Рефераты. Марк Тулий Цицерон. Государство и право






Марк Тулий Цицерон. Государство и право

Доклад

студентов гр.АИ-1-93

Рыбиной Марины и Частухина Виталия

по дисциплине ТСПП

на тему: Учение Цицерона о государстве и праве

Марк Туллий Цицерон (106—43 гг. до н. э.)— знаменитый римский оратор,

юрист, государственный деятель и мыслитель. В его обширном творчестве

значительное внимание уделено проблемам государства и права. Специально эти

вопросы освещены в его работах «О государстве» и «О законах». Целый ряд

политико-правовых проблем рассматривается и в других его произведениях

(например, в работе «Об обязанностях»), а также в его многочисленных

политических и судебных речах.

Теоретические воззрения Цицерона в области государства и права находятся

под заметным влиянием древнегреческой мысли, и прежде всего учений Платона,

Аристотеля, Полибия и стоиков. Вместе с тем это «иноземное» влияние Цицерон

как патриот Рима и практический политик стремился соединить и согласовать с

собственно римскими традициями в области государственно-правовой практики и

политико-правовой мысли, с самобытной историей римского государства и

права, с реальной обстановкой и актуальными задачами современной ему

социальной и политической действительности. В целом творческое

использование идей предшественников в политико-правовом учении Цицерона

сочетается с развитием им ряда оригинальных и новых положений в области

теории государства и права.

Государство (respublica) Цицерон определяет как дело, достояние народа (res

populi). При этом он подчеркивает, что «народ не любое соединение людей,

собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей,

связанных между собою согласием в вопросах права и общностью интересов».

Тем самым государство в трактовке Цицерона предстает не только как

выражение общего интереса всех его свободных членов, что было характерно и

для древнегреческих концепций, но одновременно также и как согласованное

правовое общение этих членов, как определенное правовое образование, «общий

правопорядок». Таким образом, Цицерон стоит у истоков той юридизации

понятия государства, которая в последующем имела много приверженцев, вплоть

до современных сторонников идеи «правового государства». Основную причину

происхождения государства Цицерон видел не столько в слабости людей и их

страхе (точка зрения Полибия), сколько в их врожденной потребности жить

вместе.

Разделяя в этом вопросе позицию Аристотеля, Цицерон отвергал широко

распространенные в его время представления о договорном характере

возникновения государства.

Влияние Аристотеля заметно и в трактовке - Цицероном роли семьи как

первоначальной ячейки общества, из которой постепенно и естественным путем

возникает государство. Он отмечал изначальную связь государства и

собственности и разделял положение стоика Панетия о том, что причиной

образования государства является охрана собственности. Нарушение

неприкосновенности частной и государственной собственности Цицерон

характеризует как осквернение и нарушение справедливости и права.

Возникновение государства (также и права) не по мнению и произволу людей, а

согласно всеобщим требованиям природы, в том числе и согласно велениям

человеческой природы, в трактовке Цицерона означает, что по своей природе

и сущности они (государство и право) носят божественный характер и основаны

на всеобщем разуме и справедливости. Изучение всей природы, отмечал

Цицерон, приводит к пониманию того, что «всем этим миром правит разум».

Данное положение, сформулированное еще древнегреческим философом

Анаксагором, используется Цицероном для обоснования своего понимания

«природы» как обусловленного и пронизанного божественной волей всеобщего

источника разумных и справедливых установлений и действий людей. Именно

благодаря тому, что люди самой природой наделены «семенами» разума и

справедливости и, следовательно, им доступно постижение божественных начал,

стало возможным само возникновение упорядоченного человеческого общения,

добродетелей, государства и права.

Разум — высшая и лучшая часть души, «царский империй», обуздывающий все

низменные чувства и страсти в человеке (алчность, жажду власти и славы и

т. д.), «мятеж души». Поэтому, писал Цицерон, «при господстве мудрости нет

места ни для страстей, ни для гнева, ни для необдуманных поступков».

В русле традиций древнегреческой мысли Цицерон уделял большое внимание

анализу различных форм государственного устройства, возникновению одних

форм из других, «круговороту» этих форм, поискам «наилучшей» формы и т. д.

