Рефераты. Мировоззренчесское значение мифа о вечном возвращении (Статья)






Мировоззренчесское значение мифа о вечном возвращении (Статья)

ВВЕДЕНИЕ

Приход наш и уход загадочны, - их цели

Все мудрецы земли осмыслить не сумели.

Где круга этого начало, где конец,

Откуда мы пришли, куда уйдем отселе.

Омар Хайям

С древнейших времен человек устремлялся к «первым началам» и к

«конечным причинам», страстно желал познать тайны начала (рождения,

возникновения) и конца (умирания, исчезновения). Причем, очевидно, здесь

имеет место не только (и не столько) теоретический интерес. Это вопросы

глубоко экзистенциальные (поэтому характеристика «начала и конца» как

понятий, конечно, весьма односторонняя). Едва только человек начинает

осознавать себя, он сталкивается с фактом смерти, собственной конечности.

Этот факт не может оставить человека разумного в покое. Подобно Сфинксу он

стоит перед каждым человеком и любой культурой и требует ответа на его

загадку.

«Человек, - писал Б.Паскаль, - несомненно сотворен для того, чтобы

думать, в этом и главное его достоинство, и главное дело жизни, а главный

долг в том, чтобы думать благообразно. И начать ему следует с размышлений о

себе самом, о своем создателе и о своем конце».

Мифы и мифологическое мировоззрение

«Если во всех европейских языках слово «миф» означает выдумку, то это

только потому, что так решили греки XXV веков назад». Обиженный за миф,

Элиаде, конечно, упрощает античное к нему отношение. Как указывает С. С.

Аверинцев, греческое mythos было многозначным понятием, и далеко не все его

смыслы относились к художественным и вообще конкретным текстам. Главный

«гонитель» мифа Платон видел в нем не только «живое, наивное, тождественное

себе», но и «...иное себе... иносказание или символ». Советские и

зарубежные исследователи Платона С. С. Аверинцев, А. Ф. Лосев, А. А. Тахо-

Годи, Г. Керк, Т. Ллойд и др. показали, что в семантическом контексте

греческого философа «миф» может означать чудесный рассказ о богах, о

героях, о давних временах, но может значить и «слово» – священное слово,

мнение, вообще речь. И есть, наконец, совершенно неожиданный смысл, на

который указывает А. Тахо-Годи: «Платон вместе с тем именует мифом чисто

философские теории, например движение, как первоначало является для него

мифом, не поэтической, но философской выдумкой». Наконец, миф как сфера

мечтаемого устремлен в будущее: созвучные ему индоевропейские корни

означают «заботиться», «иметь в виду», «страстно желать». Миф сообщает

жизни смысл и зовет к деятельности. «Миф делает это не через логику или

образец, – поясняет эту позицию исследователь его школы О’Флайерти, – а

через активизацию наших эмоций».

Элиаде дает определение мифа как «священной истории». Миф, по его

утверждению, рассказывает о событиях, которые имели место в изначальные

времена и связаны с творением мира в целом или отдельной его части. В акте

творения непременно участвуют сверхъестественные существа, таким образом

миф – единственная подлинная реальность, во всяком случае для первобытного

человека. Кроме того, миф служит прототипом, образцом для всех человеческих

обрядов и всех существенных видов профанной, обыденной деятельности. На

всем протяжении истории человечества Элиаде прослеживает социальную функцию

мифа и показывает, что мифологическое мышление преобладало в философских

концепциях античности, в народном христианстве в средние века, в идеологии

любых милленаристских движений и возрождается вновь в философии и искусстве

ХХ века.

Особое место в мифологической концепции Элиаде отводится понятию

времени (и, соответственно, истории). Есть сакральное мифологическое время,

в котором творилась космогония, в котором действуют боги и осуществляются

мифы. И существует профанное время, соотнесенное с этим сакральным, но

более «слабое», чем последнее. Рассказ мифа – это прорыв «священного»,

равнозначный иерофании (богоявлению). Профанное время исторично. Оно

линейно, необратимо и доступно индивидуальной памяти, тогда как

мифологическое время сохраняется лишь в коллективной памяти или, точнее, в

коллективном бессознательном.

Дело в том, что в этой книге сформулировано и развито самое

оригинальное и очень дорогое автору положение о цикличности мифологического

и линейности профанного времени.

Книга «Миф о вечном возвращении» целиком посвящена проблеме восприятия

времени первобытными и так называемыми историческими людьми.

