Рефераты. Материализм Л.Фейербаха






предшественника Гегеля, а на уровне жизнедеятельности отдельного человека.

В результате вопрос о тождестве мышления и бытия, который находится в

центре внимания всей немецкой классики, у Фейербаха обретает вид

психофизической проблемы, то есть вопроса о соотношении души и тела.

Непосредственное тождество души и тела, а значит, идеального и

материального, Фейербах усматривает в головном мозге человека. «...В

мозговом акте, — пишет в связи с этим Фейербах, — как высочайшем акте,

деятельность произвольная, субъективная, духовная и деятельность

непроизвольная, объективная, материальная тождественны, неразличимы»[5].

Иначе говоря, Фейербах непосредственно отождествляет душу и тело,

доказывая, что на уровне головного мозга это одно и то же. Тем самым

Фейербах, отказавшись от идеализма, игнорирует и те открытия, которые были

сделаны Фихте, Шеллингом и Гегелем. Ведь серьезным завоеванием немецкого

идеализма явилась трактовка души как системы деятельных способностей

человека. Мозг есть орудие мыслящего субъекта, доказывали они, и как раз

при помощи мозга и других телесных и культурных органов субъект создает

идеальные образы внешнего мира.

Таким образом, только в своей деятельности мозг становится органом

идеального. И не любая, а только культурно-историческая деятельность

рождает в нашем мозгу мысли о прекрасном, возвышенном и многом другом.

Общаясь с миром культуры, мы высекаем из этого деятельного опосредствования

искру мысли. А животные, общаясь с природой, довольствуются повадками,

привычками, элементарными психическими образами. Что касается мозга самого

по себе, то в нем, конечно, нет ни грана идеального. Сказать о нем, что он

и есть «идеальное», это все равно, что сказать: камень есть идеальное.

Разница в сложности этих тел здесь непринципиальна.

Итак, без знания опосредствующих связей, которыми занимается

диалектика, в соотношении идеального и материального нам не разобраться. Но

Фейербах, как известно, отбросил гегелевский идеализм, а вместе с ним и

гегелевскую диалектику. По выражению Энгельса, Фейербах вместе с грязной

водой выплеснул ребенка. А в результате Фейербах, настаивая на том, что

мысль и мозг непосредственно совпадают, предлагает природой мышления

заняться медицине.

Здесь перед нами один из главных парадоксов учения Фейербаха. Ведь

медицина всегда занималась телом человека, именуемым по-гречески «сомой».

Более точно «сома» — любой живой организм. И только особая область

медицины, а именно психиатрия, занимается человеческой душой, по-гречески

«психеей». Однако психиатрия занимается душой человека в ее патологии, то

есть при отклонении от нормы. А что такое душа человека в ее норме,

психиатр сам никогда не ответит. Здесь он должен обратиться к психологии,

которая в вопросе о природе души смыкается с классической философией.

Но Фейербах настаивает на том, что человеком и его природой должна

заниматься философия, основанная на медицине. Этой апелляцией к медицине он

стремится придать научный вес своим изысканиям, в противоположность

идеалистической философии, не скрывавшей своих связей с христианской

религией. Тем не менее взгляды Фейербаха нельзя отождествлять с популярными

в середине XIX века взглядами материалистов Фохта, Бюхнера и Молешотта.

Вслед за французским медиком Кабанисом, они настаивали на том, что мысль

выделяется мозгом, как желчь печенью, и что характер наших мыслей во многом

зависит от состава потребляемой пищи. Тем самым идея тождества мысли и

мозга, почерпнутая из работ Фейербаха, была выражена ими в самой вульгарной

форме. Известно, что Л. Фейербах выступил с критикой воззрений философа и

физиолога Я. Молешотта. Чтобы отмежеваться от вульгарно материалистических

взглядов, Фейербах предпочитал именовать свое учение «реальным гуманизмом»,

а не материализмом.

Фейербах подверг обстоятельной критике агностицизм и субъективный

идеализм. Уничтожающие язвительно возражал против берклианства выдающийся

материалист: “Почему же кошка впивается своими когтями в мышь, а не в

собственные глаза, если мышь, которую она видит, существует только в ее

глазах? – потому что кошка не хочет умереть с голоду ради любви к

идеалистам, терпя при этом страдания”[6].

В учении о познании Фейербах разрабатывает вопрос об отражении

материального мира в сознании человека и тем самым делает значительный шаг

вперед по сравнению предшествующим материализмом.

Не признавая никакой сверхчувственной реальности, Фейербах тяготел к

сенсуализму и отвергал возможность чисто отвлеченного познания с помощью

разума. Познание мира безгранично, как и сам мир. Однако теории познания

Фейербаха, как всему его материализму, присущ созерцательный характер,

непонимание роли и значения практической деятельности человека.

