Рефераты. Космоцентризм и онтологическая проблематика в античной философии






Космоцентризм и онтологическая проблематика в античной философии

230023, г. Гродно, ул. Дзержинского 2/1

Белорусский коммерческий университет управления

Гродненский филиал

Методисту заочного обучения

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по философии

на тему : " Космоцентризм и онтологическая

проблематика в античной философии"

выполнил студент 1-го курса

заочного отделения

группы 7ФиК1 факультета МЭО

Наманкевич Сергей Борисович

230009, г. Гродно, ул. Калиновского, д. 3, кв. 47,

тел. 44-09-45 - дом., 33-22-89 - раб.

КОСМОЦЕНТРИЗМ И ОНТОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА

В АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ.

На протяжении VI-IV веков до нашей эры в Греции происходил бурный

расцвет культуры и философии. За этот период были созданы новое

немифологическое мышление, новая картина мира, центральным элементом

которой стало учение о космосе. Космос охватывает Землю, человека, небесные

светила и сам небесный свод. Он замкнут, имеет сферическую форму и в нем

происходит постоянный круговорот - все возникает, течет и изменяется. Из

чего возникает, к чему возвращается никто не знает. Одни греческие

философы (натурфилософы) считают, что основой вещей является чувственно

воспринимаемые элементы кислород, огонь, вода, земля и определенное

вещество - апейрон; другие (пифагорейцы) видели ее в математических атомах;

третьи (элеаты) усматривали основу мира в едином, незримом бытии; четвертые

считали такой основой (Демокрит) неделимые атомы; пятые (школа Платона) -

земной шар лишь тень, результат воплощения царства чистой мысли.

Разумеется, все эти философские направления были во многих отношениях

наивными и противоречивыми друг другу. Не порвав еще до конца с мифологией,

они отводили богам, сверхъестественным силам второстепенное, а то и

третьестепенное место, пытались познать мир из него самого.

На первых порах древнегреческие философы не осознавали, что основной

вопрос философии может иметь разное значение, но уже в V в. до нашей эры

(например Платон, Демокрит) четко обозначились две противоборствующие

линии, борьба между которыми проходит через всю дальнейшую историю

философии.

Спецификой греческой философии, особенно в начальный период её

развития, является стремление понять сущность природы, космоса, мира в

целом. Не случайно первых греческих философов - Фалеса, Анаксимандра,

Анаксимена, представителей так называемой милетской школы (6 век до нашей

эры), несколько позднее - пифагорейцев, Гераклита, Эмпедокла так и называли

- "физиками", от греческого слова physis - природа. Направленность их

интересов определялась в первую очередь характером мифологии, традиционных

языческих верований и культов. А греческая мифология была религией природы,

и одним из важнейших вопросов в ней был вопрос о происхождении мира. Но

между философией и мифологией было существенное различие. Миф повествовал о

том, кто родил всё сущее, а философия спрашивала, из чего оно произошло. В

"Теогонии" Гесиода читаем, что раньше всего возник Хаос, затем Земля,

Тартар (подземное царство) и Эрос - любовное влечение, Хаос породил Ночь и

Мрак, от их любовного союза возникли День и Эфир. Ранние мыслители ищут

некоторое первоначало, из которого всё произошло. У Фалеса это - вода, у

Анаксимена - воздух, у Гераклита (ок. 544-483 годы до нашей эры) - огонь.

Само же первоначало представляло собой не просто вещество, как его понимает

современная физика или химия, а нечто такое, из чего возникает живая

природа и все населяющие её одушевлённые существа. Поэтому вода или огонь

здесь - это своего рода метафоры, они имеют и прямое, и переносное,

символическое значение.

Уже у первых "физиков" философия мыслится как наука о причинах и

началах всего сущего. В этом подходе сказался объективизм и онтологизм

древней философии (термин "онтология" в переводе с греческого означает

"учение о бытии"). Её центральный мотив - выяснить, что действительно есть,

то есть пребывает неизменным во всех своих изменчивых формах, а что только

кажется существующим. Уже раннее философское мышление по возможности ищет

рациональные (или представляющиеся таковыми) объяснения происхождения и

сущности мира, отказываясь (хотя вначале и не полностью) от характерных для

мифологии персонификаций, а тем самым от образа "порождения". На место

мифологического порождения у философов становится причина.

