своеобразным кодексом поведения ученого, с помощью которого он начинал
судить, достойна ли теория считаться научной, то теперь философия науки
снабдила его инструментом для анализа научных знаний. Следовательно, можно
сказать, что сегодня методолог – это прежде всего специалист, изучающий
состояние и эволюцию системы научных знаний.
Теперь необходимо проанализировать эффективность использования
системно-философского подхода при изучении различных явлений природы с
точки зрения применения особого приема – метафоры. Метафоры – это
стандартный прием языковой практики, которые имеют важную познавательную
функцию. В 1994 году А. Клеймер и Т. Леокард предложили следующую типологию
научных метафор: педагогические метафоры, эвристические метафоры и
конститутивные метафоры.
Педагогические метафоры – призваны прояснять сложные научные цели для
непосвященных, обычно путем создания соответствующих визуальных образов.
Эвристические метафоры – это образы, чаще всего аналогии, которые
помогают ученому осмыслить интересующую его проблему.
Конститутивные метафоры – это целостные концептуальные схемы, с
помощью которых человек постигает окружающий мир. Такие метафоры стоят у
истоков целых научных школ и исследовательских программ, определяя общую
направленность научной мысли.
Все три типа метафор можно встретить в схеме алгоритма самодвижения
симметричной активной системы. [10, с. 54]. Материал, накопленный
естественными и социальными науками, показывает, что первичное
происхождение качественно новых систем – всеобщая закономерность
космической, биотической и социальной материи. Поэтому в механизм и
алгоритм самодвижения активных систем включены как их первичное
происхождение из материи среды, так и вторичное образование из радикалов
предыдущих поколений системы. Следовательно, процесс круговорота материи в
системе при взаимодействии с окружающей средой есть не что иное, как
описание механизма и алгоритма самодвижения активных систем. Схематично он
отражен в приложении 1.
Использование в данной схеме педагогических метафор через создание
особых визуальных образов способствует оптимальному развитию памяти.
Поэтому можно сказать, что системный подход в образовании стимулирует
разработку умения высшего типа – рассуждать логично, обоснованно, творчески
и т.д. И если не упустить момент и систематически стимулировать
свойственные всем людям качества удивления перед миром и создавать в классе
атмосферу удовольствия от интеллектуального поиска, то резервы интеллекта,
которые в неблагоприятных условиях остаются невостребованными, могут быть
максимально задействованы. Например, на обобщающих уроках по биофизике и
др. вполне логично использование подобных схем при анализе существующих
связей между двумя естественными науками или между естественными и
социальными науками. (см. приложение 2)
В качестве эвристической метафоры можно привести пример с воздушным
шариком [10, c. 40]. Для лучшего понимания двух различных сторон системы,
ее представляют в виде постоянно надуваемого и сдуваемого резинового,
воздушного шарика. Сам шарик – это собственно структура, а его содержимое
(вещество и энергия) – это материальное содержимое. Конечно, данная
аналогия очень условна, поскольку между статистической и динамической
частями нет непереходимой грани, но все же она дает в какой-то мере
наглядное представление о соотношении отмеченных частей.
Но наибольшее значение в этой схеме имеет, все-таки, конститутивные
метафоры. Через подобные схемы формируются особые достояния человеческого
сознания – от мировоззренческих образов до научной картины мира. В данном
случае, логика рассуждения опирается на доказательство и обоснование знаний
из различных областей частных наук, следовательно, системные знания о
научной картине мира создают цельную основу мышления, миропонимания и
деятельности человека. Самое главное, системные знания помогают значительно
быстрее и эффективнее усваивать множество знаний из конкретных наук.
В учебном процессе при изучении систем различной природы, таким
образом, рекомендуется иметь ввиду следующие предположения:
- критерием логического основания теории НКМ является ее
непротиворечивость;
- системы Космоса, Биоты и Социума – историчны, т.е. они изменяются и
развиваются во времени;
- использование системно-философского подхода в современном образовании
продиктовано закономерной эволюцией к интеграции и синтезу знаний во
всех сферах человечества;
- схемы и таблицы в приложении помогут значительно быстрее и эффективнее
усваивать множество знаний из конкретных наук.