ГЛАВА 3. ЧЕЛОВЕК В КОНЦЕПЦИИ ФЕЙЕРБАХА

Чтобы познать человека, нужно его полюбить[7].

Фейербах отвергает трактовку человека как только духовного существа (в

том числе картезианское “Мыслю, следовательно, существую”), но признает

человека как единство тела и души.

Человека Фейербах рассматривает прежде всего как телесное, чувственно-

конкретное существо. Главное отличительное свойство человека по сравнению с

животными Фейербах видит не в мышлении, а в универсальности. Будучи

универсальным, неограничен и свободен. Животное может иметь более тонкие

чувства, но предметом этих чувств являются только те вещи, которые имеют

непосредственное отношение к жизненным потребностям животного, т.е. эти

чувства ограничены чем-то определенным. Человеческие же чувства

универсальны, они возвышаются до "самостоятельного теоретического смысла и

достоинства": "универсальное чувство есть разум, универсальная

чувственность — духовность"[8]. Мыслит не мозг, не Я, не разум, а только

человек как действительное, телесное, универсальное и родовое существо.

Поэтому, когда перед Фейербахом встает вопрос, где и как «человек»

(«мыслящее тело») находится в непосредственном единстве (контакте) с

окружающим миром, он отвечает: в созерцании. В созерцании индивида,

поскольку под «человеком» тут понимается именно индивид.

Тут-то и корень всех слабостей. Ибо в «созерцании» этому индивиду дан

всегда продукт деятельности всех других индивидов, взаимодействующих между

собой в процессе производства материальной жизни. Иными словами, в

созерцании ему даны лишь те свойства и формы природы, которые уже ранее

превращены в свойства и формы деятельности человека, ее предмета и

продукта.

У Фейербаха есть произведение под названием “Против дуализма тела и

души ...” Он считал, что в человеке нет такого дуализма, эти надумано.

Человек богат различными проявлениями его природы” В теории познания

Фейербах - сенсуалист, поскольку он полагал, что реальность дана нам в

ощущениях. Новая философия, писал он, рассматривает бытие с точки зрения

ощущаемого объекта, “каково оно для нас”. “Бытие есть тайна созерцания,

ощущения, любви”[9]. Можно привести еще одно из известных высказываний

философа на этот счет: “Если вы хотите улучшить людей, то сделайте их

счастливыми, если же вы хотите сделать их счастливыми, то ступайте к

источникам всякого счастья, всех радостей - к чувствам”[10].

Фейербах так определяет сущность человека "...я - действительное,

чувственное существо: тело входит в мою сущность; более того, тело в

полноте своего состава и есть мое Я, составляет мою сущность". Итак, если

тело - сущность человека, то ..."человек не есть существо тождественное и

простое, но по сути своей дуалистичное, действующее и страдающее,

самостоятельное и зависимое, самодостаточное и общественное, или

симпатизирующее, теоретическое и практическое, выражаясь языком старой

философии: идеалистическое и материалистическое существо, словом, в его

сущность входят голова и сердце"[11].

"Человек, — заявляет Фейербах,— сознает самого себя из предмета:

сознание предмета есть самосознание человека. По предмету мы можем узнать

человека, в нем проявляется его сущность: предмет представляет собой

явленную сущность человека, его истинное, объективное "Я". Итак, сущность

человека — все, что служит объектом его мышления и труда.

Сущность человека является земной, она имеет общественный характер,

включает в себя его телесность, его чувственность и в конечном итоге

определяется природой, которая породила человека.

Антропологизм Фейербаха в теории познания выражается в том, что он

своеобразно толкует само понятие “объект”. По Фейербаху, понятие объекта

первоначально формируется в опыте человеческого общения, и поэтому первый

субъект для человека - это другой человек. Именно в любви к другому

проявляется факт самого существования и любящего, и объекта любви (другого

человека). Из всех человеческих чувств Фейербах особо выделяет чувство

любви. "Любовь есть познание личности". "Есть только одно зло, — пишет он,

— это — эгоизм; и только одно благо, это — любовь. Любовь делает человека

Богом и Бога — человеком. Любовь есть материализм; нематериальная любовь

есть нелепость. ... Но в то же время любовь есть идеализм природы; любовь

есть дух, esprit"[12].

Искусство, религия и философия являются средством воплощения сущности

человека. Религия есть отношение человека к своей собственной сущности, но

такое отношение, в котором он отделяет свою сущность от себя и относится к

ней как к какому-то отличному от себя и даже противоположному себе явлению.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.