Рефераты. Курсовая работа по философии за 1-й курс.






сходятся на признании человека уникальным творением Вселенной, принимая это

мнение как аксиому. В философии сложилось и противоположное мнение о том,

что человек не имеет ярко выраженной оригинальности, что между ним и

животным нет никакого барьера. Можно спросить: «Как же так, ведь человек

имеет совесть, культуру, мораль, в отличие от животного?». Оказывается что

многие из явлений, считающихся достоянием человечества, непосредственно

имеют аналоги в социальном поведении животных. Многие животные сбиваются в

стаи, живут как бы в обществе, как и человек. Но если рассмотреть человека

с разных сторон в сравнении с животными то оказывается, что по многим

параметрам человек оказывается уникальнее, выше, чем зверь (он имеет разум,

волю, совесть, долг, дар общения). По поводу того уникален человек или нет,

было сломано много копий. Бытовало даже мнение что разум – есть зло, не

будь разума, человечество достигло бы счастья. Сейчас существует мнение,

что человек это не эволюционное существо, якобы человечество заселило

землю, прибыв с другой планеты. На данном этапе развития науки нельзя

однозначно описать человека, объяснить его сущность. Можно показать лишь на

одно уникальное свойство: открытость, незавершённость его как создания. В

отличие от других существ, он в состоянии преодолевать видовое

несовершенство, ограниченность. Возможно, также считать, что отличительной

особенностью человека являются его возможности по созданию материальных

благ. Труд сделал из обезьяны человека (Маркс).

Всё время мы говорили о человеке, как о существе социальном, общественном.

Но человек не есть общество, человек, прежде всего личность,

индивидуальность. Да, конечно, общество влияет на формирование этой

личности. Но без «я» не было бы общества, «не я». Индивидуальность – есть

совокупность мировоззрения человека, здравого смысла, рассудка,

способностей, разума, мудрости. Индивидуальность не только обладает

различными способностями, но еще и представляет некую их целостность.

Каждый индивид изначально отличается от других, ему подобных, прежде всего

особенностями строения организма. Затем своей индивидуальностью

(формирующейся под влиянием воспитания в семье), затем тем чего

индивидуальность смогла добиться в обществе.

Личность – представляет человека как субъекта отношений и сознательной

деятельности или как устойчивую систему социально значимых черт,

характеризующих индивида как члена того или иного общества, общности. Таким

образом, личность есть индивидуальность в обществе.

12. Сознание, его происхождение и сущность.

Отражение - всеобщие свойство материи воспроизводить в своих свойствах

особенности других объектов, с которыми произошло взаимодействие.

Основные свойства отражения:

неживая природа:

а) в результате отражения свойства отражаемого объекта передаются

отражающему в виде следа, копии или отпечатка

б) воздействие одного объекта на другой не стимулирует активности этих

объектов.

живая природа:

а) отражение активно; б) оно всегда целенаправленно; в) оно может

носить опережающий характер; г) оно несет функциональный характер.

Общие свойства отражения

а) оно воспроизводит свойства отражаемого объекта лишь

частично;

б) упорядоченность отражаемого объекта воспроизводится с большими или

меньшими искажениями.

Эти особенности присущи любому отражению, но характер отражения меняется

с возникновением жизни. Т.к. перевод системы из состояния менее

удовлетворяющему некоторым требованиям, в состояние, более

удовлетворяющее ему, называется управлением, то любой живой организм

самоуправляющаяся система. В результате длительного отбора способность

организмов реагировать на внешние воздействия все более

совершенствовалась. Наконец произошел качественный скачок, и возникла

нервная система. В ходе биологической эволюции нервная система

усложняется. В процессе развития вида в мозгу возникают новые структуры, в

процессе развития особи вырабатываются новые программы деятельности,

сохраняемые в памяти. В результате этого поведение животного все

более определяется внутренними программами. С усложнением телесной

организации растет удельный вес форм поведения вырабатываемых в

индивидуальной жизни особи, возрастает значение головного мозга. У

человека происходит качественный скачок и возникает сознание.

Сознание - высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной

действительности. Сознание представляет собой единство психических

процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного

мира и своего собственного бытия. С самого рождения человек

попадает в мир предметов, созданных предыдущими поколениями и

формируется как таковой лишь в процессе обучения целенаправленному их

использованию, которое происходит лишь в процессе общения. Именно

потому, что человек относится к объектам с пониманием, со знанием, способ

его отношения к миру называется сознанием. Любое ощущение или чувство

является частью сознания, так как обладает значением и смыслом. Однако

сознание не есть только знание или языковое мышление. С другой стороны

нельзя отождествлять сознание и психику, т.к. не все психические

процессы включаются в данный момент в сознание. Оно возникло в процессе

общественно-производственной деятельности человека и неразрывно связанно с

языком. Сознание существует в 2 формах - общественном и

индивидуальном. Основными подходами к происхождению сознания были

следующие:

Платон: тело человека - вместилище бессмертной души и ее раб, бестелесная

душа управляет всем во вселенной. Христианство: разум человека, его

мышление- искорка божественного разума. Именно он мыслит, желает,

чувствует в человеческом сознании.

Декарт: сознание - внепространственная субстанция, впервые рассматривает

проблему самосознания. Гегель: Сознание - одно из воплощений

всемирного разума. Впервые рассматривает социально - историческую

природу сознания, говорит о принципе историзма. В ХХ веке возникает

теория отражения. Согласно этой теории сознание это высшая форма

отражения.

Таким образом, сознание формируется деятельностью, чтобы затем влиять на

эту деятельность, определяя и регулируя ее.

13. Познание. Его возможности и границы.

Философское учение о познании называется эпистемологией или гносеологией.