Для ранних натурфилософов характерна особого рода стихийная

диалектика мышления. Они рассматривают космос как непрерывно изменяющееся

целое, в котором неизменное и самотождественное первоначало предстаёт в

различных формах, испытывая всевозможные превращения. Особенно ярко

представлена диалектика у Гераклита, согласно которому всё сущее надо

мыслить как подвижное единство и борьбу противоположностей; не случайно

Гераклит считал первоначалом огонь: огненная стихия - самая динамичная и

подвижная среди элементов космоса. Однако диалектика натурфилософов, как и

всё их мышление, ещё не свободна от образно-метафорической формы, в ней

логическая обработка понятий ещё не заняла сколько-нибудь заметного места.

Освобождение от метафоричности мышления, характерной для ранних

натурфилософов, предполагало переход от знания, обременённого чувственными

образами, к знанию интеллектуальному, оперирующему понятиями. Одним из

важных этапов такого перехода для греков было учение пифагорейцев

(получивших это имя от главы школы - Пифагора, жившего во второй половине

VI века до нашей эры), которые считали началом всего сущего число, а также

учение элеатов - Ксенофана, Парменида, Зенона (конец VI - начало VII века

до нашей эры), вычленивших понятия бытия как такового.

Согласно Пармениду, бытие - это то, что можно познать только разумом,

а не с помощью органов чувств; более того - постижимость разумом -

важнейшее определение бытия. Главное открытие, которое легло в основу его

понимания бытия, - это то, что чувственному восприятию человека дано только

изменчивое, временное, текучее, непостоянное; а то, что неизменно, вечно,

тождественно себе, доступно только мышлению. Это своё открытие Парменид

выразил в форме афоризма: "Одно и то же есть мысль и то, о чём мысль

существует", или, иначе говоря, мышление и бытие - это одно и то же.

Пармениду принадлежит и ещё один афоризм: бытие есть, а небытия нет. Слова

Парменида значат: есть только невидимый, неосязаемый мир, называемый

"бытие": и только бытие мыслимо. Выходит, по Пармениду, ничего из того, что

мы видим, слышим, осязаем, на самом деле не существует: есть только

невидимый, неосязаемый мир, ибо только он может быть мыслим без

противоречия.

Здесь в классической форме выразился рационалистический характер

древнегреческой философии, её доверие к разуму: то, чего нельзя без

противоречия помыслить, не может и существовать.

Впервые именно школа элеатов с такой чёткостью противопоставила

истинное бытие как нечто умопостигаемое чувственному миру, противопоставила

знание - мнению, то есть обычным, повседневным представлениям. Это

противопоставление чувственного мира истинно существующему (миру "знания")

проходило в качестве лейтмотива через всю западную философию.

Согласно элеатам, бытие - это то, что всегда есть: оно также едино и

неделимо, как мысль о нём, в противоположность множественности и делимости

всех вещей чувственного мира. Только то, что в себе едино, может оставаться

неизменным и неподвижным, то есть тождественным. По мнению элеатов,

мышление - это и есть способность постигать единство, в то время как

чувственному восприятию открывается множественность, многообразие в вещах и

явлениях. Но это множество, открытое чувственному восприятию, - множество

разрозненных признаков.

Осознание природы мышления имело далеко идущие последствия для

раздумий древнегреческих философов. Не случайно у Парменида, его ученика

Зенона, а позднее - у Платона и в его школе понятие единого оказывается в

центре внимания, а обсуждение соотношения единого и многого, единого и

бытия стимулирует развитие античной диалектики.

Древнегреческий мыслитель Фалес из Милета высказал идею, что всё

происходит из воды и в воду же обращается. Это естественное начало

оказывается единой основой всех вещей, носителем всех изменений и

превращений. Хотя идея Фалеса о "первосущности" представляется нам теперь

наивной, но с исторической точки зрения она почти революционна, так как в

положении "все из воды" была дана "отставка олимпийским богам", то есть в

конечном счёте - мифологическому мышлению, и проложен путь к естественному

объяснению природы. Преемник Фалеса Анаксимандр усматривал первоначало не в

каком либо конкретном веществе, а в первовеществе - апейроне (что значит

"беспредельное"). Другой древнегреческий философ Анаксимен полагал, что

первоначалом всего является воздух. Великим диалектиком античного мира

является Гераклит Эфесский. Всё существующее, учил он, постоянно переходит

из одного состояния в другое: "всё течёт, всё изменяется"; "в одну и ту же

реку нельзя войти дважды..."; в мире нет ничего неподвижного: холодное

теплеет, тёплое холодеет, влажное высыхает, сухое увлажняется.

Возникновение и исчезновение, жизнь и смерть, рождение и гибель - бытие и

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.