Рефераты. Милетская школа. Поиски первоначала






Милетская школа. Поиски первоначала

Юридическая академия МВД Украины

Реферат

на тему:

«Милетская школа. Поиски первоначала»

Выполнил:

Третяк С.И.

группа 102

Днепропетровск

2002

Вступление

Древнегреческая философия возникла не в собственной Греции, не на

Балканском полуострове, а на восточной окраине греческого мира - в

ионийских городах западного побережья Малой Азии, основанных греками и

развивших раньше, чем это произошло в самой Греции, рабовладельческую

промышленность, торговлю и выросшую на их основе духовную культуру.

Последняя создавалась не только гением высокоодаренного народа, но, как уже

сказано выше, была обусловлена также и его связями со странами более

древних восточных цивилизаций Вавилона, Финикии и Египта.

Первые материалистические учения на грани VII-VI веков до н. э.

возникли в Милете - крупнейшем в VI в. до н. э. из всех малоазиатских

греческих городов. С конца VII до конца VI в. до н. э. здесь жили и учили

три мыслителя: Фалес, Анаксимандр и Анаксимен.

Направленность их интересов определялась в первую очередь характером

мифологии, традиционных языческих верований и культов. Греческая же

мифология была религией природы, и одним из важнейших вопросов в ней был

вопрос о происхождении мира. Но между мифологией и философией было

существенное различие. Миф повествовал о том, кто родил все сущее, а

философия спрашивала, из чего оно произошло. В "Теогонии" Гесиода читаем,

что раньше всего возник Хаос, затем Земля, Тартар (подземное царство) и

Эрос - любовное влечение, Хаос породил Ночь и Мрак, от их любовного союза

возникли День и Эфир. Все три первых милетских философа сочетали

философское исследование, а также зачатки научного исследования с запросами

и задачами разносторонней практической деятельности. Поэтому они оказались

одновременно создателями первых в Древней Греции астрономических,

математических, физических и биологических понятий и догадок,

конструкторами первых простейших научных приборов, а также авторами первых

основанных на наблюдении предсказаний астрономических и метеорологических

явлений.

Милетская школа

Будучи центром ремесла и торговли, греческие поселения (полисы)

постепенно развились большие культурные центры. Одним из таких центров был

Милет – город в котором возникла первая философская школа. С конца VII до

конца VI в. до н.э. здесь жили три первых философа: Фалес, Анаксимандр,

Анаксимен.

Выгодное географическое положение и территориальная близость к

культурным центрам Ближнего Востока позволила милетским мыслителям раньше,

чем это удалось другим философам Греции, встретиться с естественнонаучными

ценностями Египта и других культурных стран Азии. Дополняя их сведениями,

полученными из мифологии, науки и собственного опыта, они достаточно четко

осознали существование мира как единого целого, упорядоченного,

гармоничного и доступного пониманию человеческим разумом. Глубина и

последовательность мышления, отличавшая первых натурфилософов означали

значительный шаг в формировании целостного представления о мире. Впервые

сознательно был поставлен вопрос об основных принципах мирового устройства,

о первоначалах, определяющих изменение действительности.

Этот вопрос поставил Фалес (около 624 - 547 гг. до н.э.) - первый

математик и физик Ионии, основатель милетской школы. И не только поставил,

но и с определенной точки зрения его решил, поскольку рассматривал

реальность с промежуточной позиции, как совокупность противоположных начал,

как "сгущение" и "разрежение".

Немного известно и о происхождении мыслителя. По утверждению Диогена

Лаэртского: "Фалес был сыном Эксамия и Клеобулины из рода Фелидов, а род

этот финикийский, знатнейший, соседи потомков Кадма и Агенора." Пытаясь

понять мир Фалес интересовался прежде всего тем, что происходит между небом

и землей.

Фалес и первые ионийские ученые стремились установить, из какой

материи состоит мир.

По Фалесу, природа, как живая, так и неживая, обладает движущим

началом, которое называется такими именами, как душа и Бог.

Будучи купцом, он много путешествовал, расширяя свои научные знания в

самых различных областях человеческой деятельности. Интересовался, в

частности, арифметикой, геометрией, астрономией. Знал ряд геометрических

решений, касающихся доказательства равенства вертикальных углов, углов при

основании равнобедренного треугольника, умел вписать прямоугольный

треугольник в круг и др.