Гносеология – это часть философии, которая изучает то, как мы получаем

знания о разных предметах, каковы границы нашего знания, насколько

достоверно или недостоверно человеческое знание. Если бы философия смогла

разобраться в человеческой природе, понять, как мы познаём –

преимущественно с помощью наших чувств (зрения, слуха, осязания), или же

путём чистого размышления, или же как-то объединяя данные чувств с идеями

разума, то нам было бы проще понять познать всё остальное. Эпистемология

включает в себя два основных направления: Скептическая эпистемология и

критическая. Скептики (одним из представителей которых был Декарт)

говорили: пока мы не докажем, что можно хоть что-то знать с полной

достоверностью, мы не должны утверждать, что в мире нечто реально

существует, а не является нашей фантазией, сновидением или иллюзией,

внушённой нам неким злым демоном. Критическая эпистемология исходит из

того, что люди обладают знанием и в науке и в повседневной жизни, но это

знание окружено и переплетено с тем, что кажется знанием, а на самом деле

может быть или спекулятивной метафизикой или ложной претензией на

ясновидение. Говоря, что мы знаем нечто, мы предполагаем, что имеем об этом

достаточно правильное и достоверное представление. Таким образом, в обычной

жизни мы считаем знанием такие убеждения, которые соответствуют реальному

положению дел и которые имеют определённые основания.

Три условия того, что некий субъект S знает предмет P:

1) условие истинности: S знает P если истинно что P;

2) условие убеждённости: если S знает P, то S убеждён (верит) в P

(выглядывая в окно, мы видим солнце и говорим что солнечно, значит так

и есть);

3) условие обоснованности: S знает P, когда может обосновать своё

убеждение в P;

Из них следует – знание есть адекватное и обоснованное убеждение.

Перцептивное знание – это постановка реальных явлений и событий жизни в

соответствие с тем, какое значение придаёт этому наше сознание.

Здравый смысл – представления людей о природе, обществе, самих себе,

складывающееся под воздействием их жизненного повседневного опыта и

общения.

Мир предстаёт в сознании человека в формах и понятиях повседневного

здравого смысла, поэтому можно говорить о его концептуальной первичности.

Мы осваиваем новые знания только лишь на базе первичного нашего здравого

смысла. Если формулировать своими словами общественная практика – основа и

цель познания, так как то, на основе чего мы можем познавать, здравый

смысл, формируется в результате общественных отношений, опыта,

складывающегося на их основе, рассмотрев общественную практику мы сможем с

лёгкостью познать остальной мир.

Сенсуализм – направление в теории познания, согласно которой ощущения,

восприятие – основа и главная формы достоверного познания. Сенсуалисты

противостоят рационалистам, считающим разум основой познания и поведения

людей.

Классическая концепция истины: истина есть соответствие представлений или

утверждений реальному положению дел. Несмотря на простоту этого утверждения

оно спорно, так как затруднительно сравнивать идеальное знание с

материальными вещами. Можно лишь сравнивать одно утверждение с другим.

Исходя из этого, многие стали считать, что истина есть регулятивная идея,

идеал, к которому надо стремиться. Различают ещё две концепции истины:

когерентная и прагматистская. Сторонники когерентной концепции утверждают,

что критерием истинности знания является согласованность его с более общей,

охватывающей системой знания. Прагматики истинным признают такое знание,

которое имеет благие последствия для человеческой жизни, и которое может

успешно применятся на практике.

14. Наука как феномен духовной жизни общества.

Наука - систематизированное знание, выраженное в абстрактно- логической

форме главным структурным звеном которого является закон. Человечество

всегда стремилось к приобретению новых знаний. Процесс овладения тайнами

бытия есть выражение устремлений творческой активности разума,

составляющего великую гордость человечества. Мы постигаем законы природы не

из любознательности, а для преобразования природы под себя.

Научное познание:

1. Наука имеет дело с особым набором объектов реальности, не сводимых к

объектам обыденного опыта.

2. Особенности научных знаний как продукта научной деятельности.

В науке различают эмпирический и теоретический уровни исследования.

Это различие имеет своим основанием неодинаковость, во-первых, способов

(методов) самой познавательной активности, а во-вторых, характера

достигаемых научных результатов. Эмпирической исследование предполагает

выработку исследовательской программы, организацию наблюдений,

эксперимента, описание наблюдаемых и экспериментальных данных, их

классификацию, первичное обобщение. Словом, для эмпирического познания

характерна фактофиксирующая деятельность. Теоретическое познание - это

сущностное познание, осуществляемое на уровне абстракции высоких

порядков. Здесь орудием выступают

понятия, категории, законы, гипотезы и т.д. Оба эти уровни связаны,

предполагают друг друга, хотя исторически эмпирическое (опытное) познание

предшествует теоретическому. Научное познание ограниченно жёсткими

пределами рационализма и доказательности, всякое новое явление или закон

должны соответствовать общей картине мира, которая сложилась на сегодняшний

день (оно должно быть доказано с помощью имеющейся на сегодня научной базы)

таким образом сложилась ситуация, похожая на средневековую инквизицию

(когда догматы церкви жестоко подавляли всякую новую идею), если же снять

эти жёсткие рамки, то можно сделать новый шаг и открыть множество доселе

неизвестных явлений. Если же говорить о тех направлениях науки, которые

сейчас успешно развиваются (физика, химия, астрономия и т.д.) то с

границами дело там обстоит не так однозначно. Если считать что материя

бесконечна то бесконечным должно быть и то многообразие форм, в которых она

проявляется, следовательно, говоря математическим языком, пределом научного

познания является бесконечность.

Использованная литература:

1) «Курс лекций по философии» под ред. В. А. Калашникова. М.-1999г.

2) «Учебник по философии» Фролов. И.Н. М.-2000г.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.