Первобытные (мифологические) общества противопоставляются

цивилизованным (историческим), как «холодные» и «горячие». Первые

воспроизводят одни и те же архаические структуры, а вторые – более

подвижны, изменчивы, подвержены прогрессу.

Трудно согласиться с точкой зрения автора, рассматривающего осознание

истории и прогресса как слабость, а не силу современного человека. Он

настойчиво подчеркивает ограниченность того, кто выступает творцом в

истории, по сравнению с древним, воспринимающим себя как творца в

космогонии, хотя последнее могло быть только иллюзорным, тогда как первое

достаточно часто бывает действительным и целенаправленным. Признавая, что

религия дает лишь иллюзию спасения от трагедии невосстановимого времени,

Элиаде тем не менее обращает своего читателя не в будущее, к еще не

познанным возможностям человеческого духа, а в прошлое, в условный рай

архетипов и повторений.

Со всей определенностью можно сказать, что западная философия, если

вообще допустимо такое словоупотребление, может оказаться провинциальной,

если ограничится изучением лишь собственной традиции и, например, обойдет

вниманием проблемы и открытия восточной мысли и, кроме того, если она будет

признавать только «положения» человека исторических цивилизаций и при этом

недооценивать опыт «примитивного» человека, принадлежащего архаическим

обществам. Философская антропология также могла бы кое-что почерпнуть из

выяснения вопроса о том, как досократовский человек (другими словами,

древний человек) оценивал свое место во вселенной.

В «первобытном», или архаическом, сознании предметы внешнего мира – так

же, впрочем, как и сами человеческие действия – не имеют самостоятельной,

внутренне присущей им ценности. Камень будет священным, поскольку его форма

свидетельствует о том, что он является частью определенного символа, или же

потому, что он представляет собой иерофанию, обладает маной, знаменует

некий мифический акт и т. д. Объект представляется как бы вместилищем

инородной силы, которая выделяет его из окружающей среды и сообщает ему

смысл и ценность. Сила может пребывать в субстанции объекта или в его

форме, она передается путем иерофании или ритуала. Этот тоже будет

священным, поскольку само его существование есть иерофания: несжимаемый,

неуязвимый, он – то, чем не является человек. Он не поддается времени, его

реальность удваивается благодаря его вечности. Так один из обыкновеннейших

камней превращается в «драгоценный», то есть наделяется магической или

религиозной силой на основании одной лишь его символической формы или

происхождения: «громовой камень», поскольку его считают упавшим с неба;

жемчужина поскольку вышла из глубин океана. Камень становится священным,

потому что в нем обитают души предков (Индия, Индонезия), или потому что он

был когда-то местом богоявления (как «ефиль» (bethel), послуживший

постелью Иакову), или потому что был освящен жертвоприношением или клятвой.

Перейдем теперь к человеческим действиям (не к тем, конечно, которые

являются чисто автоматическими); их значение, их ценность связаны не с их

прямой физической давностью, а с присущим им качеством «быть

воспроизведением прадействия», повторением мифического образца. Питание –

не простое физиологическое действие, оно возобновляет причастие. Брак и

коллективная оргия имеют свои мифические прототипы, их повторяют, потому

что они были освящены от основания (во время оно, аb origine) богами,

предками или героями.

В проявлениях своего сознательного поведения «первобытный», архаический

человек не знает действия, которое не было бы произведено и пережито ранее

кем-то другим, и притом не человеком. То, что он делает, уже делалось. Его

жизнь – непрерывное повторение действий, открытых другими.

Таким образом, окружающий нас мир, в котором ощущается присутствие и

труд человека – горы, на которые он взбирается, области, заселенные и

возделанные им, судоходные реки, города, святилища, – имеет внеземные

архетипы, понимаемые либо как «план», как «форма», либо как обыкновенный

«двойник», но существующий на более высоком, космическом уровне. Не все в

«окружающем нас мире» обладает такого рода прототипами. Например, пустынные

области, населенные чудовищами, невозделанные земли, неведомые моря, куда

не осмеливается заплывать ни один мореплаватель, и т. д. не имеют своего

собственного прототипа, как имеют его город Вавилон или египетские номы.

Они соответствуют мифической модели, но уже другого типа: все эти дикие,

невозделанные области уподобляются хаосу, они относятся к еще не

дифференцированному, бесформенному бытию, предшествующему сотворению.

Именно поэтому, вступая во владение такой территорией, перед тем как

начинать ее использовать, люди совершают обряды, символически повторяющие

акт творения; невозделанную область следует прежде «космизировать», а потом

уже заселить. Но вначале следует подчеркнуть, что окружающий нас мир,

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.