Рефераты. Культура и ее социальная сущность






7. Человек в мире культуры

Выше были рассмотрены различные определения понятия «культура». Здесь мы

будем основываться на деятельностном подходе в понимании культуры. В рамках

этого подхода она рассматривается как способ организации и развития

человеческой деятельности. Культура — это своеобразный «генотип»

общественного организма, определяющим его строение и развитие. Она

представлена в продуктах материального и духовного труда, в социальных

нормах и духовных ценностях, в отношениях человека к природе и между

людьми.

Человеческий мир огромен, пестр и разнообразен — политика, экономика,

религия, наука, искусство и т. д. Все эти сферы человеческой деятельности

переплетены и влияют друг на друга. Каждая сфера является отражением

других. Можно, конечно, рассматривать человека по частями в рамках

политической или иной сферы. Например, политическая культура будет включать

в себя наилучшие способы политического выбора и действия, ценности и идеалы

политического переустройства общества, оптимальные формы социальных

взаимоотношений людей в ходе взаимосогласования их интересов и т. д.

В нравственной культуре фиксируется достигнутый обществом уровень

представления о добре, зле, чести, справедливости, долге и т. д. Эти

представления, нормы регулируют поведение людей, характеризуют социальные

явления. Усваивая нравственные воззрения и принципы, индивид превращает их

в нравственные качества и убеждения.

Эстетическая культура общества включает в себя эстетические ценности

(прекрасное, возвышенное, трагическое и т. д.), способы их создания и

потребления. Специфика эстетического восприятия заключается в том, что

люди, их поступки, продукты деятельности, явления природы, воспринимаются

прежде всего чувственно, в их внешней выразительности.

Сейчас важнейшее значение приобретает экологическая культура.

Драматическая ситуация, которую переживает современное общество, во многом

обусловлена катастрофическими изменениями, происходящими в природном мире в

результате человеческой деятельности. Экологическая культура содержит новые

ценности и способы производственной, политической и иной деятельности,

направленные на сохранение Земли как уникальной экосистемы.

Единство мира культуры определяется целостностью последнего, действующего

как целостное существо. Культура не существует вне своего живого носителя -

человека.

Индивид усваивает ее через язык, воспитание, живое общение. Картина мира,

оценки, ценности, способы восприятия природы, времени, идеалы закладываются

в сознание личности традицией и, незаметно для индивида, изменяются в

процессе общественной практики. Биологически человеку дается только

организм, обладающий лишь определенными задатками, потенциальными

возможностями.

Особое место в мире культуры занимает ее морально-этические и

эстетические аспекты. Мораль регулирует жизнь людей в самых различных

сферах — в быту, в семье, на работе, в науке, в политике и т. д. В

нравственных принципах и нормах откладывается все то, что имеет всеобщее

значение, что составляет культуру межчеловеческих отношений. Есть

универсальные, общечеловеческие представления о добре и зле, например,

такие, как «не укради», «не убий», «не прелюбодействуй» другие,

зафиксированные в Библии. Есть групповые, исторически ограниченные

представления о том, «что такое хорошо» и «что такое плохо». В любом случае

практика межчеловеческих связей осмысливается как добро, благородство,

справедливость.

Сфера эстетического отношения к действительности носит всеобъемлющий

характер. Красота, прекрасное, гармоничное, изящное — все эти ценности

человек находит и в природе, и в обществе. Эстетическое восприятие,

эстетическое переживание, эстетический вкус присущи каждому человеку.

Конечно, степень развитости, совершенства эстетической культуры у разных

людей различна. Исторически изменчивы и идеалы красоты. Тем не менее в

обществе существуют определенные нормы эстетической, моральной,

политической, религиозной, познавательной, духовной культуры. Эти нормы —

невидимый каркас, скрепляющий общественный - организм в единое целое.

Культурные нормы есть определенные образцы, правила поведения или

действия. Они складываются, утверждаются уже в обыденном сознании общества.

На этом уровне в возникновении культурных норм играют большую роль

традиционные и далее подсознательные моменты. Обычаи и способы восприятия

складывались тысячелетиями и передавались из поколения в поколение. В

переработанном виде культурные нормы воплощены в идеологии, этических

учениях, религиозных концепциях.

Таким образом, культура содержит в себе как устойчивые, так и изменчивые

моменты. Устойчивость, «инерционность» в культуре — это традиция: элементы

культурного наследия — идеи, ценности, обычаи, обряды, способы

мировосприятия и т. д. - сохраняются и передаются от поколения к поколению.

Традиции существуют во всех формах духовной культуры.

8. Социальные функции культуры

Многообразными способами и формами включается культура в движение

истории. Они выражают субъективно-личностную сторону деятельности

общественного человека, способы и нормы социальной организации и

регулирования процессов жизнедеятельности, выполняют важнейшую социальную

функцию трансляции опыта, знаний, опредмеченных результатов человеческой

деятельности. Наконец, художественное, научное, техническое, социальное

творчество в той мере, в какой она предстает как изобретение, открытие,

созидание нового, уникального, даст результаты, которые включаются затем в

исторический процесс, вносят в него новые элементы. Здесь имеются в виду и

новые идеи, лишь ожидающие своего воплощения в социальную действительность,

и материализованные результаты человеческой деятельности, и сама

деятельность как посредствующее звено между ними.