Приложение 1
[pic]
Схема алгоритма самодвижения симметричной активной системы:
I — этап концентрации материи системой: II — переходный, или этап
поляризации системы; III — этап рассеяния материи из системы; IV — этап
самоорганизации предструктур (1) или новых протоструктур за счет
взаимодействия радикалов (9); 1— 9 — стадии самодвижения активной системы;
1 — предструктура; 2 — протоструктура; 3 — незрелая структура; 4 — зрелая
структура; 5 — поляризованная структура: 6 — структура с разорванным
центром; 7 — распадающаяся структура; 8 — образование радикалов; 9 —
взаимодействие радикалов с образованием новой протоструктуры (2); ВПС —
воспринимающие подструктуры, ППС — проводяще-преобразующие подструктуры;
КПС — концентрирующие подструктуры; qP — радикалы.
Приложение 2
Общие структуры активных систем Космоса, Биоты и Социума
|Школьный |Система |ВПС |ППС |КПС |
|предмет | | | | |
|Физика |Атом |Внешние |Внутренние |Ядро из |
| | |электроны |электроны |протонов и |
| | | | |нейтронов |
|Биология |Живая клетка|Мембрана |Цитоплазма |Ядро |
|География, |Планета |Внешние |Мантия |Ядро |
|астрономия |Земля |геосферы: | | |
| | |лито-, гидро-, | | |
| | |атмо-, био-, | | |
| | |магнито-, | | |
| | |ноосферы | | |
|Астрономия |Звезда |Фотосфера |Зона конвекции|Ядро – зона |
| |Солнце | |и зона |термоядерных |
| | | |переноса |реакций |
| | | |лучистой | |
| | | |энергии | |
|История |Государство |Граница |Основная |Столица |
|государства | | |территория | |
|и права | | | | |
| |Население |Трудящиеся: |Средний класс:|Правящий |
| |государства |крестьяне, |чиновники, |класс: |
| | |рабочие, |работники |дворянство, |
| | |интеллигенция и|торговли и |Дума и т.д. |
| | |т.д. |т.д. | |
|Анатомия |Человек |Эпителий, |Органы, |Мозг, половая|
| | |органы чувств |осуществляющие|система |
| | | |обмен веществ,| |
| | | |скелет, мышцы | |
| |Зуб |Эмаль |Дентин |Пульпа |
| |Глазное |Склера |Стекловидное |сетчатка |
| |яблоко | |тело | |
Литература
1. Афанасьев В. Г. Системность и общество. М., 1980.
2. Воронцов-Вельяминов Б. А. Очерки о Вселенной. М., 1980.
3. Джиджян Р. З. Философские и методологические проблемы науки о
Вселенной. Ереван, 1984.
4. Кузнецова Л. Ф. Картина мира и её функции в научном познании.
Минск, 1984.
5. Мелюхин С. Т. Материя в её единстве, бесконечности и развитии.
М., 1966.
6. Мелюхин С. Т. Философские основания естествознания. М., 1987.
7. Пригожин И. Принцип системности в познании процессов. М., 1986.
8. Розгачева И. К. Самоорганизующиеся системы во Вселенной. М.,
1989.
9. Ушакова Е. В. Развитие общенаучных представлений – одно из
направлений стратегии ускорения НТП // Ускорение социально-
экономического развития и человеческий фактор. (Тезисы). Барнаул,
1987.
10. Ушакова Е. В. Общая теория материи (основы построения).
Ч. 1-3. Барнаул, 1992.
11. Ушакова Е. В. Системная философия и системно-философская научная
картина мира на рубеже третьего тысячелетия. Барнаул, 1998.
12. Klamer A., Leonard Th. So what’s economic metaphor? New York,
1994.
-----------------------
Обмен веществ и энергии
Концентрация материи
Рассеяние материи
Система
Окружающая среда
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5