Критерии различения форм государственного устройства Цицерон усматривал в

«характере и воле» тех, кто правит

государством. В зависимости от числа правящих он различал три простые формы

правления: царскую власть, власть оптиматов (аристократию) и народную

власть (демократию). «И вот, когда верховная власть находится в руках у

одного человека, мы называем этого одного царем, а такое государственное

устройство — царской властью. Когда она находится в руках у выборных, то

говорят, что эта гражданская община управляется волей оптиматов. Народной

же (ведь ее так и называют) является такая община, в которой все находится

в руках народа».

Все эти простые формы (или виды) государства не совершенны и не наилучшие,

но они, по Цицерону, все же терпимы и могут быть вполне прочны, если только

сохраняются те основы и связи (в том числе — и правовые), которые впервые

накрепко объединили людей в силу их общего участия в создании государства.

Каждая из этих форм имеет свои достоинства и недостатки. В случае, если бы

предстоял выбор среди них, предпочтение отдается царской власти, а на

последнее место ставится демократия. «Благоволением своим,— пишет Цицерон,

— нас привлекают к себе цари, мудростью — оптиматы, свободой — народы».

Перечисленные достоинства разных форм правления, по мысли Цицерона, могут и

должны быть в их совокупности, взаимосвязи и единстве представлены в

смешанной (а потому и наилучшей) форме государства. В простых же формах

государства эти достоинства представлены односторонне, что и обусловливает

недостатки простых форм, ведущие к борьбе между различными слоями населения

за власть, к смене форм власти, к их вырождению в «неправильные» формы.

Так, при царской власти, пояснял Цицерон, все прочие люди отстранены от

участия в принятии решений и законов; народ не пользуется свободой и

отстранен от власти и при господстве оптиматов. При демократии же, «когда

все вершится по воле народа, то, как бы справедлив и умерен он ни был, все-

таки само равенство это не справедливо, раз при нем нет ступеней в

общественном положении».

Основной порок простых форм государства состоит, согласно Цицерону, в том,

что все они неизбежно, в силу присущей им односторонности и неустойчивости,

находятся на «обрывистом и скользком пути», ведущем к несчастью. Царская

власть, чреватая произволом единовластного правителя, легко вырождается

тиранию, а власть оптиматов из власти наилучших (по мудрости и доблести)

превращается в господство клики богатых и знатных. Хотя такая власть и

продолжает ошибочно именоваться правлением оптиматов, но на деле, замечает

Цицерон, «нет более уродливой формы правления, чем та, при которой

богатейшие люди считаются наилучшими». Соответственно и полновластие

народа, по оценке Цицерона, приводит к пагубным последствиям, к «безумию и

произволу толпы», к ее тиранической власти.

Эти уродливые виды властвования (тирания единоличного владыки или толпы,

господство клики) уже не являются, согласно Цицерону, формами государства,

поскольку в таких случаях вовсе отсутствует само государство, понимаемое

как общее дело и достояние народа, отсутствуют общие интересы и

общеобязательное для всех право.

Предотвратить подобное вырождение государственности, по мнению Цицерона,

можно лишь в условиях наилучшего (т. е. смешанного) вида государственного

устройства, образуемого путем равномерного смешения положительных свойств

трех простых форм правления. «Ибо, — подчеркивал он, — желательно, чтобы в

государстве было нечто выдающееся и царственное, чтобы одна часть власти

была уделена и вручена авторитету первенствующих людей, а некоторые дела

были предоставлены суждению и воле народа». В качестве важнейших достоинств

такого государственного строя Цицерон отмечал прочность государства и

правовое равенство его граждан.

Как путь к смешанной форме правления Цицерон (вслед за Полибием) трактовал

эволюцию римской государственности от первоначальной царской власти к

сенатской республике. При этом аналогию царской власти он видел в

полномочиях магистратов (и, прежде всего, консулов), власти оптиматов — в

полномочиях сената, народной власти — в полномочиях народных собраний и

народных трибунов. В этой связи Цицерон восхищался дальновидностью и

мудростью «предков», создавших такую разумную форму государства, и призывал

твердо придерживаться их политических заветов. Подчеркивая опасность крена

в сторону того или иного начала смешанной государственности и выступая за

их взаимное равновесие, он подчеркивал необходимость «равномерного

распределения прав, обязанностей и полномочий — с тем, чтобы достаточно

власти было у магистратов, достаточно влияния у совета первенствующих людей

и достаточно свободы у народа».

Достоинства государственного устройства Рима — это по оценке Цицерона, плод

многовекового опыта всего римского народа, а не создание отдельного

одаренного лица, от которого обязательно что-то ускользает. В отличие от

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.