Рефераты. Лекции по философии I часть






объекте. Внешнее и внутреннее не совпадают.

Метафизика

Кант

Вещь в себе (материальный мир) вещь для нас

Сущность явление

(мы ее никогда не узнаем) Кант – субъективный идеалист

Кант – материалист Кант—дуалист

Кант – метафизик

Метафизика

№3 Случайность и необходимость. Случайность – процесс, порождаемый

второстепенными причинами. Это то что может произойти или нет.

Необходимость – процесс, который порождается главными постоянно

действующими причинами. Это то, что обязательно должно произойти и

произойдет так, а не иначе.

Метафизика

3) Волюнтаризм (все зависит от человека, все определяет воля человека).

4) Фатализм (все события носят только необходимый характер, случайностей

нет; случайность – то чего человек не знает)

А) мифологический

Б) теологический

В) рациональный

Диалектика

Необходимость и случайность - взаимосвязаны и могут переходить друг в

друга. Существует прежде всего необходимая случайность, случайная

необходимость. Динамические законы (всемирного тяготения) – все явления

подлежат одному закону, случайностей нет. Статистические законы – нельзя

предсказать поведение каждого отдельного объекта, но можно предсказать

поведение всей системы. Вероятность – количественная характеристика

случайности.

№4 Сущность и явление. Сущность – глубинная характеристика объекта. Явление

– внешние, очевидные свойства объекта. Сущность – то, что спрятано в

объекте. Внешнее и внутреннее не совпадают.

Метафизика

Кант

Вещь в себе (материальный мир) вещь для нас

Сущность явление

(мы ее никогда не узнаем) Кант – субъективный идеалист

Кант – материалист Кант—дуалист

Кант – метафизик

Метафизика разрывает сущность и явление и рассматривает их как

самостоятельный процессы.

Диалектика

Гегель: через явление мы можем проникнуть в сущность, анализируя явления.

Процесс познания сущности. Явлений – сущность I порядка – сущность II.

№5 Возможность и действительность. Возможность – процесс, который может

возникнуть, действительное – то , что есть в наличие. Процесс существования

объекта: постоянный переход возможности в действительность. Невозможное –

события, которые противоречат законам природы или общества (из желудя не

может вырасти береза).

Возможность:

1) формальная (не опираются на существенные моменты

действительности)

2) реальная (связаны с сущностью имеют условия для своей

реализации)

Степени возможности: возможно -- менее возможное.

Теория познания (гносеология)

Структура философии

1) антология (наука о сущем)

2) культурология

3) диалектика

4) этика и эстетика

5) социальная философия

6) философия религии

7) гносеология

8) философия права

9) политология

10) логика

Скептицизм – о каждом предмете можно высказать прямопротивоположные

суждения, поэтому утверждать, что мы знаем наем какую-то окончательную

истину нельзя – человек должен быть готов, что истина недостижима.

Агностицизм – сколько бы человек не пытался он никогда не достигнет истины.

Есть только один способ удостовериться в истинности знаний – практика.

Практика – предметная реальная деятельность человека направленная

преобразование внешнего мира.

Виды:

- труд

- социальная практика (преобразование общества)

- научный эксперимент

Практика имеет большую роль – основа познания, цель познания. Критерий

истины.

Чувственное и рациональное в процессе познания

Рационализм (разум) сенсуализм (чувства)

Знания с помощью мышления знания, которые дают нам

органы чувств

Эти способы связаны между собой, нет их отдельно.

Сущность рационального: с помощью разума человек постигает сущность,

чувства же дают только поверхностные знания.

Сенсуалисты (материальные и субъективные идеалисты) – Локк, Беркли –

главная роль принадлежит чувствам, а разум комбинирует данные, которые дают

органы чувств.

Рационалисты (идеализм объектив.) – Платон, Декарт. Гегель – чувства

поверхностны, недостоверны, полагается на них нельзя, человек должен

руководствоваться только разумом. Декарт (основы современного европейского

рационализма) – разум высший судья всего, что происходит в мире, только

разум может все оценить. Основа его теории («мыслю – следовательно

существую»): человек может сомневаться во всем, но нельзя сомневаться в

самом акте сомнения.

