Рефераты. Лекции по истории философии (начало)






Лекции по истории философии (начало)

Лекция 1. Общее понятие философии. (Философия, миф и искусство).

Ошибка, как проблематизация обыденного и постановка проблемы истины.

Уникальность, личностность истины в виду ошибки, которая всегда личная

ошибка, поскольку она следствие поступка. И её всеобщность в силу претензии

на уникальность всякого личного бытия как мира вообще. Я могу признать, что

не всё знаю, но я точно знаю, что мне нужно, а мне нужно всё, и в отношении

этого неопределённого всё, всё вокруг вступает с ним или со мной в

отношение. Жизнь, как спортивное соревнование. Счёт, число и представление

о возможном выборе.

Покинутая родина, как мифологический исток и сфера понятного –

предательство как начало мышления. Слепота в изначально и по определению

понятном мире мифа, дома. Миф как сфера законной претензии на уникальность

в его анонимном контексте. Ошибка обнаруживает себя пост фактум, как

результат встречи с другим. Эпистемологическая случайность (чистая

формальность) такой встречи. Представление о том, кто её подготовил.

Проблема знания другого мира, собственно открытие проблемы знания. Я всегда

не знал, что так будет.

Спина. Она у нас есть, потому, что нет глаз на затылке. Запрет на обращение

к началу. Прозрачность знания хаотического истока начала и прозрачность

незнания видящего образ знающего со стороны, т. е. не обернувшегося. Образ

как эпистемологически скрытое начало, метафора. Соляной столп, жена Лота.

Я, как только образ для другого, и ирония. Дилемма – либо нести дом с

собой, либо встретиться с собой, как с проблемой вне дома. Абсолютный

другой как судьба и невыбираемое.

Миф как сфера искусственного культивирования человеческого. Ритуал. Пример:

архаический ритуал плача. Противоположность сферы переживания и

биологически заданной эмоции сфере искусства. [Принципиальная

неразличимость в данном контексте, в сфере позитивной истины,

феноменологического описания и аналитического объяснения, смыслового и

причинного истолкования]. Искусство и миф как сфера производства

человеческого бытия, непрерывности, памяти. Различие представления о мире,

и самого мира – ритуала, книги, произведения искусства, науки, как среды

бытия человека. Проблема необходимости предельной эмоции – смерть,

невозможное сознание дискретности, как начало творения. Миф – не сказка,

чудесное как элемент жизни вне меня, но в моём взоре. Стена и её чудесные

преодоления.

Божественное на земле, как предельный предмет интереса и интерполяции –

идеал. Мудрость и любовь к мудрости – философия (обладание предметом, как

умение, и предмет в идее). [Здравый смысл, как область идеалогического и

природного сокрытия реальной проблемы лишённости идеального, того что у

каждого в мечте, самого смысла: дерево зелёное, небо синее, постоянная

любовь]. Любимое, как произведение искусства, творящее мир реципиента.

Переход к феномену произведения искусства.

Очарование произведения искусства (непосредственное единство конкретного и

всего на свете в произведении искусства – слепота в его присутствии) и

проблема обнаружения собственной бездарности перед его лицом. Проблема

первого и второго, первого и второго мазка кистью. Эпистемологический

парадокс произведения искусства: что нас очаровывает, то нас ослепляет.

Несуществование предмета культа для знания. Ничтожность того, что

составляет весь мир для очарованного (мы смотрим на мир чужими глазами) и

одновременно составляет поле невозможности сотворить тоже самое, т. е. этот

мир как собственный. Проблема мимесиса. Мелодия и практическая заданность

референта любого рода знака. Кто прервал цепь дискретных переживаний своей

мелодией, тот и достоин любви и ненависти. Уникальность произведения

искусства и эквивалентность предмета знания и потребления. Скажи мне кто

твой друг, и я скажу кто ты. Друг, как модная модель и товар – современная

форма соперничества: соперничество за модель. Произведение искусства и

модная модель. Серийность вещей в поле общества потребления. Современный

нам ритуал потребления. Намёк. Ругательство. Онтологическая явность химеры,

и, тем не менее, только видимость её существования. Неопределённость и

невозможное – возможное.

Философия, как поиск и утверждение начала или феномена основанного только

на самом себе. Любимое, важнейшее, последнее, как начало и определение

философии. Родство её с искусством и религией в этом смысле.

Неоднозначность противопоставления истины и лжи (присутствовать не

присутствуя – ирония), добра и зла (благие намерения – шутка), прекрасного

и безобразного (тривиальная безотчётность любви – шутка природы). Мир как

порядок дурного бесконечного причинения. Вечное сознание личной возможности

и отсутствие действительности в каждом из этих модусов – кажимость.