Все эти знания Фалес почерпнул в Вавилонии, Финикии, Египте и

стремился упорядочить их в систему. Кроме того, он обучал математике,

пытаясь излагать ее в отвлеченной, теоретической форме. В Элладе Фалес ввел

календарь, определив продолжительность года в 365 дней, предсказал

солнечное затмение, которое по данным современных астрономов произошло 28

мая 585 года до н.э. Однако, как и вавилоняне и египтяне Фалес не понимал

небесных явлений. Он просто опирался на известную ему периодичность.

Еще в античности ему были приписаны следующие сочинения: "О началах",

"О солнцестоянии", "О равноденствии", "Морская астрология". Не случайно

Фалеса и его последователей, которые с позиции разума первыми занялись

изучением единства природы, античные авторы называли физиками или

физиологами.

Рассматривая мир как непрерывно изменяющееся целое, Фалес полагает,

что он обусловлен различными состояниями одного и того же материального

начала, некой субстанции, ее "сгущением" и "разрежением". Это

свидетельствует о том, что на вопрос о первопричине, первоначале мира, он

дает вполне однозначный и разумный ответ - это отношение

противоположностей. Так, зародившись в мифологии, эта идея находит свое

воплощение и развитие в науке, становится ядром древнегреческой философии.

Фактически, для Фалеса главной точкой зрения - была античная идея

справедливости - Дике, благодаря которой весь непрерывный мир осмысливался

им с позиции промежуточного. И если, например, в едином процессе

рассматривалось отношение между горячей и холодной сторонами, то было

отчетливо видно, как эти противоположности постепенно переходят в

промежуточное состояние. И так было во всем, с любыми противоположными

свойствами или сторонами: белым и черным, женским и мужским, сгущенным и

разреженным и т.п.

Видимо, подобные факты убеждали античных философов в том, что все

противоположности вне зависимости от их качественного содержания

самопроизвольно могут уничтожаться в промежуточное, которое противоречиво

постольку, поскольку содержит в себе противоположные начала. И напротив, из

промежуточного могут возникать не любые, а только противоположные вещи.

В античности этот вывод был распространен повсеместно и признавался

большинством мыслителей. Поэтому в рукописных источниках на нем, видимо, не

акцентировалось внимание. Зато активно осмыслялось другое, И здесь не было

единства между философами, а именно: что принимать за первовещество, за

субстанцию? Фалес находит, что это вода: все появляется из воды - говорит

философ - и в воду все разлагается. При выборе воды решающее значение имело

для него ее жидкое состояние (слово "вода" в древних текстах часто

заменялось словом "жидкое"). По мнению В.Виндельбанда - известного

немецкого историка философии - мысль Фалеса состояла, главным образом, в

том, чтобы объявить мировым веществом такое состояние материи, которое

делало бы возможным переход в обе стороны - как в твердое, так и в летучее,

в виде процесса уплотнения и разрежения.

Что же касается другого взгляда на реальность, т.е. с позиции

соотнесенного, то этот подход, видимо, не привлекал внимания Фалеса,

поскольку не давал возможности увидеть причину происходящих в мире

изменений.

Анаксимандр (610-546 гг. до н.э.) - ученик и последователь Фалеса,

также был разносторонне образованным человеком. Интересовался математикой,

физикой, астрономией, географией, изучал происхождение жизни и др.

Не отрицая по существу учения Фалеса, его основного взгляда на мир,

Анаксимандр в то же время считал, что вода, будучи промежуточным только

между твердым и парообразным состояниями, не могла служить основой всего

сущего, поскольку каждая вещь происходит "из своих собственных начал".

Например, горячее и холодное - из теплого, белое и черное - из серого и

т.п. Так что у каждого состояния, у каждой пары противоположностей должно

быть свое, особое начало, особое промежуточное. Но в таком случае должно

было быть и начало всех начал - первоначало, которое порождает мир в целом.

И оно не может быть ни водой, ни какой-либо другой стихией (землей,

воздухом, огнем), но это должна быть какая-то другая беспредельная природа,

которая в одинаковой степени присуща всем стихиям. Эту бесконечную,

активную, содержащую в себе противоположности среду Анаксимандр называет

“???????“ (апейрон). Именно в ней, по мысли философа, заключается причина

всеобщего возникновения и уничтожения.

Можно предположить, что Анаксимандр представлял себе некую от точки к

точке изменяющуюся материальную среду, наподобие перехода от белого цвета к

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.