия.

- Мироздание в качестве иерархий построено Богом.

- Граница между разумом и верой: разум лишь дает обоснование тому что мы

знаем по вере.

Вильгельм Оккам.

- весь мир состоит из единичных сущностей, а все познание сводится к внутр

и внеш опыту.

- В Бога надо верить!

- Истина философская и истина теологическая не одно и тоже!

10. Философы Нового Времени. Фрэнсис Бэкон. Рене Декарт..

16-17 века.

Бэкон.

- материалист, говорил о многоообразности формы материи, выделял 19 видов

ее движения.

- Считал главным познать природу, завоевать ее, тогда чел-к приобретет

силу.

- Достоверному познанию мешают 4 идола. Идолы пещеры – помеха в том, что

каждый человек воспринимает вещи по-своему, поэтому истина у всех может

быть различной. Идолы рода – их суть в ограниченности многих людей. Идолы

рынка – суть в том, что разные люди, употребляя одинаковые слова,

вкладывают в них различный смысл, след-но опять расхождение. Идолы театра

– в том что многие видят нереалистичную картину мира.

- Теория двойственности истины. Бог = вера, природа и наука = знание.

Схоластика.

- Широко применял метод индукции – от частного к общему. Схема познания

явления:

1. наблюдение фактов

2. их систематизация и классификация

3. отсечение ненужных фактов

4. проверка

5. обобщение

- Бэкон был эмпириком. Говорил, что первично чувственное познание. Все

знания основываются на опыте!

Декарт.

- придерживался дуалистических взглядов – материалист или идеалист???

- Говорил, что есть 2 самостоятельных начала – духовное и материальное.

Человек – соединение духовного и материального, как бы из двух субстанций

(субстанция – вещь, которая в своем развитии нуждается лишь в самой

себе).

- В философии Декарта исходный пункт – мышление, но в его физических трудах

– исключительно материя! Он наделял ее механистическими свойствами

(объем, вес и т д).

- Теория познания – рационалистическая. Нет необходимости в чувственном

познании. Разум – единственный источник знаний. «Я мыслю, значит я

существую.»

- О Боге: Бог существует, так как мы знаем о нем. Сам человек не мог

придумать историю о Боге.

- Метод дедукции

11. Концепция субстанции. Спиноза, Декарт, Лейбниц. Ее критики Беркли и Юм.

Спиноза испытывал влияние Декарта, но был не согласен: у Декарта одна

бесконечная субстанция – Бог, а две другие (духовное и материальное)

находятся в зависимости от Бога. Поэтому Спиноза говорил:

- Единая субстанция – Бог. Бог = природа (пантеизм). Бог – причина самого

себя. Бог – бесконечная, безличная сущность.

- Мышление и протяжение (как бы материальная часть) – атрибуты субстанции,

а единичные вещи – модусы субстанции.

- Параллелизм матер и дух субстанций– было уже у Декарта. «Модусы атрибута

протяжения развиваются как и все модусы в сфере мышления» - то есть есть

некая зависимость между тем что происходит с телом и душой, но все же они

не совмещаются.

Лейбниц.

- все вещи – субстанции, называл их монадами. Бог – первомонада.

- Все монады самодостаточны, находятся в гармонии со всеми другими

монадами. След-но вселенная гармонична, подчеркивал значительность

индивидуального во вселенной, количественное и качественное многообразие

вселенной.

Вывод: Итак, у Декарта – 3 субстанции (матер., дух. и Бог), у Спинозы –

одна единственная - Бог, а у Лейбница вообще все вещи – это субстанции.

Критики концепции субстанции. Беркли говорил, что мозг может образовывать

общую идею вещи, но не материи. Отвергнул материю, есть только духовное

вещество, которое делится на 2 категории – идеи и души. Идеи пассивны и

находятся внутри душ, души же активны. Юм говорил, что субстанция – это

лишь соединение вместе простых представлений, объединяемых силой

воображения. Восприятие через ощущения! Чувственные образы памяти,

впечатления внутри. Критиковал церковь, говорил что религия возникла из-за

чеорвеческого страха.

12. Философия Французского Просвещения.

- 18 век.

- Проблема человека, гуманизм.