Формы чувственного познания и познания рационального.

1. ощущение – то знание о мире, которое мы получаем с помощью органа

чувств.

2. восприятие – знание о мире, которое мы получаем при помощи нескольких

органов чувств.

3. представление – образ предмета, который мы воспроизводим по памяти –

это этап переходный к рациональному мышлениею. Представление

предполагает работу мышления, это схематизированный образ предмета.

Формы рационального познания:

1. понятие

2. суждение

3. умозаключение

Абстрагирование – в процессе абстрагирования выделяется какое-то свойство,

а все остальные отбрасываются.

Суждение – это высказывание в котором что-то утверждается или отрицается.

S есть P

S не есть P

Умозаключение – это когда на основании каких-то предпосылок делается вывод.

Два основных вида:

- индукция

- дедукция

Индуктивное умозаключение – когда на основании частных посылок делается

общий вывод.

Дедуктивное умозаключение – на основании общей посылки делаются частные

выводы. Дедукция носит более достоверный характер, потому что в случае

индуктивных умозаключений есть опасность, что какой-то случай не учтен. Эту

особенность знал даже Аристотель.

Проблема истины в философии.

Объективный характер истины.

Диалектика основной и относительной истины в процессе познания.

Истина – это характеристика наших знаний. Истина – это знание основ

действительности. Объективная истина – это такое содержание наших знаний,

которое не зависит не от человека, не от человечества. Абсолютная истина

понимается в двух смыслах. Это полное, абсолютное, окончательное знание.

Абсолютная истина – это такое содержание наших знаний, которое не

опровергается последующим развитием человеческого познания. Относительная

истина – это такое содержание наших знаний которое уточняется, дополняется,

конкретизируется, развивается. Каждое знание если оно истинное знание оно

одновременно носит и относительный и абсолютный характер.

Истина всегда конкретна

Критерии истины:

Практика – основной критерийпредметная математика, деятельность человека,

направленная на преобразование мира, практика одновременно является и

абсолютным и относительным применением истины. Практика сама развивается.

Есть дополнительные критерии истины:

1) рациональный

2) интуитивный

- простота решения

- красота

- теория для того, чтобы быть истинной должна быть достаточно

сумасшедшей

Парадигма – это сложившийся набор научных идей и предложений.

Методы и формы научного познания.

Имперический уровень и теоретический. Империя – опыт. Имперический уровень

познания это непосредственное познание природы на основе наблюдения,

эксперимента, примирения является исходным уровнем в процессе познания.

Теоретический уровень – высший уровень научного познания на основе

полученных простых наблюдений. В процессе создания теории часто большую

роль играют факторы ненаучного характера (стимулируют процесс мышления).

Формы имперического познания

- наблюдение – это исследование объекта в природных условьях.

- эксперимент – это исследование объекта в искусственных условьях.

- измерение – сравнение исследованного объекта с эталоном.

Наблюдение – объект исследуется в естественных условьях – его достоинство.

Но его часто нельзя повторить.

Достоинство эксперимента – его можно повторить, но объект вырван из

естественной среды.

Теоретический уровень познания.

- индукция

- дедукция

На основе индуктивных умозаключений существует индуктивный метод познания

(наблюдение эксперимент).

Умозаключение по аналогии

Метод аналогии: если у 2-х предметов существует ряд общих признаков то

возможно тот признак который выявлен в одном предмете будет найден и во

втором. На основе умозаключений по аналогии создан метод моделирования.

Создается искусственный объект на котором исследуют свойства реального

объекта.

Моделирование бывает материальное и идеальное. Материальное – материальный

объект. Идеальное – математические формулы.

Анализ и синтез.

Анализ – это мысленное расчленение объекта на составные части, а синтез –

мысленное объединение частей в одно целое.

Идеализация

Выделяется одно свойство объекта, абстрагируется от свойств и доводится до

своего логического предела, максимума (абсолютный вакуум, абсолютный ноль).

Аксиологический метод: на основе аксиом выстраивается теория. Метод

применяется в математике.

Системный метод

Современная наука исследует системы как целостные, общие характеристики

объекта не выводятся из характреристик частей.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.