[Равнозначность физического порядка причинности и дискретного порядка

переживаний, непрояснимой вполне цепи и инстанции причинения, перед лицом

философской истины в отличии от научной, всегда гипотетической с точки

зрения утверждения возможности её нахождения, даже если эта возможность

упущена – историческая истина, истины – гипотеза абсолютного наблюдателя

фактов]. Искусство жизни (политика) и сокрытие собственной бездарности.

Смерть как источник творения. Её формальное, номинальное присутствие в

самой форме произведения искусства – его удалённость от адресата. Белый

лист, белый холст. Зачем необходимо выражать себя? Нехватка. [Сознание

потери, как сознание любви и связи. Вина. Невозможность возвращения,

поскольку личная сознательная память утверждается только в виду отсутствия

предмета памяти, в виду сознания дискретности бытия (противоречие в

определении бытия, как того, что есть реально – идеал как единство

душевного, разумного и телесного присутствия)]. Феноменальность,

выразительность всякого личного бытия, претензия на уникальность.

Визуальное начало всякой феноменальной явленности. Глаза, как предельное и

всё же только идеальное присутствие реального. Неискоренимая вера в

оптическую иллюзию взгляда как места истины чистого обещания. Новое

обращение к теме намёка. Обратная сторона феноменального: всякая предметная

речь о мире есть речь о самом её произносящем. Нет пустых слов, форм

выражения. Страх выражения и отказ от самоманифестации претензии.

Формальное различие и сходство искусства и философии. Единство конкретного

и всеобщего, как парадоксальное определение и атрибут произведения

искусства и философского понятия. Непосредственность первого в его

классическом варианте, там, где оно нравится, т. е. где глубина воздействия

бессознательна, и опосредованный и опосредующий характер второго.

Философское понятие, как требование задействования личного мышления.

Понятие как знак мудрости, на которую откликается мышление. Философский

текст. Обращение к фигурам первых философов. Легенда и миф. Функция

анекдота в представлении философа. Легендарность как знак непонятности, и

притягательной загадочности. Культивирование анекдотичности собственного

представления первыми философами. Переход к иронии и юмору, как двум

ступеням самопредставления философии со стороны другого и в открытие

глупости другого. [Есть ли философский вкус или непосредственное

опосредованного понятием? Сводится ли цель произведения искусства к

очарованию, как в смысле очарования прекрасным, так и в смысле

захваченности возвышенным, хотя это – непосредственно данная черта, по

которой оно обнаруживается? Очевидная связь эмоции очарования с сознанием

ирреальности присутствия подлинного – суть произведения искусства.

Произведение искусства, как сфера разрушения клише идеологического и

эстетического восприятия – «Чёрный квадрат» Малевича – клише первого и

последующего, модерн. «Ужас красный, белый, квадратный» (Толстой) –

квадрат, как символ смерти, отсутствия, дистанции – лист письма, холст

картины и их возможное начало. Чёрный цвет, как место уничтожения цветов в

их символическом значении, место молчания и безымянности].

Метод: Проблематизация понятного, через демонстрацию очевидного факта или

примера в отношении того или иного избранного предмета, формы человеческой

практики, парадоксально противоречащего другому очевидному факту в

отношении того же предмета, а так же соотнесение определений этих различных

форм. Диалектический и феноменологический в широком смысле метод. Вопрос о

бытии самого предмета или метафизический вопрос о причине его

существования, как чего-то парадоксального, и ответное утверждение такого

его бытия: потому что так и есть. Метод риторической эмфазы – юмор в

иронической оболочке.

Причина выбора темы отношения искусства и философии для первичного

дискурсивного прояснения понятия последней – первичность эстетического

чувства в порядке человеческого самочувствия, рефлексивной чувственности.

Литература:

Мамардашвили М. К. Лекции по античной философии. Лекция 1-2.

Мамардашвили М. К. Введение в философию. Лекция 1. Рождение философии из

мифа.

Хайдеггер М. Введение в метафизику. Части 1-3.

Иванов Н. Б. Леонардо да Винчи. Феноменология шедевра.

Булгаков С. Н. Труп красоты (Эссе о Пикассо).

Делёз Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? Введение. Часть 1. Философия.

Пр. 1-4, Часть 2. Философия, наука и искусство. Пр.7.

Доп. литература:

Гегель Г. В. Ф. Лекции по истории философии. Введение в историю философии.

Виндельбанд В. История философии. Введение.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.