- Отвергали дуалистич. трактовку природы человека, говорили о материальном

единстве: теснейшая зависимость всех психич процессов от состояния тела.

Смерть тела – прекращение всей психич деятельности.

- Человек – инструмент природы, способный ощущать, чувствовать и мыслить.

Подчеркивали чувственно-эмоциональную природу человека. Гельвеций: роль

личного интереса в деятельности людей. Но не эгоизм, а «правильно понятый

личный интерес».

- Гуманизация межличностных отношений.

- Дидро – стремление к добродетели. Морал. воспитание развивает и укрепляет

естественную «врожденную» добродетель, формирует высокие нравственные

качества.

13. Немецкая классическая философия. Иммануил Кант.

- основатель теории познания с точки зрения бытия и его сущности

- впервые не характер и структура познаваемой субстанции, а специфика

познающего субъекта рассматр. как главный фактор, определяющий способ

познания

- анализирует структуру субъекта. В отличии от Бэкона и Декарта, где

субъективное является препятствием (см идолы пещеры у Бэкона), Кант

решает установить различие между субъектив и объектив эл-тами знания,

исходя их самого субъекта.

- В субъекте 2 слоя: эмпирический (индивидуально-психологич особ-ти чел-ка)

и трансцедентальный (всеобщ опред., сост. принадлежность ч-ка как

такового). Трансцедентальный дает объективные знания – надындивидуальное

начало.

- Считал гносеологию (науку о познании) главной проблемой философии. Надо

изучать не сами вещи, а познавательную деятельность.

- Критический анализ познават. способ-тей, чтобы выяснить их природу и

возможности.

- Мир явлений и мир «вещей в себе». В мире явлений все зависит друг от

друга, вещь в себе как субстанция, то есть нуждается только в самой себе.

- Разум руководит поступками человека. Исходя их мира явлений и мира вещей

в себе: мир природы, где чувства, все есть причина чего-то, у всего есть

причина – действуют законы природы и мир свободы, где разумное существо

есть цель сама по себе, след-но она не может быть причиной – законы

разума.

14. Гегель.

- разделил познание на: инструмент (логич мышление) и осн форму (понятие).

- В основе рац познания лежит диалектическая логика.

- Переосмыслить природу понятия: Абсолютное понятие (абс идея) – абсолютное

тождество субъекта и объекта. Такое понятие – истинная сущность вещества,

но это идеал.

- Саморазвитие понятия подчин з-нам диалектики: единство и борьба

противоположностей.

- Абс понятие проходит тройственный цикл развития: утверждение, отрицание и

отрицание отрицания - постоянно пока не получится высший синтез.

15. Фейербах .

- в сер 19 века острая критика идеализма, религии. Идеализм =

рационализированная религия. Философия и религия противоположны!

- Критика религии: чел считает, что он сотворен Богом, но на самом деле чел

сотворил Бога сам.

- Человек – часть вечной природы.

- Человек – психофизическое единство души и тела.

- Человеч природа рассматривается биологически, а не духовно как у Гегеля.

- Человек - лишь звено в развитии человеч рода. Маркс не согласен: человек

– историч и социал существо. Его сущность – не абстракт, присущий

отдельному индивиду. Она есть совокупность всех общественных отношений.

- Фейербах: ощущения – единственный источник познания.

16. Кьеркегор и Шпенглер.

Кьеркегор: неуместность философии как чистой теории абсолют духа для

реального существования чел-а, ибо только принимая во внимание эту

реальность и возможность человеческого бытия. Фил имеет смысл. Описывает

разбитое и бессмысленное бытие мира, ответом на кот должны быть страх и

отчаяние. Он выступает против попытки сослаться на внеш мир, он недоверяет

внутреннему и советует чел-у отдаться в волю Бога. Диалектич теология и

экзестиолизм.

Шпенглер – теоретик культуры. В истории культуры живут ок 1000 лет. Хочет

предсказать будущее европ культуры в сравнении с древнегреческой. Западная

культура скоро погибнет. Его книга «Закат Европы» между 2 мир войнами. Но

недостатки: «факты важнее чем истина», плоский позитивизм, упрощающий труд

проблему несогласованности идеи и реальности, духа и действит-ти.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.