Рефераты. Методологическое и логическое основания применения системно-философского подхода к изучению конкретных систем различной природы






своеобразным кодексом поведения ученого, с помощью которого он начинал

судить, достойна ли теория считаться научной, то теперь философия науки

снабдила его инструментом для анализа научных знаний. Следовательно, можно

сказать, что сегодня методолог – это прежде всего специалист, изучающий

состояние и эволюцию системы научных знаний.

Теперь необходимо проанализировать эффективность использования

системно-философского подхода при изучении различных явлений природы с

точки зрения применения особого приема – метафоры. Метафоры – это

стандартный прием языковой практики, которые имеют важную познавательную

функцию. В 1994 году А. Клеймер и Т. Леокард предложили следующую типологию

научных метафор: педагогические метафоры, эвристические метафоры и

конститутивные метафоры.

Педагогические метафоры – призваны прояснять сложные научные цели для

непосвященных, обычно путем создания соответствующих визуальных образов.

Эвристические метафоры – это образы, чаще всего аналогии, которые

помогают ученому осмыслить интересующую его проблему.

Конститутивные метафоры – это целостные концептуальные схемы, с

помощью которых человек постигает окружающий мир. Такие метафоры стоят у

истоков целых научных школ и исследовательских программ, определяя общую

направленность научной мысли.

Все три типа метафор можно встретить в схеме алгоритма самодвижения

симметричной активной системы. [10, с. 54]. Материал, накопленный

естественными и социальными науками, показывает, что первичное

происхождение качественно новых систем – всеобщая закономерность

космической, биотической и социальной материи. Поэтому в механизм и

алгоритм самодвижения активных систем включены как их первичное

происхождение из материи среды, так и вторичное образование из радикалов

предыдущих поколений системы. Следовательно, процесс круговорота материи в

системе при взаимодействии с окружающей средой есть не что иное, как

описание механизма и алгоритма самодвижения активных систем. Схематично он

отражен в приложении 1.

Использование в данной схеме педагогических метафор через создание

особых визуальных образов способствует оптимальному развитию памяти.

Поэтому можно сказать, что системный подход в образовании стимулирует

разработку умения высшего типа – рассуждать логично, обоснованно, творчески

и т.д. И если не упустить момент и систематически стимулировать

свойственные всем людям качества удивления перед миром и создавать в классе

атмосферу удовольствия от интеллектуального поиска, то резервы интеллекта,

которые в неблагоприятных условиях остаются невостребованными, могут быть

максимально задействованы. Например, на обобщающих уроках по биофизике и

др. вполне логично использование подобных схем при анализе существующих

связей между двумя естественными науками или между естественными и

социальными науками. (см. приложение 2)

В качестве эвристической метафоры можно привести пример с воздушным

шариком [10, c. 40]. Для лучшего понимания двух различных сторон системы,

ее представляют в виде постоянно надуваемого и сдуваемого резинового,

воздушного шарика. Сам шарик – это собственно структура, а его содержимое

(вещество и энергия) – это материальное содержимое. Конечно, данная

аналогия очень условна, поскольку между статистической и динамической

частями нет непереходимой грани, но все же она дает в какой-то мере

наглядное представление о соотношении отмеченных частей.

Но наибольшее значение в этой схеме имеет, все-таки, конститутивные

метафоры. Через подобные схемы формируются особые достояния человеческого

сознания – от мировоззренческих образов до научной картины мира. В данном

случае, логика рассуждения опирается на доказательство и обоснование знаний

из различных областей частных наук, следовательно, системные знания о

научной картине мира создают цельную основу мышления, миропонимания и

деятельности человека. Самое главное, системные знания помогают значительно

быстрее и эффективнее усваивать множество знаний из конкретных наук.

В учебном процессе при изучении систем различной природы, таким

образом, рекомендуется иметь ввиду следующие предположения:

- критерием логического основания теории НКМ является ее

непротиворечивость;

- системы Космоса, Биоты и Социума – историчны, т.е. они изменяются и

развиваются во времени;

- использование системно-философского подхода в современном образовании

продиктовано закономерной эволюцией к интеграции и синтезу знаний во

всех сферах человечества;

- схемы и таблицы в приложении помогут значительно быстрее и эффективнее

усваивать множество знаний из конкретных наук.

