Рефераты. Личность и общество






Личность и общество

ТЕМА № 8: “ЛИЧНОСТЬ и ОБЩЕСТВО”

П Л А Н :

Введение.

1. Индивид, индивидуальность, личность.

2. Проблемы свободы и ответственности личности.

3. Личность в правовом государстве.

Заключение.

В в е де н и е

Проблемы личности, личности и общества всегда затрагивали умы

выдающихся ученых разных эпох, которые пытались определить место личности в

человеческом обществе и рассмотреть человеческую личность, как обособленную

индивидуальность вне общества, так как каждая личность представляет собой

обособленный духовный мир.

В процессе рассмотрения этих вопросов всегда сопоставлялись интересы

личности и общества. Общество представляет собой единый и огромный

механизм, состоящий из крошечных элементов - человеческих личностей. И чем

дальше развивалось общество, тем все актуальнее становилась проблема

личности и общества, которая все чаще затрагивается на страницах книг и

журналов.

1. Индивид, индивидуальность, личность.

Личность - это человеческий индивид в аспекте его социальных

качеств, формирующихся в процессе исторических конкретных видов

деятельности и общественных отношений. Сущность “особой личности”

составляет не ее борода, не ее кровь, не ее абстрактная природа, а ее

социальное качество. Человеческий индивид - это единичный представитель

человеческого рода, отдельно взятый человек, безотносительно к его реальным

антропологическим и социальным особенностям. Родившийся ребенок - индивид,

но он еще не есть человеческая индивидуальность, так как человеческая

индивидуальность - это неповторимый самобытный способ бытия конкретной

личности в качестве субъекта самостоятельной деятельности, это

индивидуальная форма общественной жизни человека. Индивид становится

индивидуальностью по мере того, как перестает быть “единицей” человеческого

рода и приобретает относительную самостоятельность своего бытия в обществе,

становится личностью. Личность социальна по своей сущности и индивидуальна

по способу своего существования, индивидуальность выражает собственный мир

индивида, его особый жизненный путь, который по своему содержанию

определяется социальными условиями, а по происхождению, структуре и форме

носит индивидуальный характер. Сущность индивидуальности раскрывается в

самостоятельности конкретного индивида, его самобытности, способности быть

самим собой в рамках социальной системы.

Важная роль природных задатков, врожденных особенностей в

развитии индивида опосредована социальными факторами. Способ существования

индивидуальной жизни есть проявление более особенное или более общее,

родовой жизни человека. Индивидуальность - это единство уникальных и

универсальных свойств человека, целостная система, формирующаяся в процессе

динамического взаимодействия его качеств, общих, типичных -

общечеловеческих, природных и социальных признаков, особенных - конкретно-

исторических и единичных - неповторимых телесных и духовно-этических

характеристик. По мере исторического развития деятельности человека все

более развивается индивидуализация его самого и его отношений в различных

областях жизни.

Развитие индивидуальности играет важную роль в истории

человечества как одно из необходимых условий его прогресса.

Индивидуализация и совершенствование личности неразрывно связаны с

преобразованием общества, с ликвидацией отчуждения, с борьбой против

индивидуализма и созданием условий сотрудничества и взаимопомощи в

обществе. Хотя природная основа личности, ее биологические особенности

определяются факторами развития, ее сущностным основанием являются не ее

природные качества, а качества социально-значимые - взгляды, способности,

потребности, интересы, моральные убеждения.

Личность - это динамическая, относительно устойчивая целостная

система интеллектуально-культурных, морально-волевых качеств человека,

выраженных в индивидуальных способностях его сознания и деятельности.

Личность представляет собой диалектическое единство общего социально-

этического, особенного классового, национального и отдельно-

индивидуального. В конкретно-исторических обстоятельствах личность

выступает как целостность, которая задана определенной социальной системой.

Личность - это lдействительность индивида, как социального феномена и

субъекта, реализующего себя в различных видах социального общения.

Социальные качества личности проявляются в ее действиях, поступках,

отношениях между людьми. По этим поступкам можно в известной степени судить

о внутреннем мире человека, его духовных и нравственных качествах как

положительных, так и отрицательных.

Познание структуры личности возможно как в общеисторическом

плане, так и в плане исследований тех или иных аспектов этой структуры

отдельными науками - биологией, психологией, социологией, педагогикой.

Определяющее воздействие социальных и природных факторов на формирование и

развитие личности происходит через ее субъективность. Внутреннее содержание

личности, ее субъективный мир - это не результат механического внедрения, в

ее сознание многообразных внешних воздействий, а итог той внутренней работы

самой личности, в процессе которой внешнее, пройдя через субъективность

личности, перерабатывается, осваивается и применяется в практической

деятельности.

В зависимости от характера общественных отношений, уровня

знаний и силы воли индивид обретает возможность оказывать большее или

меньшее влияние на факторы его развития. Понятие “личность” характеризует

человека как активного субъекта социальных отношений. В то же время человек

- это не только субъект, но и объект деятельности, совокупность функций,

которые он выполняет в силу сложившегося разделения труда, принадлежность к

тому или иному классу или социальной группе с их идеологией и психологией.