Возьмем в качестве примера практическое использование атомной энергии. От

открытия радиоактивности до определения возможности цепной ядерной реакции,

освобождающей энергию атома, прошло четыре десятилетия, заполненные

великими достижениями физики в исследовании микромира. Какого либо влияния

на более широкие сферы социальной жизни они не имели. Но вот в ходе второй

мировой войны под влиянием опасения, что гитлеровская Германия сумеет

создать атомное оружие, в США возник Манхэттенский проект, который привлек

антифашистски настроенных физиков, сумевших за короткий срок пройти путь от

фундаментальных знаний об атоме до атомной бомбы. Как только ученые

закончили работу над ней, она сразу вышла из-под их контроля, ею стали

распоряжаться военные и политики. Взрывы над Хиросимой и Нагасаки

возвестили о качественном изменении и средствах ведения войны, о появлении

страшного по своей разрушительной силе оружия. Затем это оружие стало

совершенствоваться, его мощь возрастала, ядерные арсеналы увеличивались.

Перед человечеством возникла реальная угроза ядерного уничтожения.

Устранить страшную угрозу, предотвратить возможность развязывания мировой

войны с применением атомного оружия, обеспечить выживание человечества и

его будущее стало главной проблемой международных отношений. Так создание

научно-технической мысли вошло в социальную жизнь, оказывая мощное влияние

на протекающие в общество экономические, политические, духовные процессы.

Позднее обнаружилось, что и мирное использование атомной энергии, например,

создание атомных электростанций, вовсе не только научно-техническая, но и

социальная проблема. Строительство новых ЛЭС все чаще вызывает протест

широкой общественности, хоти в разных странах реакция на них неоднозначна.

Атомная энергетика — только одно из тех новшеств, которые принесла с

собой научно-техническая революция, где великими достижениями являются и

компьютеры, и космические аппараты, и лазеры, и новые материалы, и

биотехнология, и многое другие. Очевидно, что все эти продукты творческого

гения человека превращаются в фактор исторического развития, начинают

оказывать на него то или иное воздействие, когда они выходят за стены

научных лабораторий, становятся элементами производительных сил данного

общества, и преобразуют технологию производства, в широких масштабах

выступают в качестве средств человеческой деятельности. Один компьютер не

делает погоды. Но компьютеризация различных видов деятельности приобретает

по своим последствиям социальную значимость.

Не все, что рождает человеческая творческая энергия, входит в

общественную жизнь, в культуру, становится моментом объективного

исторического процесса. Зависит это от разных причин.

Разработанный И. И. Ползуновым в середине XVIII века проект паровой

машины не был реализован, потому что Россия не была к этому готова. И в

дальнейшем, как известно, множество идей и изобретений русских ученых и

инженеров раньте, чем в России, использовались на Западе, но уже по

причинам нераспорядительности, незаинтересованности, консерватизма

чиновников и управленцев.

Концепции великих социалистов-утопистов не оказали серьезного влияния на

ход реальной истории, остались событиями истории общественной мысли не

потому, что общество не было готово к их восприятию, а именно в силу своего

утопизма. Но случается и иначе, когда иллюзорные, а иногда и утопические

идеи, взгляды и системы взглядов сопровождают все развитие цивилизации в

качестве активно действующих факторов.

Можно сказать, что в ходе общественного развития из массы идущих со

стороны культуры «предложений» осуществляется как бы своеобразный

«социальный отбор по различным, обусловленным особенностями данного

общества и конкретной эпохи критериям. В итоге какая-то часть этих

«предложений», отвечающая действующим критериям, получает «путевку» в

социальную жизнь, вплетается в объективный ход истории. И если в каждом

конкретном случае люди действуют сознательно, то суммарный итог их

действий, фиксирующий, что именно включается в дальнейший ход общественного

развития и какие побочные результаты этому сопутствуют, оказывается

объективным, независимым от сознания действующих субъектов.

Люди созидают историю, но социальные последствия их действий складываются

под влиянием массы различных обстоятельств, объективных условий и

закономерностей. Творчество культуры поэтому не совпадает с творчеством

истории.

Перед историческим материализмом возникает в этой связи проблема

соотнесения воплощаемого в культуре деятельного творческого начала,

ставящего перед обществом новые проблемы и открывающего новые возможности,

с объективными условиями и законами общественного развития.

Культура — это неотъемлемая часть человеческой жизни. Культура организует

человеческую жизнь. В жизни людей культура в значительной мере осуществляет

ту же функцию, которую в жизни животных выполняет генетически

запрограммированное поведение.

[pic]

Список использованной

литературы

1. Основы философии: Учебное пособие для вузов / Рук. автор. колл. и отв.

ред. Е.В. Попов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.

2. Введение в философию: Учебник для вузов: В 2ч. Ч. 2 /Под общ. ред. И.Т.

Фролова. – М.: Политиздат, 1989.

3. Философия: Учебное пособие для студентов вузов / В.Ф. Берков, П.А.

Водопьянов и др. – Мн.: ТетраСистемс, 1998.

4. Философия: учебник для высших учебных заведений / отв. ред. В.П.

Кохановский. – Ростов н/Д.: «Феникс», 1998.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.