Приложение 1

[pic]

Схема алгоритма самодвижения симметричной активной системы:

I — этап концентрации материи системой: II — переходный, или этап

поляризации системы; III — этап рассеяния материи из системы; IV — этап

самоорганизации предструктур (1) или новых протоструктур за счет

взаимодействия радикалов (9); 1— 9 — стадии самодвижения активной системы;

1 — предструктура; 2 — протоструктура; 3 — незрелая структура; 4 — зрелая

структура; 5 — поляризованная структура: 6 — структура с разорванным

центром; 7 — распадающаяся структура; 8 — образование радикалов; 9 —

взаимодействие радикалов с образованием новой протоструктуры (2); ВПС —

воспринимающие подструктуры, ППС — проводяще-преобразующие подструктуры;

КПС — концентрирующие подструктуры; qP — радикалы.

Приложение 2

Общие структуры активных систем Космоса, Биоты и Социума

|Школьный |Система |ВПС |ППС |КПС |

|предмет | | | | |

|Физика |Атом |Внешние |Внутренние |Ядро из |

| | |электроны |электроны |протонов и |

| | | | |нейтронов |

|Биология |Живая клетка|Мембрана |Цитоплазма |Ядро |

|География, |Планета |Внешние |Мантия |Ядро |

|астрономия |Земля |геосферы: | | |

| | |лито-, гидро-, | | |

| | |атмо-, био-, | | |

| | |магнито-, | | |

| | |ноосферы | | |

|Астрономия |Звезда |Фотосфера |Зона конвекции|Ядро – зона |

| |Солнце | |и зона |термоядерных |

| | | |переноса |реакций |

| | | |лучистой | |

| | | |энергии | |

|История |Государство |Граница |Основная |Столица |

|государства | | |территория | |

|и права | | | | |

| |Население |Трудящиеся: |Средний класс:|Правящий |

| |государства |крестьяне, |чиновники, |класс: |

| | |рабочие, |работники |дворянство, |

| | |интеллигенция и|торговли и |Дума и т.д. |

| | |т.д. |т.д. | |

|Анатомия |Человек |Эпителий, |Органы, |Мозг, половая|

| | |органы чувств |осуществляющие|система |

| | | |обмен веществ,| |

| | | |скелет, мышцы | |

| |Зуб |Эмаль |Дентин |Пульпа |

| |Глазное |Склера |Стекловидное |сетчатка |

| |яблоко | |тело | |

Литература

1. Афанасьев В. Г. Системность и общество. М., 1980.

2. Воронцов-Вельяминов Б. А. Очерки о Вселенной. М., 1980.

3. Джиджян Р. З. Философские и методологические проблемы науки о

Вселенной. Ереван, 1984.

4. Кузнецова Л. Ф. Картина мира и её функции в научном познании.

Минск, 1984.

5. Мелюхин С. Т. Материя в её единстве, бесконечности и развитии.

М., 1966.

6. Мелюхин С. Т. Философские основания естествознания. М., 1987.

7. Пригожин И. Принцип системности в познании процессов. М., 1986.

8. Розгачева И. К. Самоорганизующиеся системы во Вселенной. М.,

1989.

9. Ушакова Е. В. Развитие общенаучных представлений – одно из

направлений стратегии ускорения НТП // Ускорение социально-

экономического развития и человеческий фактор. (Тезисы). Барнаул,

1987.

10. Ушакова Е. В. Общая теория материи (основы построения).

Ч. 1-3. Барнаул, 1992.

11. Ушакова Е. В. Системная философия и системно-философская научная

картина мира на рубеже третьего тысячелетия. Барнаул, 1998.

12. Klamer A., Leonard Th. So what’s economic metaphor? New York,

1994.

-----------------------

Обмен веществ и энергии

Концентрация материи

Рассеяние материи

Система

Окружающая среда

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.