Одним из важнейших качеств, стержнем личности является характер

мировоззрения личности, которое в значительной мере предопределяет

направленность и особенность всех социально-значимых ее решений и

проступков. Социальная структура личности формируется в производственной

деятельности и во внепроизводственных отношениях. Степень развития личности

прямо зависит от богатства реальных общественных отношений, в которые она

включена. Эта закономерность лежит в основе разработок типологии личности.

2. Проблемы свободы и ответственности

личности.

Индивид и общество находятся в диалектических взаимоотношениях,

их нельзя противопоставлять, ибо индивид есть общественное существо и

всякое проявление его жизни, даже если оно и не выступает в

непосредственной форме коллективного ее проявления, обладая общеродовыми

признаками, может выступать и как самобытная индивидуальность.

В современных условиях и условиях ускоренного развития

цивилизации роль личности в обществе становится все значительнее, в связи с

этим все чаще возникает проблема свободы и ответственности личности перед

оществом.

Первая попытка обоснования точки зрения объяснения взаимосвязи

свободы и необходимости ее признания их органической взаимосвязи

принадлежит Спинозе, который определил свободу, как осознанную

необходимость.

Развернутая концепция диалектического единства свободы и

необходимости с идеалистических позиций была дана Гегелем. Научное,

диалектико-материалистическое решение проблемы свободы и необходимости

исходит из признания объективной необходимости как первичного, а воли и

сознания человека - как вторичного производного.

В обществе свобода личности ограничивается интересами общества.

Каждый человек - индивид, его желания и интересы не всегда совпадают с

интересами общества. В этом случае личность под воздействием общественных

законов должна поступать в отдельных случаях так, чтобы не нарушать

интересов общества, в противном случае ему грозит наказание от имени

общества.

В современных условиях, в эпоху развития демократии проблема

свободы личности становится все глобальнее. Она решается на уровне

международных организаций в виде законодательных актов о правах и свободах

личности, которые в настоящее время становятся в основу любой политики и

тщательно охраняются.

Однако не все проблемы свободы личности решены в России и во

всем мире, так как это одна из самых тяжелых задач. Личности в обществе на

данный момент исчисляются миллиардами и каждую минуту на земле сталкиваются

их интересы, права и свободы.

Неразделимы и такие понятия как свобода и ответственность, так

как свобода не вседозволенность, за нарушение чужих прав и свобод личность

несет ответственность перед обществом по закону, принятому обществом.

Ответственность - это категория этики и права, отражающая

особое социальное и морально-правовое отношение личности к обществу,

человечеству в целом. Построение современного общества, внедрение

сознательного начала в социальную жизнь, приобщение народных масс к

самостоятельному управлению обществом и историческому созиданию резко

увеличивает меру личной свободы и одновременно социальной и моральной

ответственности каждого.

В праве гражданская, административная и уголовная

ответственность устанавливается не формальным путем выяснения состава

преступления, но и с учетом воспитания правонарушителя, его жизни и

деятельности, степени сознания вины и возможности исправления в дальнейшем.

Это сближает правовую ответственность с моральной, то есть осознание

индивидом интересов общества в целом и в конечном счете понимания законов

поступательного развития истории.

3. Личность в правовом государстве.

Соблюдение прав и свобод личности и ответственность перед

законом за совершенное преступление - является одним из признаков правового

государства.

Развитие человеческой цивилизации требует и цивилизованного

развития права, поэтому возникла концепция правового государства как

определяющая любую государственность. Прошло время правового беспредела,

когда права и свободы личности ничем не гарантировались и не защищались.

Общество имеет новые пути правового обустройства человека, который будет

уверен в завтрашнем дне, будет смело идти по жизни.

Правовое государство гарантирует личности его права и свободы и

их правовую защиту - важнейший принцип. Следующий принцип - подчинение

только закону и деятельность на основании закона, принятого обществом в

условиях полной демократии.

Правовое государство является своего рода сочетанием свободы и

ответственности, когда человек полностью свободен в моральном и правовом

смысле с одной стороны, а за совершение преступления наступает

ответственность - с другой стороны.

Правовое государство и народовластие - это неразделимые

понятия, управление и самоуправление народных масс, подотчетность выборных

органов своим избирателям и смена этих органов при несправлении с

возложенными на них обязанностями и задачами, нарушением ими закона.

Правовое государство предполагает закрепление интересов

личности на первом месте, устраняет неравноправие наций, ставит на одну

линию мужчину и женщину, создает все условия для абсолютного равенства всех

членов общества перед законом независимо от происхождения, положения в

обществе.

Конституция России поставила интересы личности на первое место.

Первоочередная задача для правоохранительных органов - охрана личного,

государственного и общественного имущества, установила статус личности,

гарантии прав и свобод. Это подчеркивает возрастающую роль личности в

современных условиях для ее развития в обществе.

Список литературы:

- Учебник по философии.

- “Люди, проблемы, решения”. 1989.

- Конституция РФ.

- Философский словарь.



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.